Русский язык «Что такое местоимение?» программа «Школа России» 2 класс
МБОУ «Гимназия №1» Ковылкинского муниципального района
Русский язык
«Что такое местоимение?»
программа «Школа России»
2 класс
Подготовила учитель начальных классов:
Дудочкина Лариса Викторовна
Тема урока: «Что такое местоимение?»
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
-проделать с учителем путь от культуры полезности к культуре достоинства.
Регулятивные результаты:
-самостоятельно определять учебную задачу
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи
-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
-понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
-осознавать ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
-применить правила делового сотрудничества
-участвовать в продуктивном разговоре.
Оборудование: ПК, мультимедийная техника, экран, электронное приложение к учебнику, записи на школьной доске, цветная картинка с изображением дятла, карточки с написанием личных местоимений, аудиозапись песни « Я, Ты,Он,Она» в исполнении группы «Непоседы».
Форма организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная.
Ход урока :
I.Организационный момент:
-Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.
-Ребята, посмотрите внимательно на доску и давайте вместе прочитаем девиз сегодняшнего урока:
( на закрытой доске запись:)
Думай
Внимательно Слушай окружающих
Высказывай своё мнение
Обобщай знания свои и своих друзей
-Хорошо. Откройте тетради и запишите число.
(открываю доску и вслух проговариваю запись числа, обращая внимание на орфограммы).
-Положите ручки. Следите за осанкой.
II.Актуализация знаний.
1.Словарная работа.
-Посмотрите, ребята, на экран.
(вывожу с диска словарную работу со словом «платок»)
-Прочитаем это слово …
-Ребята, что обозначает слово « платок»?
-Давайте проверим наши предложения.
(включаю на этом слайде звук)
-Хорошо. Найдите опасное место в слове, букву в написании которой можно допустить ошибку .
-Почему?
-Подберите проверочное слово.
-Значит какая эта безударная гласная?
-Какое это слово?
-Да, это слово словарное. Запомните его написание. Произнесём хором.
(читаем хором «пла-ток»)
-Запишите его в словари.
2.Орфографическая минутка.
-Всем внимание на экран.
(включаю слайд с ромашкой внизу)
-Вставьте пропущенные буквы в слова.
-Запишите их в тетрадь через запятую, обозначив орфограмму.
-Проверяем, ответ обоснуйте.
(учащиеся выходят к компьютеру , объясняют)
-Молодцы!
III.Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте то, что написано на доске
(спрашиваю одного- Я,ты, он, она-живёт дружная семья.)
-Что это?
-Докажите.
-Устно расскажите мне о каждом слове по плану.
(о местоимениях спрашиваю в последнюю очередь)
-Так, у нас возникли затруднения.
-Почему? Чего мы ещё не знаем?
(не изучали подробно эту часть речи)
-Значит, какая задача стоит перед нами?
(познакомиться с местоимением)
-Совершенно правильно. Сформулируйте сами тему нашего урока.
(« Местоимение». Открываю на доске написанную тему урока)
VI. Работа по теме урока. Открытие нового знания.
(открываю на доске текст)
-Внимание. Посмотрите на доску. Что это за запись?
-Докажите. Чего не хватает?
( заглавия)
-Прочитаем его.
(спрашиваю хорошо читающего ученика)
Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел
вверх, клювом по коре стучит. Засунет дятел шишку в трещину дерева и семена выбирает.
-Озаглавьте текст ….
-Хорошо!
(показываю картинку дятла )
-Как ещё по другому называют эту птицу и почему?
-А в наших лесах она водится?
-Не заметили вы в тексте какой –либо недостаток?
(повторяется часто слово «дятел».)
-Совершенно верно.
(сама подчёркиваю в тексте везде слово «дятел» )
-Как можно исправить?
(заменить слово)
-А какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово – дятел - ?
(он)
-Давайте отредактируем, т.е. исправим наш текст где надо. Пожалуйста, работаем.
(вызываю ребёнка к доске.)
-Зачеркни ненужные слова, сверху напиши что считаешь верным.
-Давайте прочитаем, что у нас получилось.
(учащийся громко читает)
-Как вы думаете, справился он с заданием?
-Садись. Давайте прочитаем слова, которые он вписал в текст.
(читаем хором)
-Вместо какой части речи употребили мы эти слова?
(вместо имени существительного).
-Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Какое она может иметь название?
(местоимение)
-Значит, наше слово- он- к какой части речи относится?
(к местоимению)
-На какие вопросы отвечает имя существительное? А местоимение?
(кто?)
-Что обозначает имя существительное?
(предмет)
-А что обозначает слово - он- т.е. местоимение?
(указывает на предмет, но не называет его)
-Как бы вы сказали про себя? – Я
-Как бы вы обратились к другу? –Ты
-Как скажите, когда я и вы все вместе? –Мы
-Как обратитесь к учителю? – Вы
-Как бы вы сказали про друга? –Он
-А про подругу? –Она
-А про солнце или яблоко? –Оно
-Про группу ребят? –Они
( на доске получилась запись: Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения)
-Прочитаем хором что у нас получилось.
-Это надо знать! Запишите себе правило в тетрадь
-Так какой же вывод можно сделать?
Я, Ты,Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения
Местоимение-это часть речи.
-Чем похожи существительное и местоимение?
(вопросы одинаковые)
-Чем отличаются?
(существительное -называет предмет, а местоимение- указывает на
предмет, но не называет его.)
-Хорошо. Вы сделали свой вывод. Давайте проверим себя.
(включаю 1 слайд с анимацией со 2 позиции)
-Молодцы!
V.Физминутка.
Я иду и ты идёшь
Раз, два, три.
Я пою и ты поёшь
Раз, два, три.
Мы идём и мы поём
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём
Раз, два, три.
VI.Первичное закрепление изученного материала.
1.Выполнение Упр.171 с.100. Распознавание местоимений.
-Открыли учебники на с.100. Нашли упражнение 171.
-Прочитайте самостоятельно задание к упражнению.
-Прочитайте текст.
(спрашиваю ученика)
-Назовите сказку.
-Внимание на экран.
( Слайд анимации с теремком. Слушаем. Остановить, когда выделятся красным цветом слова)
-Кто себя называет словом –Я- ?
-А к кому обращаются, употребляя слово -Ты-?
-Вместо каких имён существительных употребляется слово- Они-?
-А на что указывает слово -Он-?
-Давайте прочитаем выделенные слова хором.
(он, я, ты, они)
-Какая это часть речи?
-Называют ли они конкретное лицо, предмет?
(указывают на него)
-Хорошо.
2.Работа в группах.
-Работаем в группах, по 3 человека. . Распределите роли. Прочитайте этот текст выразительно по ролям. Кто готов, поднимите руку.
(спрашиваю одну группу)
-Спишите только диалог из текста, подчеркните местоимения.
VII. Работа у доски. Упр.174 с.102.
-Найдите с.102 упр.174. Прочитайте самостоятельно задание.
(вызываю ученика к доске)
-Обозначь известные нам орфограммы. Работаем.
-Весь класс работает по образцу.
-Как вы считаете он справился с работой?
-Садись, хорошо.
VIII. Массаж кистей рук.
1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
2.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
3.Приложите руки к лицу. Ощущаете тепло? Хорошо.
IX. Самостоятельная работа. Упр.175 с.102.
-Найдите с.102 Упр.175. Прочитайте задание. Выполняем самостоятельно по вариантам.
1столбик- I вариант.
2столбик- II вариант.
- Работаем .Следите за осанкой.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
-Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
-Молодцы!
-Какие вы записали предложения, распространённые или нераспространённые?
-Докажите.
-Выберите любое предложение и распространите его. Пожалуйста .
-Запишем его в тетрадь с комментированием, работаем.
-Назовите грамматическую основу предложения.
-Хорошо!
X. Закрепление нового материала в виде дидактических игр (по электронному приложению)
Игра -2ряд III игра ( про ежа)
Игра- 1ряд III игра (с корзинами)
(выполняются устно, используя компьютер)
XI. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение- поднимите смайлик зеленого цвета, если что-то осталось непонятным или на уроке вы встретились с трудностями- смайлик красного цвета.
XII. Подведение итогов урока.
-В начале урока мы с вами ставили задачу. Какую?
-Ребята, удалось нам решить постановленную задачу?
-Давайте с вами сделаем заключение. Внимание на экран.
(вывожу на слайд проверочную работу, задание № 1)
-Молодцы! На следующих уроках мы продолжим работу над местоимением и узнаем ещё многое о нём.
-Наш урок подходит к концу. Вы хорошо поработали.
За работу на уроке получают оценки.
(называю фамилию учащегося и оценку, даю характеристику работы на уроке)
-Молодцы, вы меня порадовали своей работой на уроке.
XIII. Д/З.
-На дом я задаю вам написать сочинение на тему: « Мой друг и я», ставя местоимение «Я» на второй
план по значимости и частоте употребления. Потому что « Один в поле – не воин» и «Я- последняя
буква алфавита». Поэтому дарю вам всем вот такое математическое выражения «Я+ Я» и чтобы результат этого выражения всегда равнялся сумме =МЫ. Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение «МЫ»,потому что –Я ,ТЫ, Он, Она- вместе целая страна»
(включаю песню, благодарю за урок).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ