Русский язык «Что такое местоимение?» программа «Школа России» 2 класс

МБОУ «Гимназия №1» Ковылкинского муниципального района





Русский язык




«Что такое местоимение?»



программа «Школа России»


2 класс











Подготовила учитель начальных классов:

Дудочкина Лариса Викторовна




Тема урока: «Что такое местоимение?»

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

-проделать с учителем путь от культуры полезности к культуре достоинства.

Регулятивные результаты:

-самостоятельно определять учебную задачу

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи

-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

-понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-осознавать ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

-применить правила делового сотрудничества

-участвовать в продуктивном разговоре.

Оборудование: ПК, мультимедийная техника, экран, электронное приложение к учебнику, записи на школьной доске, цветная картинка с изображением дятла, карточки с написанием личных местоимений, аудиозапись песни « Я, Ты,Он,Она» в исполнении группы «Непоседы».

Форма организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная.

Ход урока :

I.Организационный момент:

-Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску и давайте вместе прочитаем девиз сегодняшнего урока:

( на закрытой доске запись:)

Думай

Внимательно Слушай окружающих

Высказывай своё мнение

Обобщай знания свои и своих друзей

-Хорошо. Откройте тетради и запишите число.

(открываю доску и вслух проговариваю запись числа, обращая внимание на орфограммы).

-Положите ручки. Следите за осанкой.

II.Актуализация знаний.

1.Словарная работа.

-Посмотрите, ребята, на экран.

(вывожу с диска словарную работу со словом «платок»)

-Прочитаем это слово …

-Ребята, что обозначает слово « платок»?

-Давайте проверим наши предложения.

(включаю на этом слайде звук)

-Хорошо. Найдите опасное место в слове, букву в написании которой можно допустить ошибку .

-Почему?

-Подберите проверочное слово.

-Значит какая эта безударная гласная?

-Какое это слово?

-Да, это слово словарное. Запомните его написание. Произнесём хором.

(читаем хором «пла-ток»)

-Запишите его в словари.


2.Орфографическая минутка.

-Всем внимание на экран.

(включаю слайд с ромашкой внизу)

-Вставьте пропущенные буквы в слова.

-Запишите их в тетрадь через запятую, обозначив орфограмму.

-Проверяем, ответ обоснуйте.

(учащиеся выходят к компьютеру , объясняют)

-Молодцы!

III.Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте то, что написано на доске

(спрашиваю одного- Я,ты, он, она-живёт дружная семья.)

-Что это?

-Докажите.

-Устно расскажите мне о каждом слове по плану.

(о местоимениях спрашиваю в последнюю очередь)

-Так, у нас возникли затруднения.

-Почему? Чего мы ещё не знаем?

(не изучали подробно эту часть речи)

-Значит, какая задача стоит перед нами?

(познакомиться с местоимением)

-Совершенно правильно. Сформулируйте сами тему нашего урока.

Местоимение». Открываю на доске написанную тему урока)

VI. Работа по теме урока. Открытие нового знания.

(открываю на доске текст)

-Внимание. Посмотрите на доску. Что это за запись?

-Докажите. Чего не хватает?

( заглавия)

-Прочитаем его.

(спрашиваю хорошо читающего ученика)

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел

вверх, клювом по коре стучит. Засунет дятел шишку в трещину дерева и семена выбирает.

-Озаглавьте текст ….

-Хорошо!

(показываю картинку дятла )

-Как ещё по другому называют эту птицу и почему?

-А в наших лесах она водится?

-Не заметили вы в тексте какой –либо недостаток?

(повторяется часто слово «дятел».)

-Совершенно верно.

(сама подчёркиваю в тексте везде слово «дятел» )

-Как можно исправить?

(заменить слово)

-А какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово – дятел - ?

(он)

-Давайте отредактируем, т.е. исправим наш текст где надо. Пожалуйста, работаем.

(вызываю ребёнка к доске.)

-Зачеркни ненужные слова, сверху напиши что считаешь верным.

-Давайте прочитаем, что у нас получилось.

(учащийся громко читает)

-Как вы думаете, справился он с заданием?

-Садись. Давайте прочитаем слова, которые он вписал в текст.

(читаем хором)

-Вместо какой части речи употребили мы эти слова?

(вместо имени существительного).

-Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Какое она может иметь название?

(местоимение)

-Значит, наше слово- он- к какой части речи относится?

(к местоимению)

-На какие вопросы отвечает имя существительное? А местоимение?

(кто?)

-Что обозначает имя существительное?

(предмет)

-А что обозначает слово - он- т.е. местоимение?

(указывает на предмет, но не называет его)

-Как бы вы сказали про себя? – Я

-Как бы вы обратились к другу? –Ты

-Как скажите, когда я и вы все вместе? –Мы

-Как обратитесь к учителю? – Вы

-Как бы вы сказали про друга? –Он

-А про подругу? –Она

-А про солнце или яблоко? –Оно

-Про группу ребят? –Они

( на доске получилась запись: Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения)

-Прочитаем хором что у нас получилось.

-Это надо знать! Запишите себе правило в тетрадь

-Так какой же вывод можно сделать?

Я, Ты,Мы, Вы, Он, Она, Оно, Они- личные местоимения

Местоимение-это часть речи.

-Чем похожи существительное и местоимение?

(вопросы одинаковые)

-Чем отличаются?

(существительное -называет предмет, а местоимение- указывает на

предмет, но не называет его.)

-Хорошо. Вы сделали свой вывод. Давайте проверим себя.

(включаю 1 слайд с анимацией со 2 позиции)

-Молодцы!

V.Физминутка.

Я иду и ты идёшь

Раз, два, три.

Я пою и ты поёшь

Раз, два, три.

Мы идём и мы поём

Раз, два, три.

Очень дружно мы живём

Раз, два, три.

VI.Первичное закрепление изученного материала.

1.Выполнение Упр.171 с.100. Распознавание местоимений.

-Открыли учебники на с.100. Нашли упражнение 171.

-Прочитайте самостоятельно задание к упражнению.

-Прочитайте текст.

(спрашиваю ученика)

-Назовите сказку.

-Внимание на экран.

( Слайд анимации с теремком. Слушаем. Остановить, когда выделятся красным цветом слова)

-Кто себя называет словом –Я- ?

-А к кому обращаются, употребляя слово -Ты-?

-Вместо каких имён существительных употребляется слово- Они-?

-А на что указывает слово -Он-?

-Давайте прочитаем выделенные слова хором.

(он, я, ты, они)

-Какая это часть речи?

-Называют ли они конкретное лицо, предмет?

(указывают на него)

-Хорошо.

2.Работа в группах.

-Работаем в группах, по 3 человека. . Распределите роли. Прочитайте этот текст выразительно по ролям. Кто готов, поднимите руку.

(спрашиваю одну группу)

-Спишите только диалог из текста, подчеркните местоимения.

VII. Работа у доски. Упр.174 с.102.

-Найдите с.102 упр.174. Прочитайте самостоятельно задание.

(вызываю ученика к доске)

-Обозначь известные нам орфограммы. Работаем.

-Весь класс работает по образцу.

-Как вы считаете он справился с работой?

-Садись, хорошо.

VIII. Массаж кистей рук.

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

2.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

3.Приложите руки к лицу. Ощущаете тепло? Хорошо.

IX. Самостоятельная работа. Упр.175 с.102.

-Найдите с.102 Упр.175. Прочитайте задание. Выполняем самостоятельно по вариантам.

1столбик- I вариант.

2столбик- II вариант.

- Работаем .Следите за осанкой.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

-Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

-Молодцы!

-Какие вы записали предложения, распространённые или нераспространённые?

-Докажите.

-Выберите любое предложение и распространите его. Пожалуйста .

-Запишем его в тетрадь с комментированием, работаем.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Хорошо!

X. Закрепление нового материала в виде дидактических игр (по электронному приложению)

  1. Игра -2ряд III игра ( про ежа)

  2. Игра- 1ряд III игра (с корзинами)

(выполняются устно, используя компьютер)





XI. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение- поднимите смайлик зеленого цвета, если что-то осталось непонятным или на уроке вы встретились с трудностями- смайлик красного цвета.

XII. Подведение итогов урока.

-В начале урока мы с вами ставили задачу. Какую?

-Ребята, удалось нам решить постановленную задачу?

-Давайте с вами сделаем заключение. Внимание на экран.

(вывожу на слайд проверочную работу, задание № 1)

-Молодцы! На следующих уроках мы продолжим работу над местоимением и узнаем ещё многое о нём.

-Наш урок подходит к концу. Вы хорошо поработали.

За работу на уроке получают оценки.

(называю фамилию учащегося и оценку, даю характеристику работы на уроке)

-Молодцы, вы меня порадовали своей работой на уроке.

XIII. Д/З.

-На дом я задаю вам написать сочинение на тему: « Мой друг и я», ставя местоимение «Я» на второй

план по значимости и частоте употребления. Потому что « Один в поле – не воин» и «Я- последняя

буква алфавита». Поэтому дарю вам всем вот такое математическое выражения «Я+ Я» и чтобы результат этого выражения всегда равнялся сумме =МЫ. Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение «МЫ»,потому что –Я ,ТЫ, Он, Она- вместе целая страна»

(включаю песню, благодарю за урок).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ