Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Имена существительные с шипящими на конце»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка









Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

«Имена существительные с шипящими на конце»












подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильев


г. Липецк

2014 г.




Задача.

Познакомить учащихся с правилом написания имён существительных с шипящими на конце слова.

Цели.

  • Создать условия для формирования умения писать ь в именах существительных с шипящими на конце слова.

  • Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, желание учиться.

Форма работы: в парах.

Оборудование: карточки с заданиями.


Ход урока.


1. Чистописание. Повторение.


жПрямая соединительная линия 17Прямая соединительная линия 18Прямая соединительная линия 19Прямая соединительная линия 20Прямая соединительная линия 21Прямая соединительная линия 23Прямая соединительная линия 24Прямая соединительная линия 25Прямая соединительная линия 26Прямая соединительная линия 27 ш ч щ


- Из каких букв составлено упражнение? Что о них знаете? На доске слова: картофель, кровать, воробьи, пальто. Что общего в этих словах? ( Мягкий знак). Что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов? (Составляется таблица).


1. Показатель мягкости

Прямая соединительная линия 31

Прямая соединительная линия 32Прямая соединительная линия 33 ь 2. Разделительный


3.

- А третью роль мягкого знака узнаете на уроке.

- Что ещё объединяет написанные слова? (Это слова одной и той же части речи – имена существительные).

Учащиеся обосновывают ответ по плану:

1. Обозначает …

2. Отвечает на вопросы …

3. Имеет …

4. Изменяется …

(Учащиеся доказывают, что слово воробьи отвечает на вопрос кто?, а остальные слова – что? Существительное воробьи стоит во множественном числе, остальные в единственном, а существительные пальто, картофель употребляются только в единственном числе).

Учитель предлагает обозначить род имён существительных. Взаимопроверка в паре.

Учитель предлагает составить предложение со словом воробьи. Выбирается лучшее и с комментированием записывается в тетрадь. Учитель может предложить своё предложение.


Шумные в…р…б..и громко чирикают з..мой.

(Вставить пропущенные буквы, объяснить написание).

Разобрать по составу слова: шумные, зимой.

Разобрать предложение по членам предложения. Составить схему. Надписать над словами части речи. Проверка по эталону на доске в паре.

Какими членами предложения являются имена существительные?


2. Сообщение цели урока. Наблюдение в паре над словами:


сторож рожь

малыш мышь

луч речь

плащ вещь


Прочитайте слова парами, назовите последние звуки. (Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами).

- Как объяснить написание мягкого знака?

Составляется таблица:


Ж.Р. М.Р.


ЖПрямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 8 Ж


ШПрямая соединительная линия 5Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 9 Ъ Ш _

Прямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 10

ЧПрямая соединительная линия 11 Ч


Щ Щ



Чтение правила по учебнику.


3. Закрепление.

1. Распределите слова в два столбика.

На доске: клю…, помощ…, товарищ…, доч…, глуш…, лож…, лещ…

Проверка в паре и по эталону.

2. Спишите пословицы, вставьте, где нужно ь, объясните написание.

Без знаний и утро – ноч…

Книжка – лучший товарищ…

Объясните смысл пословиц.


3. Зрительный диктант.

На безрыбье и мелоч… -- рыба.

Не печ… кормит, а нива.

Идёт силач… добывать калач…

Объяснение смысла пословиц и отгадки к загадке.

Объяснение значения слова нива по толковому словарю.

Объяснение написания имён существительных с шипящими на конце.


4. Творческая работа.

На доске поздравительная открытка и опорные слова:

карандаш…, гуаш…, доч…,туш…

Задание: составьте текст, используйте опорные слова.

Слабым учащимся можно предложить составить текст из предложений:


Прямая соединительная линия 1 Рисую ветку пушистой мимозы и пишу поздравление.


Беру карандаш… и рисую …….


Вот яркая гуаш…и туш…

Дополните текст.

Чтение учащимися текстов, их анализ.

Объяснение написания имён существительных.


4. Итог урока.

Внесение в табличку третьей роли употребления мягкого знака: существительные женского рода с шипящими на конце слова.



Список использованной литературы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2010

2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс.
М.: Издательство «Баласс», 2010

3.Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. - М., 1989

4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ