Конспект урока по русскому языку "Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов"

Тема: «Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов»

Заикина Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

Курская область, г.Курчатов МБОУ «СОШ №6»































Тема урока:

«Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слов».

Цели урока

Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; закреплять умения давать характеристики звуков; знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.

Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить четко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: таблица “Парные звонкие и глухие согласные”, сигнальные веера с парными согласными, картинный словарь, таблица по развитию речи, карточки для индивидуальной работы, Умошарик - направляющая таблица, сказочные герои - злой волшебник, король всемогущее Правило, орфографический и толковый словари, таблицы с деформированным текстом.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Как только я скажу слова:

- Прозвенел звонок. Начинается урок.

Выбегает злой волшебник и пытается детей заколдовать.

- Не боимся тебя, волшебник, ребята смогут победить тебя, не страшны твои заклинания.

- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного мягкого звука, затем с согласного твёрдого звука.

- Молодцы, дети. А чтобы не навредил злой волшебник, путь к знаниям будет нам указывать Умошарик.

(вывешиваю таблицу № 1)

II. Минутка чистописания.

Посмотрите внимательно на эти буквы.

б в г д ж з

п ф к т ш с

- Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад?

(Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные звуки, буквы второго ряда - глухие парные согласные звуки).

Они приготовили для вас задание.

Сейчас каждый в тетради пропишет ту пару, которую можно назвать «лишней».

- Какая это пара? ( Ж – Ш ). Почему?

Показ учителем написания букв.

III. Словарная работа (картинный словарь).

Пришли к Айболиту лечиться:

Корова, ворона, заяц, лисица, собака, медведь.

- Подчеркните непарные согласные одной чертой, а парные – двумя.

(Вспомнить по таблице парные и непарные согласные звуки)

- В каком слове на конце звук слышится один, а буква пишется другая? (Медведь).

Найдите это слово в орфографическом словаре. Запомните!

Когда ещё в переносном значении употребляем слово медведь? Составить предложение.

- Пока ребята, вы работали, Умошарик рассказал одну историю. Вот послушайте.

Спор согласных

- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного - правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?

Дети рассказывают правило.

( Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. )

- Совершенно верно. Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.

Всемогущее ПРАВИЛО:

- Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать , то вас одолеет любой враг, - сказал в заключение король – всемогущее ПРАВИЛО.

На доске записаны слова:

гриб огород

зу… ду… (дети записывают в

гла… горо… тетрадь)

обе…

Дети выходят к доске, записывают букву и доказывают её написание.

- Ребята, а кто догадался, какая тема урока?

IV. Сообщение темы и цели урока

V. Работа по закреплению пройденного материала

(Вывешиваю тему урока)

Умошарик № 2

  1. Работа по учебнику, упражнение 12, страница 82.

  2. Выполнение упражнения 12 самостоятельно.

  3. Упражнение 14, хором показывают веером букву.

  4. Работа в тетради на печатной основе. Собрать пирамиду, страница 48. Взаимопроверка

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок.

Физкультминутка.

- Я называю слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, то вы приседаете и руки разводите в стороны, а если на глухой парный согласный – встаёте и опускаете вниз.

ЗАЙКА – СОЙКА ТРАВА – ДРОВА

ВЕНЯ – ФЕНЯ ЖИТЬ – ШИТЬ

ДЕНЬ – ТЕНЬ ЗВЕРЬ – ПЕНЬ

ДВЕРЬ – КРЕНЬ

  1. Работа с деформированным текстом.



Лёд стал крепким.

Был сильный мороз.

Пруд замёрз.

- Можно ли это назвать текстом? (Нет, предложения переставлены местами).

- А может, это просто отдельные предложения? (Нет, предложения объединены одной темой).

- Переставьте предложения так, чтобы получился текст.

Был сильный мороз.

Лёд стал крепким.

Пруд замёрз.

Озаглавьте.

Запишите исправленное предложение.

  1. Выпишите слова, которые начинаются на звонкий парный согласный.

Подберите к ним слова, начинающиеся с глухого согласного по смыслу. Ответ обоснуйте. Устно.

ВИНОГРАД, ДЕДУШКА, ПИДЖАК, ЗУБР, ФИНИКИ, ДНЕВНИК, ТЕТРАДЬ, ЖУК, ТЁТЯ, ГРАЧ, ШМЕЛЬ, СЛОН, КУКУШКА, БРЮКИ.

  1. Устная работа.

(Умошарик ведёт к цели)

- Сейчас мы поупражняемся в подборе проверочных слов. Слова – отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове. Ответ обосновать.

1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз)

2. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … (друг)

3. Всё перетрут терпение и … (труд)

Дети слушают песню на DVD («А снег идёт») и запоминают слова с парным согласным звуком на конце.

- Молодцы ребята, вы хорошо потрудились и одержали победу над злым волшебником. Мы хорошо понимаем множество слов. Но понимать слово – мало: надо знать его толкование, суметь объяснить его значение. Сейчас в толковом словаре найдём слово победа, прочитаем. Видите, победа бывает разной. Ваши прадеды умирали за правое дело, они хотели, чтобы вы жили счастливо. Я думаю, что они гордились бы такими пра-правнуками.

Рефлексия

- Покажите мимикой у кого хорошее настроение?

Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.



8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ