Конспект урока по русскому языку "Сложные слова" 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 «В» классе, 21.09.13г

Тема урока: «Сложные слова».

Учитель: Секачева Елена Владимировна

Тип урока: освоение новых знаний.

Форма урока: урок – исследование.


Дидактическая цель: Создать условие для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.


Цели по содержанию:

образовательная:

- формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова;

- способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” ;

развивающая:

- развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.


Методы обучения:

- Метод проблемного изложения.

- По источнику информации:

  • словесные;

  • практические;

  • наглядные.

-По уровню познавательной деятельности:

  • частично-поисковые;

  • объяснительно-иллюстративные.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая.


Средства: Учебник “Русский язык” 3 класс, Соловейчик

Оборудование:

  • карточки для индивидуальной и групповой работы;

  • стенд «Радуга рефлексии».

Демонстрационный материал:

  • презентация «Радуга настроения»;

  • презентация «Сложные слова»;

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска.


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Эмоциональный настрой на урок



Работа с презентацией «Радуга настроения».


Педагог нацеливает на успех.

    1. - Ребята, у меня сегодня настроение радостное и бодрое . Я хотела бы, чтобы вы тоже зарядились положительной энергией на этот урок и весь сегодняшний день. Поэтому предлагаю посмотреть вам презентацию «Радуга настроения» и рассказать затем о чувствах и эмоциях, которые она вызвала у каждого из вас.






Рассказывают о своём настроении после просмотра презентации.









Личностные: самоопределение, смыслообразование

2.Минутка чистописания

Посмотрите на экран и найдите закономерность в записи буквосочетаний. (слайд 1)

Хх Ххх Хххх Ххххх …………..


Запишите в тетрадь, продолжая закономерность в строке.




) (Слайд 3, 4)

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)

Прочитайте, какие пословицы есть в русском языке о хлебе.

(Слайд 5)

Чтение пословиц с экрана. Выяснение их смысла.

Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.

Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Докажите, что это родственные слова. Назовите признаки этой группы слов. Выделите корень.




В этих буквосочетаниях следующая закономерность: строчная буква х увеличивается на одну в каждом следующем буквосочетании

Отгадывают загадку.









Подбор однокоренных слов к слову «хлеб».

Дети доказывают, что данная группа слов является однокоренными словами, называют признаки родственных слов.

Выделяют корень в словах.

Познавательные:

-анализ;

- построение осознанного речевого высказывания;

Регулятивные:

-выполнение учебного действия;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- использование критериев для обоснования

своего суждения.

3.Самоопределение к деятельности



Учитель ведет диалог, подготавливающий к деятельности.

- Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе) (Слайд 6)

- К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб?завод. - проблема

- Что интересного в записи слова? (Два корня).

- Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?

- Как назвать гласную, которая соединяет два корня?

Ученики отвечают на вопросы.



Личностные:

самоопределение;

смыслообразование ;


Познавательные:

-подведение под понятие;

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции

4.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности



Ребята, а кем мы были с вами на прошлом уроке русского языка? Вам понравилось самим открывать новые знания? Тогда сегодня я предлагаю вам побыть в роли знатоков. Я думаю, что у вас достаточно знаний и умений и вы справитесь с этой ролью.

-Какие бывают соединительные гласные в сложных словах?

- А когда в словах пишется гласная е, а когда о?(слайд 7)

Ученики отвечают: исследователями и конструкторами.








Дети отвечают: гласные о,е.

Высказывают гипотезы, как в слове выбрать соединительную гласную.

Познавательные:

-произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные:

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

- волевая саморегуляции в ситуации затруднения.


5.Построение проекта выхода из затруднения



Постановка проблемного вопроса.

Знаем ли мы какое-либо правило или утверждение, позволяющее нам выбирать соединительную гласную в сложных словах?

Как предлагаете действовать?

Дети предлагают пути решения орфографической задачи.

Познавательные:

целеполагание ;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учи-

телем и сверстниками

6.Открытие нового знания



Работа в группах

Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Понаблюдайте и сделайте вывод: (Слайд8) Хлеб…пекарня Масл…завод

Птиц…лов Пеш…ход

Сам…свал Везд…ход

Пыл…сос Сам…вар

Дом…сед Кож…ед

Проверка по слайду. (Слайд 8)

Открытие нового знания.

Повторяют правила работы в группе.Дети работают в группах, вставляют пропущенные буквы. Проводят наблюдение над словами, когда пишется гласная о и е.



Отчёт групп.

Дети самостоятельно приходят к выводу о том, что гласная о пишется после твердых согласных, а гласная е после мягких, шипящих и ц.

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций ;

разрешение конфликтов.

достижение договоренностей и согласование

общего решения ;

Личностные:

осознание ответственности за общее дело

7. Физминутка

Презентация на интерактивной доске

Выполняют упражнения.


8. Закрепление учебного материала



Индивидуальные карточки.

Работа в тетради класса, один у доски.

Ученик у доски проводит рефлексию перед выполнением задания (стенд «радуга рефлексии»)

Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу.

- Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ) (Слайд 9)

- Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. – (МУХОМОР) (Слайд 10)

- С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД) (Слайд 12)

- Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ) (Слайд 13)

Ученик у доски проводит рефлексию после выполнения задания, анализирует ошибки, ставит себе отметку.

 Ученики отгадываю загадки, записывают отгадку в тетрадь, разбирают слово по составу, объясняют решение орфографических задач в словах.






















Познавательные:

-анализ, подведение под понятие;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

-– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

формулирование и аргументация своего мнения.


9. Работа с учебником + словарная работа

Откройте учебник на с.28, упр.74.


Читают задание, решают орфографические задачи, объясняют способ действия при решении задачи, работа со словарем : «сорок».Анализируют сложное слово «сороконожка»

Познавательные:

-понимание текстов, извлечение необходимой информации;

-построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий

Регулятивные:

-доказательство своих рассуждений, коррекция своего мнения.

10. Рефлексия деятельности. Итог урока.



- Ребята, покажите свои смайлики. Какое настроение у вас в конце урока? Был ли полезен для вас урок?

- А теперь давайте проведем рефлексию урока каждого из вас.


 Проводят рефлексию настроения.(показывают смайлики)

 

 Дети, пользуясь фразами-подсказками (карточки на доске), проводят рефлексию урока.

Личностные:

-самооценка на основе критериев успешности;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ;

использование критериев для обоснования своего суждения ;

Домашнее задание.


С.28, упр.74.








Приложение

Индивидуальная карточка.

Соедини части сложных слов и запиши их.

земле ход

гром сек

мясо отвод

сено мер

везде комбинат

дрово кол

лед косилка



________________________________________________________________________________________________________


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ