Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных первого склонения"
Тема: Правописание окончаний имён существительных первого склонения
Цели: 1) Обобщить знания о правописании окончаний имён существительных первого склонения.
2) Развивать умение определять падеж имён существительных 1-го склонения, мышление,
внимание, орфографическую зоркость; самоконтроль и контролирование работы одноклассников, связную устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей,
3) воспитывать интерес к предмету, любовь к природе, животным, чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация,
учебник А.В.Поляковой "Русский язык", ч.2,
таблица "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения",
дифференцированные карточки
Ход урока
Организационный момент. Сообщение целей урока
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Проверьте готовность к уроку.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте удачи своему соседу и садитесь.
- Запланировано много, сможем ли справиться, посмотрим. А чтобы успеть как можно больше, работать нужно быстро, старательно, дружно!
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
II. Минутка чистописания
Отгадав загадку, вы сможете узнать, какую букву мы будем сегодня писать на чистописании.
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)
- Догадались, о какой букве речь?
- Запишите:
(на доске) Б б
би ба бб бл бб
III. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.
- Чтобы узнать тему урока, вам нужно выполнить следующие задания.
Презентация.
1) Игра "Четвёртый лишний". (Слайд № 1) /Индивидуальная работа -3 карточки
Брат, дядя, завтрак, сын.
Озеро, зеркало, река, море.
Печь, метель, морковь, малина.
- Найдите в каждой строке лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
- Что общего у всех этих слов? Докажи. (существительные 1-го склонения с окончаниями -а, -я).
2) Поставьте данные существительные в родительном, дательном и предложном падежах. (Слайд № 2 )- работа в тетради
- Что можете сказать про окончания? (на доску вывешивается таблица "Падежные окончания имён существительных 1-го склонения").
- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Слайд № 3 )
- Какова будет цель урока? (Учиться правильно писать безударные окончания имён существительных)
IV. Сообщение темы урока и постановка целей.
Да, сегодня мы будем совершенствовать умения определять склонение, падеж имен
существительных, будем учиться правильно писать падежные окончания имен существительных 1
склонения.
V. Работа по теме урока.
1.Посмотрите в окно.
Сегодня яркий солнечный денек.
Какое время года наступило? (Весна) (Слайд № 4 )
По календарю весна начинается 1 марта.
А в природе и в нашей Ростовской области весна наступает каждый год в разные сроки.
Давайте полюбуемся картиной Молчанова Олега Ивановича «Талая вода» .
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
2.Коллективно-индивидуальная работа (текст на листочках у каждого ученика на парте).
1.- Внимательно прочитайте текст "про себя".
- О каком времени года говорится в тексте?
- Обратить внимание на правила поведения возле водоемов.
Весна.
На рек… тронулся лед. Шумные ручьи побежали по дорожк… . Яркий луч весело играет в вод… . На пригорк… появилась молоденькая травк… . Душистой смолой пахнут липкие почки.
- Определите в тексте, что общего между словами с пропущенными буквами?
- Какое задание вы можете предложить по данному тексту?
- Спишите, вставьте пропущенные окончания, определите падеж.
Взаимопроверка.
3.Алгоритм « Как правильно писать безударные окончания имён существительных?»
(Слайд № 5 )
1. Поставь существительное в начальную форму.
2. Определи склонение существительного.
3. Определи падеж существительного.
4 .Вспомни окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
5. Проверь с помощью слова-опоры («волшебного»)
4.
5.Работа с предложением
-Кто радуется весне? Составьте предложение.
Озябшие птицы радуются весне.
- Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Можно определить части речи)
- Определите, в каком падеже стоит существительное весне?
6.
7. А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре улетела.
8. Работа в группах - работа по учебнику с. 45 упр. 356(1,2)
- Закрепим наши знания, выполнив упражнение в учебнике
( 2 ученика работают у доски)
- Объясни написание пропущенных букв.
9. Работа в парах (дополнительная работа)
Игра «Найди свою пару»
Друзья познаются потех… . час
Делу время, в бед… .
- Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.
(Самостоятельная работа учащихся в парах.)
Проверка. Слайд № 6
Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки)
Друзья познаются в беде.(П.п., 1скл.)
Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
10.
VI. Рефлексия (Итог урока.)
А теперь подведем маленький итог нашего урока. Возьмите табличку и заполните окончаниями существительных 1-го склонения.
(Проверка по таблице).
Если без ошибок- поставьте +, если есть ошибка- -.
Поднимите руки, кто получил +? А -?
- Над чем работали на уроке?
- Что запомнилось на уроке больше всего?
- Чему вас научил этот урок? (Я сегодня на уроке учился____________)
- Я работал с _____________настроением.
- Я________доволен собой.
- Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей)
- Как думаете, все ли узнали о написании безударных падежных окончаний существительных?
- Нас еще ожидает много интересного.
Оценки за урок
- Сегодня работали отлично-----, хорошо----.
VII. Домашнее задание: упр. 356(3,4)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ