Конспект урока по русскому языку "Правила правописания корня" 3 класс
Тема: Правила правописания корня
Цель:
Развитие орфографической зоркости, умения проверять слова с безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными в корне;
Ход урока.
Организационный момент. Слайд №1
Начинается урок,
он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
учитесь думать, рассуждать.
Постановка темы и задач урока.
-Сегодня у нас в гостях на уроке Ванечка и Машенька. Слайд №2
Они такие же ученики, как и вы. Вместе с нами на уроке они будут исследовать.
а что значит исследовать?
У вас на столах лежат копии страниц толковых словарей.
Прочтите, что означает слово исследовать.
словарь
Слайд №3
Исследовать – это…
1)Подвергать научному изучению.
2) Внимательно, тщательно осматривать что-либо, знакомиться с чем-либо для
выяснения, изучения
Как думаете, что мы будем исследовать на уроке русского языка? …(средства языковой речи)А какие вы знаете средства языковой речи?( слово, словосочетание, предложение, текст) Что в слове мы исследуем? звуки и буквы.
Сегодня на уроке нашими ключевыми словами на будут слова: Слайд №4
Я думаю
-я считаю
я докажу
я выяснил
2. Сообщение темы, цели урока
- И вот наше первое исследование:
На доске слова: з . ма, шу . ка, со . нце. Слайд №5.
- Ребята, посмотрите все на доску. Какие буквы пропущены? Надо доказать, что именно эта буква пишется.
Дети--- я считаю, что:
В слове зима – безударная гласная и, проверочное слово – зимний.
В слове шубка – парная согласная б, проверочное слово – шуба.
В слове солнце – непроизносимая согласная л, проверочное слово – солнышко.
У.: А теперь повторите еще раз, какие орфограммы в этих словах.
Д.: Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная. Слайд №6
В какой части слова эти орфограммы?
Тема: правила правописания коней
Цель нашего урока обобщить знания по этим правилам корня и закрепить умения проверять и писать слова на эти правила.
4.Определение и объяснение орфограмм Слайд №7
а) Манечка и Ванечка получили задание исследовать слова и распределить их на 3 группы по орфограммам. Поможем им?
Работаем в парах.
влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти,
к . лючий.
Надо правильно вставить буквы и записать слова в табличку(розовая карточка) .
Сначала объясню более трудные слова:
властный – имеющий власть над кем-то, имеющий склонность повелевать;
ненастный – дождливый, пасмурный
Прежде чем приступим к выполнению задания,
повторим правила написания корней. Слайд №8
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук, Слайд №9
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные Слайд №10
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Поверка Устно доказать, почему вставили эту букву.
Я считаю....
Безударный гласный
Парный согласный
Непроизносимый согласный
к . вер
св . сток
к . лючий.
погру . ка
лопа . ка
ко . ти
влас . ный
ненас . ный
чудес . ный
б) Манечка и Ванечка выполняли домашнее задание и им встретилось в тексте слово ТРА(В,Ф)КА. Слайд №11
Маша считает, что в корне этого слова пишется В, а Ваня –Ф.
Кто прав?
Я докажу, что…
травка- трава, травушка, травы.
Что общее в этих словах? корень, значение
Как можно назвать эти слова? однокоренные, родственные
Как пишется корень в однокоренных словах? одинаково
Учебник
об этом нам напоминает правило стр. 103. Прочитайте самостоятельно, вслух
3.Работа над темой.
В русском языке довольно часто встречаются слова с непроизносимыми согласными, парными согласными. Сейчас Аня вам прочитает отрывок из стихотворения. Вы должны назвать слова с парными и непроизносимыми согласными, которые услышите. Маше и Ване это задание показалось сложным, а вы сможете услышать орфограммы? Слайд №12
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
После каждой строчки дети называют слова, затем под диктовку слова записывают в тетрадь с проверочными словами, выделить корни
Слайд №13
5. Физминутка.
6. Работа над темой урока.
Ваня выполнил письменную работу и говорит, что все у него правильно. Сейчас мы исследуем его работу и проверим.
Индивидуальная работа у доски
Я думаю….
Дериво живет карнями, а человек друзьями.
Землю красит сонце, а человека трут.
Нет такого друшка, как родимая матужка..
Дети выходят и исправляют ошибки? объяснить смысл , списывают пословицы комментированное письмо Слайд 14
7. Работа по развитию речи. Творческое задание в группах слайд №15
-А теперь представьте, что вы писатели. У каждого из вас свое задание. Вы должны исследовать с написать текст. (У всех карточки).
Составьте предложения.
Вьюга, в, гудит, ярос…ная, лесу.
Снегом, тр..пинки, засыпаны.
Хол..дно, на, морозе, ребяти..кам.
Ша..ки, они, надели.
Составьте мини-сочинение по
опорным слов
з…ма;
доро…ки;
сн… жинки;
зан…сло;
к…вер.
Вставьте буквы
3 группа Работа с карточками. Слайд №16
Выбрать нужную букву, отметить кружочком правильный вариант ответов
ст_на
а
о
е
и
я
тр_ва
а
о
е
и
я
бл_ны
а
о
е
и
я
п_тно
а
о
е
и
я
д_ма
а
о
е
и
я
1 вариант: е, а, и, я, о.
2 вариант: а, е, о, и, я.
1 группа
-Прочитайте свою работу.
-Назовите слова на сегодняшние правила с проверочными.
-Как написали? Почему?
2 группа свои сочинения
3 группа по слайду, кто так сделал?
8. Деятельностная рефлексия. Слайд №17
- Давайте оценим свою работу на уроке на листочках по такой схеме:
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
Слайд №18
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- Выполняют на индивидуальных листочках.
9.Итог урока.
-Чему учились сегодня на уроке?
-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
повторить правила хором
10.домашнее задание Слайд №19
Слайд №20
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Безударный я всегда
проверяю без труда.
Быстро слово изменяю,
ударенье расставляю.
Корень выделю и вот:
Гора – горы, котик –кот.
Буду грамотно писать
И пятёрки получать
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук ты парный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
«Зуб» - на «зубы»,
«лёд» - на «льды»
Будешь грамотным и ты
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся
А пишутся в тетрадке
Чтобы знать как писать
Нада слово изменять
И за звуком непонятным
быстро гласную искать
Я думаю….
Я считаю…
Я докажу…..
Я выяснил….
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
влас . ный,
погру . ка,
к . вер,
ненас . ный,
лопа . ка,
св . сток,
чудес . ный,
ко . ти,
к . лючий.
Безударный гласный
Парный согласный
Непроизносимый согласный
Безударный гласный
Парный согласный
Непроизносимый согласный
Безударный гласный
Парный согласный
Непроизносимый согласный
Безударный гласный
Парный согласный
Непроизносимый согласный
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
_________________________________________
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
___________________________________
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?...»
________________________________
Составьте предложения.
Мы, по, пошли, следу.
Скоро, увидели, в, огромную,
осиннике, с, лосиху, густом, лосенком.
Оглядывались, пугливо, они.
Их, волк, видно, напугал.
Составьте мини-сочинение по
опорным слов
з…ма;
дорожки;
сн… жинки;
зан…сло;
к…вер.
Составьте предложения.
Мы, по, пошли, следу.
Скоро, увидели, в, огромную,
осиннике, с, лосиху, густом, лосенком.
Оглядывались, пугливо, они.
Их, волк, видно, напугал.
Составьте мини-сочинение по
опорным слов
з…ма;
дорожки;
сн… жинки;
зан…сло;
к…вер.
Выбрать нужную букву.
ст_на
а
о
е
и
я
тр_ва
а
о
е
и
я
бл_ны
а
о
е
и
я
п_тно
а
о
е
и
я
д_ма
а
о
е
и
я
Выбрать нужную букву.
ст_на
а
о
е
и
я
тр_ва
а
о
е
и
я
бл_ны
а
о
е
и
я
п_тно
а
о
е
и
я
д_ма
а
о
е
и
я
Выбрать нужную букву.
ст_на
а
о
е
и
я
тр_ва
а
о
е
и
я
бл_ны
а
о
е
и
я
п_тно
а
о
е
и
я
д_ма
а
о
е
и
я
Выбрать нужную букву.
ст_на
а
о
е
и
я
тр_ва
а
о
е
и
я
бл_ны
а
о
е
и
я
п_тно
а
о
е
и
я
д_ма
а
о
е
и
я
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…
- своей работой я
А) доволен;
Б) не совсем доволен;
В) не доволен, потому, что…
- мне надо
А) повторить (какую тему);
Б) закрепить умение;
В) учиться организовывать свою работу;
- самым лёгким заданием для меня было…
- самым интересным…
- самым трудным…

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ