Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе


Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.


Цель: а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;

б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

в) воспитывать интерес к русскому языку.


Ход урока


1. Повторение изученного. Формулирование учащимися темы урока.


На доске написаны слова: к…ток, в…дро, берёза, пов…ар, в…сна, спос…б, ст…нал, малина, зел…нь.


У. Внимательно посмотрите на доску и прочитайте слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?


Д. К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.


У. Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему?


Д. Ко второй группе можно отнести слова берёза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трёх слогов.


У. Ещё раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.


Д. На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».


У. Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.


Д. на прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании с проверяемой безударной гласной в корне.


У. Скажите правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.


Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить это слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.


У. Напишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите к ним проверочные. (Работа выполняется, проверяется; ещё раз повторяется правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне).


2. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?


Д. Это буквы а, о, е.


У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?


Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аео, оеа, … .


Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аео, ааео, аааео, … . И т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).


У. напишите каждую цепочку до середины строки.


3. Словарно-орфографическая работа.


У. Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово?


Д. Это слово корабль.


У. Подберите родовое понятие к слову корабль.


Д. Корабль – это транспорт.


У. Для чего он предназначен?

Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.


У. Скажите полностью, что такое корабль?


Д. Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.


У. Какие ещё бывают корабли?


Д. Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.


У. найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?


Д. В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь.


У. Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

Прочитайте написанную на доске пословицу.


Д. Большому кораблю – большое плавание.


У. Объясните её смысл.


Д. Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.


У. Напишите пословицу по памяти. (Учащиеся выполняют работу.)

Какое ещё задание вы можете предложить с данной пословицей в соответствии с темой урока?


Д. Надо найти в этой пословице слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить их написание.


У. Выполните это задание.


Д. В данной пословице слово большой (большому) с проверяемой безударной гласной. Проверочное слово больше.


4.Закрепление изученного.

Упражнение 1.


У. Сейчас мы выполним упражнение, задание к которому вы сформулируете сами. Для этого прочитайте запись на доске.

Д. Ночь – утро; (з…ма, м…роз, январ…, ос…нь);

Песня – глухой; (к…ртина, художник, сл…пой);

Туча – дожд..; (дер…во, корен…, л…сточ…);


У. Какое бы вы предложили задание?


Д. Установите, какая имеется смысловая связь между словами в левой части примера. Составьте такую же пару из слов, заключённых в скобках. Составленные пары слов напишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.


У. Какие слова вы подобрали к первой паре? Обоснуйте свой ответ.


Д. К первой паре ночь – утро подобрать слова осень – зима. После ночи наступает утро, а после осени – зима. В слове зима, проверяемая безударная гласная и. Проверочное слово зимний. (Аналогичным образом выполняется всё упражнение).

Ответ: песня – глухой; картина – слепой;

Туча – дождь; дерево – листочки.


5. Физкультминутка


У. Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть, и показывать написанные на доске слова. Если в слове есть безударная гласная а, то вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, то вы топаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земля, моря, семья.

Упражнение 2.


У. Продолжим нашу работу. Прочитайте написанные на доске предложения.


Д. Качает ветвями косматая серая сосна.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Вечерняя тишина висит над рекой.


У. Сформулируйте своё задание к ним. (Учащиеся составляют и сообщают классу варианты заданий. Если не прозвучит требуемый, то учитель предлагает свой вариант). Напишите те предложения, во всех словах которого (кроме предлогов) имеются проверяемые безударные гласные в корне. Подберите к ним проверочные. (Осуществляется проверка выполненной детьми работы).


6. Итог урока.


У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

Д. Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.


У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?


Д.Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить его так, чтобы безударная гласная стала

ударной.


У. Что особенно понравилось на уроке?


7 Домашнее задание.

Придумать и записать слова с проверяемой безударной гласной в корне. Записать 2 предложения с этими словами.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ