Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Образование новых слов с помощью приставок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл













Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

«Образование новых слов с помощью приставок»


















Подготовила

учитель начальных классов

Козикова Наталья Сергеевна







г.Козьмодемьянск

2014




Тема: Образование новых слов с помощью приставок.


Цели: Продолжать изучения семантики приставок; повторить алгоритм отличения приставки от предлога на письме; развивать речь детей при образовании слов посредством приставок

.

Формируемые УУД: п.- выбор оснований и критериев для классификации объектов; к.- умения выражать свои мысли в устной речи в соответствии с поставленной задачей; р.- способность к рефлексии собственной деятельности; умения смотреть, видеть и понимать увиденное; л.- устойчивая положительная мотивация учебной деятельности; готовность к самосовершенствованию.


Оборудование: толковые словари, карточки, «дерево познания», компьютерная презентация

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Минутка чистописания

- Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Всё у вас уже в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

- Запишите число, классная работа.

- Спишите буквосочетания, записанные на доске:

об от до за на над по под

- Что они вам напоминают? (Это приставки)


2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

-Что такое приставка?
-Где стоит приставка?

- Какие еще части слова вы знаете?

Разберите по составу слова поломка, подснежники.


3.Постановка учебной задачи

. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова

Отвёртка от друга

Запел за грибами

Подрезать под крышкой

Сшить с шитьём

- По какому признаку слова разделены на две группы? ( В первом столбике- слова с приставками, во втором- с предлогами)

- Чем отличается написание приставки от написания предлога?

- Как понять, что это предлог или приставка?

- У какой части речи нет предлога?

-Для чего служит приставка?

- Сформулируйте задачи урока. ( Вспомнить что мы знаем о приставках и предлогах, как их различать, учиться различать приставку и предлог на письме, образовывать новые слова )

- На доске вы видете «Дерево познания». Посмотрите – оно сейчас не очень красивое. Нам надо помочь этому дереву вырасти. Надеюсь, что к концу урока но будет красивым и пушистым.

4.Открытие нового знания (работа в учебнике и в рабочей тетради)

Работа в парах





































Работа по учебнику

Упр. 157 стр. 96 ( По очереди у доски с объяснением)

- Как отличить предлог от приставки?

- Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос, а в словах с приставкой этого сделать нельзя. Глаголы с предлогами не употребляются.



Физкультминутка

Встать , потянуться, руки на пояс. Наклонить туловище вправо, если в слове есть приставка и влево, если нет приставки.


зашел, слез, за товарищем, с дерева ,пошли, подметал, по дороге, под столом, отплыл, наскочил, от берега, на пенек


Упр. 158 стр. 96 ( Комментированное письмо)

- Чем отличается значение слов? (Упустил- что-то или кого-то не удержал. Впустил- дал пройти куда-либо)

- Составьте словосочетание.( Упустил рыбку. Впустил друзей.)

( Работа со следующими словами ведётся по аналогии. При работе с паронимами надеть- одеть обращаю внимание на различия в значении этих слов.)

- Найдите толкования этих глаголов в словаре.

- Что вы можете сказать об этих словах?

Глагол одеть употребляется в словосочетаниях с одушевлёнными предметами и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека( кукла, манекен), а надеть- только с неодушевлёнными имена существительными.

- Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой

Одеть, надеть….. Два слова

Мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть… Давай глядеть:

Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето.

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

-Сделайте вывод о различии в употреблении этих глаголов.

-С одним из словосочетаний составьте предложение.


5. Закрепление изученного.


Работа в парах


















6.Включение знаний в систему (работа на карточках)















1.Работа в парах.

-Чтобы помочь дереву стать красивым, вам нужно образовать от глагола «плыть» как можно больше новых слов. Попробуем ?!!

- У меня на столе лежат листочки , на которых написаны разные приставки. Вы будете по очереди выходить к доске, называть новое слово и прикреплять к нашему дереву тот листочек, на котором написана нужная приставка. Победит та группа, которая образует больше слов и не допустит при этом ошибок.(выплыл, доплыл, приплыл, уплыл, переплыл, проплыл, поплыл, заплыл, подплыл, отплыл)

- Какая часть слова изменялась при образовании новых слов?

- Какую же роль выполняют приставки в русском языке? (служат для образования новых слов)

- Какая часть речи употребляется только с приставками?

2.Запись под диктовку

( На) ступила ( на) стоящая зима. ( По ) льду ( через) реку (про) тянулась дорога.

(На) стёклах мороз (на) рисовал (на) рядные узоры. (По) земле, (по) крытой голубым снегом, хорошо ходить (на) лыжах.

- Обозначьте приставки, подчеркните пробел между предлогом и словом.



- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова. Выделите корень и приставки.

Двор, весь заснеженный, ярко блестит.

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежинки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки.

Ставим спектакль весёлой Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

( Взаимопроверка)





7. Итог урока.

Домашнее задание

Рефлексия.


- Скажите, чему мы сегодня учились?

- Какую часть слова называют приставкой?

- Какую роль играют приставки в формировании лексического значения слова?

- Что вы узнали об употреблении глаголов надеть- одеть?

- Как отличить приставку от предлога?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь- упр. 103 стр. 64

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы получаете следующие оценки - …….

- У меня на столе лежат яблочки зеленого, желтого и красного цвета. Сейчас вы пойдете на перемену, возьмите каждый яблочко и повесьте на наше «Дерево познания». Если вы все поняли на уроке и готовы двигаться дальше – красное, если у вас остались какие-то вопросы – желтое, а если вам кажется, что вы совсем ничего не поняли, то зеленое.




















Список использованной литературы


1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык, 4 класс, первая часть. М.: Просвещение. 2013

2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык,. Рабочая тетрадь..4 класс, первая часть. М.: Просвещение. 2013

3.Н.Ю. Васильева . Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива»М.: ВАКО, 2014


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1.http://fastyou.ru/docs/61200/index-11489-1.html

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2013/12/02/obrazovanie-novykh-slov
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ