Конспект урока по русскому языку "Согласные звуки [в], [в']. Буквы Вв. Многозначность слов, обозначающих действие" 1 класс

Урок обучения грамоте в 1 классе

Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов МБОУ Чымнайская средняя школа имени Г.Д.Бястинова-Бэс Дьарааhын




Тема: «Согласные звуки [в], [в']. Буквы Вв. Многозначность слов, обозначающих действие».


Цели урока (предметные):

- знакомство со звуками [в], [в'] и буквой, которая их обозначает;

- формирование представления о многозначности слов (глаголов);

- формирование навыка чтения слогов, слов;

- развитие фонематического слуха;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие связной устной речи учащихся.


Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, рисунки мальчика и девочки, иллюстрации к стихам «На что похожа буква «В», игровой комплект «Пертра» (модуль «Зрительно-моторная координация»), наборное полотно, конверт с условными обозначениями звуков, отрезки шерстяной пряжи длиной 50 см на каждого учащегося, рисунок двух печатных букв Вв, рисунки человечков для этапа рефлексии.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный наш звонок.

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

- По какому городу путешествуем? (по Алфавитинску).

- Кто живёт в этом городе? (Буквы).

- Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).


2. Повторение.

- Вспомним, какие буквы мы выучили.


2.1. Самостоятельная работа по карточкам.

- У вас на столах лежат карточки с буквами.

img1

Нужно разделить буквы на две группы. На верхней строчке напечатайте буквы звонких согласных звуков, на нижней строчке – буквы глухих согласных звуков.

        

- Проверим. Назовём правильно буквы звонких согласных звуков. (М, Б, Н, Р, Л, Й).

- Назовём правильно буквы глухих согласных звуков (П).
- Что объединяет все эти буквы? (Обозначают согласные звуки, заглавные, печатные).
- Что пишем с заглавной буквы? (Имена, фамилии, отчества, названия городов, рек, стран…).


2.2.Оценивание учащимися своей работы по карточкам (критериальная система оценки).

- Оцените свою работу на волшебной линеечке: все ли буквы правильно разделены на группы.

(На линейке ребята ставят крестик на определённом уровне в зависимости от того, насколько верно выполнено задание).


На данном уроке мы с детьми выбрали критерий правильности букв по звонкости-глухости звуков (на других уроках мы совместно выбираем другие критерии оценивания, например, заглавные – строчные, или буквы гласных-согласных звуков, или аккуратность выполнения работы и т.д.).


3. Сравнительный фонетический анализ слов.

На доске написаны имена в два столбика.

- Прочитайте слова*.

* Все учащиеся читающие, поэтому они сразу могут прочесть данные слова.

- Как назвать одним словом? (Имена).


В а д и м В а л я

В о в а               В л а д а

В а н я В и о л а


- Исключите из первого столбика одно имя мальчика по двум признакам

одновременно. (Из первого столбика надо исключить имя «Вадим», так как: во-первых, ударение в этом слове падает на второй слог, а в других – на первый; во-вторых, в слове «Вадим» последний звук согласный, а в других словах – гласный).


- Исключите из второго столбика одно имя девочки по трём признакам одновременно. (Из второго столбика надо исключить имя Виола, так как: во-первых, первый звук в этом слове - мягкий, а в других – твёрдый; во-вторых, слово «Виола» состоит из трёх слогов, а другие – из двух; в-третьих,   ударение в данном слове падает на второй слог, а в других - на первый).
 

4. Формулирование учащимися темы урока.
- Мы узнали, как зовут ребят, которые
приехали с подарками, и вот они у нас

на уроке. На доске вывешиваются рисунки мальчика и девочки.

- Как зовут мальчика? (Вадим).

- Произнесем слово «Вадим» и потянем первый звук. (В-в-вадим).

- Какой звук услышали в начале слова? ([в]).

- Как зовут девочку? (Виола).

- Произнесем слово «Виола» и потянем первый звук. (В-в-виола).

- Какой звук услышали в начале слова? ([в’]).

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы познакомимся со звуками [в] и [в’], буквами, которые их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).


5. Знакомство с новыми звуками и буквами.

На рабочих местах приготовлены конверты с условными обозначениями звуков. На доске – наборное полотно.

Девочки составляют звуковую схему слова «Виола», мальчики – звуковую схему слова «Вадим» (один мальчик и одна девочка выполняют задание на наборном полотне у доски).


5.1. фонетический анализ слов. Характеристика звуков.

- Проверяем мальчиков. Сколько слогов в слове «Вадим»? (Два слога).

- Как вы определили, что два слога? (По количеству гласных звуков)

- Какой слог в этом слове ударный? (Ударный слог второй, «дим»).

- На какой звук падает ударение? (На звук [и]).

- Какой первый звук в слове «В-в-вадим»? (Первый звук [в]).

- Дайте характеристику звуку [в]. (Звук [в] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (губы и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится твёрдо – твердый).

- Проверяем девочек. Сколько слогов в слове «Виола»? (В слове «Виола» три слога).

- Как вы узнали? (В этом слове три гласных звука).

- Какой слог в слове «Виола» ударный? (Ударный слог второй, «о»).

- Какой первый звук в слове «В-в-в-иола»? (Первый звук [в’]).

- Дайте характеристику звуку [в’]. (Звук [в’] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (губы и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится мягко – мягкий.)

- Что общего в звуках [в] и [в']? (Эти звуки - согласные, звонкие).

- Чем отличаются эти звуки? (Звук [в] – твёрдый, а звук [в'] – мягкий)

- Какой буквой в данных словах можно обозначить эти звуки? (заглавной буквой «В»).

- Почему в этих словах мы напечатаем букву «В» заглавную? (Потому что слова «Вадим» - «Виола» - это имена).

- Назовите полные имена детей. (Мальчик - Вадим, а девочка - Виоллета).


5.2. Физминутка. Игра «Поймай звук»

Учитель произносит слова. Если в слове слышится твёрдый звук [в] - встают мальчики, если мягкий звук [в’] - встают девочки.

СЛОВА: вилка, варежки, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, ворона, волосы, снеговик, дерево, борода. (Последнее слово является провокацией – все ребята смеются).


5.3. Конструирование буквы «В» из разных материалов.

- Смотрите, какие замечательные буквы подарили нам ребята Вадим и Виола.

На доске вывешивается рисунок печатных букв «В,в».

- Звуки [в] и [в'] обозначаются заглавной и строчной буквами «В,в». Имя этой буквы в алфавите «вэ». На партах для каждого ученика приготовлены отрезки шерстяной пряжи длиной 50 см.

- Давайте и мы сделаем ребятам подарок – возьмите ниточку и выложите на парте букву «В».

img2

В это же время две пары учащихся выполняют задания по созданию образа буквы «В» с использованием пособия «Пертра».

На наборном полотне приготовлены две заготовки (одна – из красных грибков, другая – из синих.)

img5


img6






Задание для первой пары учащихся:

убрать нужное количество красных грибков, чтобы получилась буква «В».


Задание для второй пары учащихся:

добавить нужное количество синих грибков, чтобы получилась буква «В».

Хотя задание довольно простое, его выполняют учащиеся в парах, для того чтобы они смогли договориться и об очередности работы каждого, и о правильности выполнения задания.

- Ребята, покажите Вадиму и Виоле свои подарки.


При демонстрации индивидуальных образов буквы «В» идёт словесное оценивание результатов друг друга (получилась ли буква, соблюдена ли инструкция при выполнении заданий по пособию «Пертра», какими способами получены образы из ниток, дружно ли работали пары) (см. Приложение).


5.4. Пропедевтика создания учащимися собственных мини-проектов.

- Как вы думаете, на что похожа буква «В»? (Ответы детей)

На доске к каждому стихотворению вывешиваются иллюстрации.

Учитель: Снеговик,

А с ним метелка,

Буквой «В» стоят под елкой.


К единице три приставим.

Что за букву мы составим?


Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!


- На что еще может быть похожа буква В?



6. Домашнее задание.

Мини-проект «Спрячь букву «В» в любой предмет» (по желанию).

(Примеры двух таких проектов.)

img3img4


7. Работа по букварю.

7.1.Чтение столбиков слов.

Учитель: Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

- Виола предлагает нам прочитать слова с новой буквой. (Букварь, стр.52).


7.2.Чтение текста (Букварь, стр.52, текст «Рыболовы»).

– Наши гости рассказали нам о своих друзьях-рыболовах. Давайте прочитаем эту историю.

7.3. Беседа по содержанию прочитанного текста.

Учитель: - Как звали друзей?

- Кто ещё был с ними?

- Чем они занимались?

- Прочитайте слова с новой буквой, начиная с первого предложения. (Вова, Иван, ловили, в, воду, вынул).

- А что делала рыба? Подберите слова-действия с буквой в. (Ловилась, плавала, клевала.

7.4. Работа в группах над лексическим значением слова «клевать». (Введение элементов проблемного обучения)

- Объясните значение слов: «плакать», «строгать», «стесняться». Что обозначают все эти слова? (действия). Сколько значений имеет каждое такое слово? (одно). Так можно ли сказать, что слова, обозначающие действия, имеют одно понятное всем значение?

- Разделимся на группы по 4 человека и после обсуждения сделаем вывод. (Дети провоцируются на то, чтобы ответить положительно). После обсуждения представитель каждой группы даёт ответ.

- А теперь объясним значение слова «клевал» в предложениях, которые я для вас подобрала, работаем также в группах.

Дети обсуждают задание 1-2 минуты, объясняя значение слова «клевала» в следующих предложениях:

1-2 группы: «Воробей клевал крошки».

3-4 группы: «Рыба хорошо клевала».

5-6 группы: «Витя клевал носом».

После обсуждения группы дают ответ.

Вывод: у слова «клевала» - много значений (что противоречит исходному умозаключению об однозначности слов, обозначающих действие).

8. Итог урока.

- Расскажите, что вы узнали про букву В.

- Что можно сказать о значениях слов, обозначающих действие? (Они могут иметь одно или несколько значений).

9. Рефлексия урока.

На доске рисунки трёх человечков.

- Сделай так, как человечек, если:

- руки вверх - этот человечек усвоил новое знание,

- руки в стороны - этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь,

- руки вниз - этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.

(На нашем уроке не было детей, которые выбрали третьего человечка).





























































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ