Конспект урока по русскому языку "Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?" 1 класс
Урок русского языка в 1 классе
Джуманиязова Ольга Константиновна,
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 1101
Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?
Форма проведения: проблемный урок
Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Регулятивные универсальные учебные действия :
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Учебные универсальные действия:
учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД :
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные УУД:
формирование активной жизненной позиции
умение высказывать личные суждения
Оборудование: ИКТ(мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, Макбуки), конверты с лепестками ромашки со словами, вопросами Кто? Что?, индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах, грецкие орехи, книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»,
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
- Хочу урок начать с высказывания( 1 слайд).
- Как вы понимаете это высказывание?
Я хочу чтобы эти слова стали девизом нашего урока.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности ( 6-8мин).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Классификация по единому признаку.
-К приходу гостей мне хотелось украсить класс цветами - ромашками.
- Но сейчас их нет, и я вырезала их из бумаги и положила в конверт, который лежит у вас на парте.
-Но лепестки ромашки непростые, на каждом написано слово.
- Вам надо распределить эти лепестки в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.
-Каждый из вас возьмите конверт, на котором нарисован лепесток.
- Как выйти из этого положения?
( работать в парах)
(в конвертах слова: медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, солнце, снег, вода, камень ).
- Двум парам не хватило конвертов
( работают на доске и интерактивной доске).
2.Проверка выполнения задания и оценивание своей деятельности.
- У кого появились вопросы при распределении слов на группы?
- Почему у вас возникла проблема?
Задают вопрос о том, кто такой ПЕЛЕНГАС.Осознают то, что не хватает знаний.Работают с ИНТЕРНЕТОМ, находят нужную информацию.
- Где мы можем найти ответ на ваш вопрос?
- Определите слово ПЕЛЕНГАС в одну из групп.
-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)
( на доску учитель вывешивает слова на доску ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ )
- Знания по какому предмету пригодились?
3. Проблемная ситуация с растением.
- У вас получилась ромашка
- Возьмите лепесток с этим словом
-Куда вы поместите само слово ромашка?
-Кто хочет доказать своё мнение?
-Где проверить выводы?
- Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано:
« Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.»
- Так в какую группу мы определим слова « ромашка».
4. Запись слов в тетради в 2 столбика.
Физминутка для мелкой моторики рук
Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
3.Слайд 8,9
Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.
Что обозначают слова, которые вы назвали – предметы.
(Одни предметы живые, а другие нет.) на слайде разделить на 2 группы.
Посмотрите на правый верхний угол, - какие тут предметы?(одушевленные)
Посмотрите на нижний левый угол - а здесь какие?(неодушевленные)
4.Создание проблемной ситуации. Межпредметная связь (с литературным чтением)
-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка)
-Из какой он сказки? «Приключения Незнайки и его друзей»
-Кто написал это произведение? Н. Носов
Назовите друзей Незнайки.
Слайд 11
(показываю книгу, рекомендую прочитать)
Слайд 12
Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?
Вы пытаетесь помочь, а значения всех ли слов вам понятны?
(На доске запись)
Все пончики вокруг съел Пончик.
Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (обсуждение)
Отметим зелёной ручкой правила написания предложения.
- Какие умения мы можем показать после списывания предложения?
( умение делить слова на слоги, ставить ударение, отмечать безударные гласные)
Спишите предложение к себе в тетрадь.
Найдём в этом предложении слова и обозначим их условным значком, если они обозначают одушевленный предмет - сердечко, неодушевлённый - солнышко.
Слайд 13
(работа над толкованием слов)
- Почему слова в каждой паре звучат одинаково, а записаны по разному?
-Зависит ли вопрос от значения слова? Значение слова
Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает
-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) – Почему?
-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) – Почему?
-Что обозначают эти слова? (предметы)
5.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
на доске появляется тема урока.
6.Физминутка.
7. Работа по учебнику(стр.39)
Слайд 15
Сравнение выводов с правилом в учебнике.
Чтение правила каждым ребенком (жужжащее чтение)
-Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.
- Прочитайте предложения.
- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.
1.Учитель вошёл в класс.
2. Ученик отвечает урок.
3.Костя заточил карандаш.
4.У нас во дворе стоит берёза.
-Есть ли среди слов словарные? Назовите их.
Учитель, класс, карандаш, берёза.
8.- Какую учебную задачу мы решили?
( узнали, что предметы бывают одушевлённые и неодушевлённые, что они отвечают на вопросы КТО? ЧТО?)
- Какую задачу надо решить?
(применить знания).
9. Самостоятельная работа .Выполнение проекта «КТО?», «ЧТО?» в программе ПервоЛого.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-Открываем ПервоЛого, заходим в рисовалку, карандашиком с линеечкой делим страницу пополам, нажимаем «А» ,подписываем каждую половинку «кто?» «что?», заходим в формы и при помощи черепашки устанавливаем объекты по 3 штуки. Сохраняем проект на рабочем столе. Перенесите на флешку, дома прикрепите к форуму.
.
10.Подведение итогов
-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?
-Закончи предложения:
- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? обозначают…(предметы)
-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)
-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)
-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)
- Задайте вопрос к словам зайчики, и объясните свой выбор.
Слайд 18
И в конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы…
Слайд 19
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ