Русский язык. Работа со словарными словами

Работа Смирновой Н.А.

МОУСОШ 7

Учитель начальных классов


на тему Работа со словарными словами




Цель:

Изучить методику ассоциативной теории словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.




Гипотеза :

Разнообразие форм словарной работы с учётом ассоциативной теории повышает эффективность усвоения материала, качество младших школьников.




Задачи :


  1. Знакомить учащихся со словесным богатством родного языка.

  2. Вырабатывать умение слагать слова в предложения для того, чтобы дети могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

  3. Повышать орфографическую грамотность учащихся.


Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддаётся никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребёнок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слова «лопата» ? Необходимо развивать у детей все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

Недостаточно, чтобы ученик знакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарными словами учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.

Природу русской орфографии раскрывают с помощью принципов, которые помогают в выборе методов и приёмов обучения. .

К ним относятся:

----- морфологический принцип

---- фонематический принцип

---- традиционный принцип

---- принципы дифференциации (лексических, грамматических)

---- фонетический принцип

В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приёмы:

---- Метод языкового анализа - приёмы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования. Устного проговаривания.

---- Зрительное запоминание - вместе с кинестезическим (речедвигательным. рукодвигательным) : приёмы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарю, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчёркивание их в тетрадях, повторное письмо слов.

---- Сопоставление и противопоставление тематических групп заучивания слов, однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению.

---- Сопоставление зрительного и слухового образов (составов ) слов : различные виды слуховых диктантов.

---- Составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций

---- Составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи,

---- Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы. Составление стихов с этими словами, юморесок, загадок; проведение викторин, конкурсов.

Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться через две недели после первого изучения, потом ещё через две недели, затем через два месяца с целью контроля. Но многие учителя используют словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать индивидуально над ошибками. Такие диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произношением и рочее.



Ошибки на правописание безударных гласных относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1 – 4 классов. По подсчётам А.М. Пешковского половину числа слов русского языка составляют слова с непроверяемыми написаниями. Многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников, от усвоения их правописания в значительной мере зависит грамотность учащихся.

Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом году обучения должны проводиться «словарно-орфографические» упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Списки слов (словари для справок) с непроверяемыми безударными в корнях даны в учебниках для 1 -4 классов. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить, вынесены на поля в учебнике.

Слова с непроверяемыми написаниями, которые дети должны усвоить младшие школьники, - это в основном имена существительные. Авторы учебников, давая для запоминания слова с непроверяемой безударной гласной, включают его в текст упражнения на этой же странице. Это помогает учащимся быстрее запомнить его, научиться правильно употреблять в своей речи. Конечно, упражнения прежде всего должны быть направлены на выработку тех грамматико-орфографических умений и навыков, которые предусматриваются темой, изучаемой в данный момент. Но вместе с тем следует обращать внимание и на написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Если учащиеся будут видеть эти слова в тексте, они быстрее запомнят их написание.

Известный методист Н.С.Рождественский считает, что для традиционных написаний следует использовать все возможные средства для запоминания. Предлагается слова соотносить с их реальными значениями, т. е. соединять слова с наглядным образом. Группировать по какому-либо признаку и неоднократно их повторять.

Известно, что при письме слов с непроверяемыми гласными нельзя опереться на грамматическое правило, поэтому указанные слова усваиваются путём упражнений, рассчитанных на зрительно – моторную память.

В то же время словарно-орфографические занятия нельзя ограничивать только заучиванием правописания слов. Наибольший обучающий эффект достигается, если в процессе изучения слов данной категории учащимся предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют и лексические цели. Например, задания направленные на подбор к изучаемому слову однокоренных; направленные на образование от какого-либо слова при помощи приставок или суффиксов с последующим наблюдением над их лексическим значением; направленные на составление с изучаемым словом словосочетаний сначала по моделям, указанным учителем, а потом и самостоятельно, составление с полученными словосочетаниями предложений.

Перечисленные задания позволяют учащимся «практически усваивать круг слов, с которыми может сочетаться изучаемое слово с беспроверочным написанием, что важно, так как предохранит детей от ошибок лексической сочетаемости слов, когда детям придётся самостоятельно использовать изученные слова в своей речи. Такая работа является важнейшей предпосылкой для расширения активного словаря учащихся.

Расскажу, как у меня проводится работа со словарными словами.

Прежде всего объясняю значение каждого слова. Записываем в тетрадь и на доску, ставим знак ударения, делим на слоги, выделяем безударную гласную (цветным мелом и цветным карандашом).

Со второго полугодия в 1 классе ученики заводят словарики (перегнутая вдоль тетрадь для письма) и столбиком записывают эти слова, написание которых надо запомнить.

Образец: Фамилия - фа-ми-ли-я; фа –ми- лия.

Эти словари регулярно проверяю. На летние каникулы собираю их и храню в школе.

Такие словари учащиеся ведут до 4 класса, по ним они повторяют словарные слова при каждом удобном случае. За учебный год каждое слово повторяется примерно 20 раз, а ежедневно берётся до 10 слов. Один раз в две недели провожу проверочные диктанты. Один-два раза в год администрацией проводится проверочный словарный диктант. После проведения проверочного диктанта дети делают работу над ошибками.

Образец: Москва - в Москву, к Москве, над Москвой; московский, москвич. Москва - столица нашей Родины.

Виды повторения и закрепления таких слов стараюсь разнообразить, тем самым поддерживаю интерес к этой работе.

В работе со словарными словами можно выделить три этапа: знакомство, заучивание, усвоение.

Вот некоторые из приёмов работы со словарными словами:

  1. Выборочные диктанты.

  2. Составление учениками рассказа с изученными словарными словами на темы: «Огород», «Береги вещи», «Птицы - наши друзья» и другие

  3. Выписывание из диктанта, упражнения словарных слов и дописывание родственных слов.

  4. Устные диктанты. Я называю слово, ученики поднимают карточку с непроверяемой гласной.

  5. Диктую загадку, ученики пишут отгадку. Ученик объясняет с какой буквой пишется слово. Затем выставляется карточка для проверки слова.

  6. Вызванный ученик проговаривает слово, а все пишут.

  7. Каждый ученик получает карточку с наклеенной картинкой и записывает не менее 6-10 слов.

  8. Вывешиваю на доску картину, а ученики по её содержанию пишут как можно больше словарных слов. Картины подбираются из журналов, из альбомов по развитию речи.

  9. Картинный словарь. Показываю картину, а дети записывают слово.

  10. Ответы на вопросы словарными словами.

- Где живут интересные книги? (в библиотеке)

11. Записать по столбикам названия птиц, названия овощей, ягоды, название посуды.

----- по родам

---- по числам

---- по склонениям

---- по частям речи

12. Записать как можно больше словарных слов с гласной «о» красиво, грамотно и уложиться в отведённое время.

13. Игра в цепочку: последняя буква слова становится первой буквой следующего слова.

14. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

15. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово»

16. Образование другой части речи.

17. Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.

«Закрой глаза, представь это слово, назови его по буквам, заставь помигать «опасную букву». Какая буква мигает? Прочти медленно, как будешь писать.

Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух то, что пишешь.

18. Заучивание смешливых стихов.

Г.Сапгир «ЛИ-МОН»

Что за ЛИ?

Что за МОН ?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут

-----ЛИМОН

Сразу станет кисло

Кроме того следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

  1. Установка на запоминание:

Ученик должен захотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

  1. Заинтересованность:

Легче запоминается то, что интересно

  1. Яркость восприятия:

Лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

  1. Образность запечатления:

Запоминание на образы, гораздо лучше механического запоминания.



К счастью мозг устроен так, что поступающая в него информация может связываться с другой информацией многочисленными связями. Психологи называют их ассоциативными связями. Ассоциативные связи чаще всего возникают неосознанно. Но ими можно управлять. Не в том смысле, что установленную ассоциативную связь можно из памяти удалить. А в том смысле, что небольшими усилиями вполне можно сформировать ассоциативную связь, которую не «выдавить» из вашей памяти за десятилетия.

.



Психологи утверждают: «Память ребёнка – его интерес» Действительно, легко и надолго дети запоминают то, что вызвало непосредственный интерес, привлекло своей необычностью. «О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими.» Даже дети со слабой памятью становятся активными участниками деятельности, которая их удивляет и достигает ранее недостижимое. Занятия по изучению трудных слов стараюсь проводить так, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, потому что»положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные - припятствуют.» в этом помогают книги В.П. Канакиной, И.Н.Садовниковой, Н.Н. Ушакова, В.В. Волиной. Но такая работа должна не только стимулировать к словарной работе, но и способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения, речи, способностей детей..

При запоминании написания слов главная опора – создание искусственных ассоциаций. «Память предполагает существование образа, «как бы отпечатка»

«Память – ассоциация представлений!»


  1. Создание ассоциаций по смежности и сходству.


«Чудесное превращение букв» слайд №1

Большую помощь могут оказать рисунки, схемы. Дети очень реагируют на такую наглядность, пытаются сами нарисовать рисунок.



  1. «Шифровки» (создание ассоциаций по смежности)


Написание трудных слов дети запоминают через разгадывание ребусов.

Слайд №2


  1. Фонематический приём (опора на слуховые анализаторы)


«Слово в слове» слайд №3

А) Дети находят слова помощники (не родственные), помогающие запомнить написание трудных слов, в самих словарных словах. Закрыв лишние буквы. Но обязательно в этом слове – помощнике должна быть буква, которую надо запомнить в данном слове ( в сильной позиции )


Метро – метр ужин – ужи

Пенал – пена ягода – год


Б) «Вспомогательная буква» слайд №3


Выделяем часть слова с запоминаемой буквой и придумываем с ней слово – помощники, с помощью которых составляем предложение для создания ассоциацией по смежности или контрасту.


Пальто – (папа) - Пальто купил папа.

Платок (плачу ) – Беру платок и плачу.

Посуда (полка ) – Посуду ставим на полку.


В) С использованием имён и жеста (указать на этого ребёнка)

Слайд №3


Машину вела Маша.

В песке играл Петя.



  1. «Рассыпанные слоги» Собери слоги в слова. Слайд №4


  1. «Путаница»слайд №5


Хгоор - горох

Кзыя - язык


  1. «Прятки» А) Убери лишние буквы и прочитай слово ( по одной букве, по две буквы, по три буквы……) слайд №6


Деревмня - деревня

Упленал - пенал


Лупескок - песок

Б) Найди словарные слова, спрятавшиеся между строк стихотворений.



  1. «Цепочки» слайд №7


Отецовёсорокаллеяблокозавтрадорога


  1. «Говорящие цифры» слайд №8


О р б е а й в с к н п

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


9,1,2,1,7,5 – корова

3,5,2,5,3.5,10 - барабан


  1. «Цветные слова» слайд № 9


Прочитайте слова по буквам одного цвета


(огурец)

(урожай)


10 . «Лесенка» - ( в порядке убывания

в порядке возрастания) слайд № 9


обед -

молоко -


  1. «Доскажи словечко» слайд № 10


Синонимы


Вещи – багаж

Радостно – весело

Тропа – дорога

Судно – корабль



Антонимы


Трус - герой

Будни - праздники


Рифма


Дубина - машина малина картина корзина осина

Кусок - молоток песок платок



  1. «Группировка словарных слов по темам или по другим каким-либо признакам


(создание ассоциаций по сходству и смежности) слайд № 11



Ассоциативная теория - одна из первых психологических теорий, которая не потеряла своего научного значения до настоящего времени.


Список литературы.

  1. Агаркова Н,Г. «Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника» М,1990

  2. Аномович Е.А. «Русский язык в начальных классах» М, 1989

  3. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии» М, 1989

  4. Власенков А.И. «Развивающее обучение русскому языку» М, 1993

  5. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся» М, 1993

  6. Львов М.Р. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» М, 1983

  7. Панов Б.Г. «Внеклассная работа по русскому языку» М, 1990

  8. Яковлева В.И. «Слово о словарном слове» М, 1989

  9. Жуковская Н.В. «Учим трудные слова»




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ