Урок развития речи «XXI век: мир моими глазами» 6 Класс

8



Урок развития речи. 6 класс. Учитель: Темурзиева Ф. М.

«XXI век: мир моими глазами».

Цели урока:

  • воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать самостоятельность мышления и творческие способности;

  • формировать представление о духовном концепте (многозначном термине) «толерантность»;

  • повторить существительные, выражающие нравственные категории;

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • воспитывать качества, характеризующие поведение толерантной личности.

Ход урока

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Орг.момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Население планеты Земля около 6 млр.чел, насчитывается более 200 государств, в многонациональной России проживает 130 народов. Каждый из нас принадлежит к определенной нации, религии, в каждой семье есть свои традиции. Каждый из нас индивидуален, каждый – это целый мир со своими мыслями, желаниями, сомнениями и надеждами. И мы учимся жить в мире с окружающим нас миром и с самим собой. И сегодня мне бы хотелось посмотреть, как видите этот мир вы, дети 21 века. И так как мы с вами проходим тему «Имя существительное», то много слов-существительных мы сегодня повторим.

Запишите тему и эпиграф к уроку.

Вопрос: Кто знает имя - Антуан де Сент-Экзюпери?

1. Работа с терминами. Слайд. Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума... Люди придумали много существительных, которые выражают отношение к нравственности или отсутствии его. Разделите существительные на две группы:

1 группа – слова, помогающие жить дружно, 2 гр. – мешающие этому.

Дружба народов, агрессия гуманизм, расизм, веротерпимость, насилие, миролюбие, милосердие, конфликтность, ксенофобия.

Есть ли среди слов незнакомые . Да, ксенофобия ; посмотрите, какое красивое слово. Но нередко встречаться в природе, что удивительно красивое нельзя брать в руки, потому что оно смертельно ядовито. Таково и это слово. Что же оно значит? Слайд.

Ксенофо́бия (от греч. . xenos чужой + < гр. phobos страх ) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. К какой группе мы его отнесём? Обратите внимание, в основе всех терминов, обозначающих отклонения от норм человеческих отношений, лежит понятие «конфликтность».

Вопрос: в чем причина конфликтности или враждебности? Пословицы о мире, согласии между людьми.

Следующий слайд

2. Давайте поработаем над тем, каким вы видите портрет толерантного и интолерантного человека.

Перед вами «триада враждебности», определяемая такими чувствами, как гнев, презрение, отвращение.

а) подберите антонимы к данным словам (доброта, уважение, приятие) и таким образом составьте портрет толерантного человека;

б) продолжите работу в таблице, предложив свои варианты толерантного и интолерантного поведения. Работа у доски. Портрет

интолерантного человека

толерантного человека

Гнев

Презрение

Отвращение

Высокомерие

Диктат

Равнодушие (пастор Немола)

Доброта

Уважение

Приятие

Понимание

Диалог

Душевность




3. Работа с текстом. Прочитайте текст публицистического стиля, написанного величайшим гуманистом 20 века, 1-й Председателем правления Советского фонда культуры академиком Д. С. Лихачева. Слайд:

Неслучайно расцвет русской культуры в XVIII и XIX веках совершился на многонациональной почве в Москве и главным образом в Петербурге. Население Петербурга с самого начала было многонациональным. Его главная улица – Невский проспект стал своеобразным проспектом веротерпимости, где бок о бок с православными церквами находились церкви голландская, немецкая, католическая, армянская, а вблизи от Невского – финская, шведская, французская. Не все знают, что самый большой и богатый буддийский храм в Европе был построен именно в Петербурге. В Петрограде же была построена богатейшая мечеть. (Д. С.Лихачев).

Слайд. Фотографии церквей С-Петербурга. На пользу или во вред то, что все эти храмы находятся рядом?

Вале́рий Алекса́ндрович Тишко́в — российский этнолог, историк, социальный антрополог. Доктор исторических наук, профессор в очень серьёзном исследовании «Этнология и политика» писал:

Толерантность – это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой веры.

Подумайте, как можно закончить предложение:

«Терпение и уважение к другой культуре выражаются в стремлении _______________(ее познать и заимствовать из нее все ценное и полезное)».

Запишем это предложение и запомним.

I I этап – создание творческой мотивации.

Слайд. Общеизвестно, что Россия - это многонациональная страна, где живут десятки народов, говорящих на своем родном языке: русские, удмурты, якуты, татары, калмыки, аварцы и многие другие. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами. И в русском языке есть много слов, выражающих сферу человеческих отношений. Когда мы видим такие фотографии, какие из них приходят нам на ум? ( Толерантность)

Слово учителя: Сегодня слово «толерантность», считается модным, вместе с тем вопросы и проблемы, связанные с этим понятием в 21 веке стоят перед нами очень остро. Задача нашего урока не только вспомнить термины, разобраться в знакомых понятиях, но и расширить языковую картину мира через осознание слова «толерантность».



Слайд. Прокомментировать и записать все эти понятия.

II этап – решение языковых и речевых задач

1. В русском языке существительное «терпимость» долгое время рассматривалось как эквивалент слова «толерантность». Так ли это? Я попросила учеников выписать из разных словарей значение слова «терпимость». Послушаем, что у них получилось.

1. Терпимость«терпимость разных вер, разных исповеданий, личных убеждений… Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхо ждению». (Словарь В.И. Даля).

2. Терпимость – «способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо». (Словарь русского языка в четырех томах).

3.Терпимость — социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований чуждых. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека как неизбежное зло. (Малый академический словарь)

Равнозначны ли два этих понятия? Нет. Среди значений слова «терпимость» отсутствуют значения уважение, милосердие, сотрудничество, сострадание.



II этап – создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество)


1. Чтение стихотворения Андрея Усачёва «Гном и звезда». Слайд.

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик:

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.


Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила...


И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небою


Так шли потихоньку года и века...

Но кончилась в доме однажды мука.


И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород...

- Ха-ха! Хо-хо-хо! -стал смеяться народ.


- Вот чучело! - каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.


И на пол упала его борода.

И тут же его закатилась Звезда.


У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода.

Но больше к нему не вернулась Звезда.


О чём это стихотворение? Напишите маленькое сочинение-эссе о том, что вы думаете о ситуации, описанной Андреем Усачёвым.

Обсуждение 2-3 сочинений.

Рефлексия. Что нового узнали вы сегодня на уроке? Слово «толерантность» многозначный термин. Слов – существительных, выражающих нравственные категории много. Познакомились с новым словом. 21 век называется «информационным».

Значит ли поток информации, получаемый вами, что можно плыть по нему, не иметь своего мнения?

И в конце урока я хотела попросить Мишу Беккера прочитать стихотворение С. Маршака о необходимости жить дружно, чтобы жить мирно.

Домашняя работа. Напишите домашнее сочинение – рассуждение по эпиграфу к уроку. Хотелось бы, чтобы вы сделали работу вместе с родителями, чтобы это было совместное со взрослыми творчество.






































Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.


Мир, что огород: в нем все растет.


Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись!


В мире жить - с миром жить.


Мир по слюнке плюнет, так море.


Одна пчела немного меду натаскает.


Одному в поле - горе, а вместе всем – хлеб


Согласного стада и волк не дерёт


Согласие крепче каменных стен.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.


Если вздохнуть всем народом - ветер будет.


Мир - во славу, война - в отраву.


Мир строит, война разрушает.


Свет победит тьму, а мир – войну


Один цветок весны не делает.


Человек человеком держится, как дерево - корнем.


К миру приставай, а от мира не отставай.


Человек не для себя родится.


С человеком хоть подерись, да сердцем поделись.


Не тот силён, кто дюжит, а тот, кто дружит


Везде хорошо, где (есть) добрые люди.


На миру и горе вполгоря и сердце с сердцем скипается.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ