Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Образование новых слов с помощью приставок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Образование новых слов с помощью приставок»
Подготовила
учитель начальных классов
Козикова Наталья Сергеевна
г.Козьмодемьянск
2014
Тема: Образование новых слов с помощью приставок.
Цели: Продолжать изучения семантики приставок; повторить алгоритм отличения приставки от предлога на письме; развивать речь детей при образовании слов посредством приставок
.
Формируемые УУД: п.- выбор оснований и критериев для классификации объектов; к.- умения выражать свои мысли в устной речи в соответствии с поставленной задачей; р.- способность к рефлексии собственной деятельности; умения смотреть, видеть и понимать увиденное; л.- устойчивая положительная мотивация учебной деятельности; готовность к самосовершенствованию.
Оборудование: толковые словари, карточки, «дерево познания», компьютерная презентация
ХОД УРОКА.
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Минутка чистописания
- Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Всё у вас уже в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
- Запишите число, классная работа.
- Спишите буквосочетания, записанные на доске:
об от до за на над по под
- Что они вам напоминают? (Это приставки)
2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
-Что такое приставка?
-Где стоит приставка?
- Какие еще части слова вы знаете?
Разберите по составу слова поломка, подснежники.
3.Постановка учебной задачи
. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова
Отвёртка от друга
Запел за грибами
Подрезать под крышкой
Сшить с шитьём
- По какому признаку слова разделены на две группы? ( В первом столбике- слова с приставками, во втором- с предлогами)
- Чем отличается написание приставки от написания предлога?
- Как понять, что это предлог или приставка?
- У какой части речи нет предлога?
-Для чего служит приставка?
- Сформулируйте задачи урока. ( Вспомнить что мы знаем о приставках и предлогах, как их различать, учиться различать приставку и предлог на письме, образовывать новые слова )
- На доске вы видете «Дерево познания». Посмотрите – оно сейчас не очень красивое. Нам надо помочь этому дереву вырасти. Надеюсь, что к концу урока но будет красивым и пушистым.
4.Открытие нового знания (работа в учебнике и в рабочей тетради)
Работа в парах
Работа по учебнику
Упр. 157 стр. 96 ( По очереди у доски с объяснением)
- Как отличить предлог от приставки?
- Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос, а в словах с приставкой этого сделать нельзя. Глаголы с предлогами не употребляются.
Физкультминутка
Встать , потянуться, руки на пояс. Наклонить туловище вправо, если в слове есть приставка и влево, если нет приставки.
зашел, слез, за товарищем, с дерева ,пошли, подметал, по дороге, под столом, отплыл, наскочил, от берега, на пенек
Упр. 158 стр. 96 ( Комментированное письмо)
- Чем отличается значение слов? (Упустил- что-то или кого-то не удержал. Впустил- дал пройти куда-либо)
- Составьте словосочетание.( Упустил рыбку. Впустил друзей.)
( Работа со следующими словами ведётся по аналогии. При работе с паронимами надеть- одеть обращаю внимание на различия в значении этих слов.)
- Найдите толкования этих глаголов в словаре.
- Что вы можете сказать об этих словах?
Глагол одеть употребляется в словосочетаниях с одушевлёнными предметами и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека( кукла, манекен), а надеть- только с неодушевлёнными имена существительными.
- Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой
Одеть, надеть….. Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
-Сделайте вывод о различии в употреблении этих глаголов.
-С одним из словосочетаний составьте предложение.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах
6.Включение знаний в систему (работа на карточках)
1.Работа в парах.
-Чтобы помочь дереву стать красивым, вам нужно образовать от глагола «плыть» как можно больше новых слов. Попробуем ?!!
- У меня на столе лежат листочки , на которых написаны разные приставки. Вы будете по очереди выходить к доске, называть новое слово и прикреплять к нашему дереву тот листочек, на котором написана нужная приставка. Победит та группа, которая образует больше слов и не допустит при этом ошибок.(выплыл, доплыл, приплыл, уплыл, переплыл, проплыл, поплыл, заплыл, подплыл, отплыл)
- Какая часть слова изменялась при образовании новых слов?
- Какую же роль выполняют приставки в русском языке? (служат для образования новых слов)
- Какая часть речи употребляется только с приставками?
2.Запись под диктовку
( На) ступила ( на) стоящая зима. ( По ) льду ( через) реку (про) тянулась дорога.
(На) стёклах мороз (на) рисовал (на) рядные узоры. (По) земле, (по) крытой голубым снегом, хорошо ходить (на) лыжах.
- Обозначьте приставки, подчеркните пробел между предлогом и словом.
- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.
- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова. Выделите корень и приставки.
Двор, весь заснеженный, ярко блестит.
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежинки детвора день-деньской.
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки.
Ставим спектакль весёлой Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне.
( Взаимопроверка)
7. Итог урока.
Домашнее задание
Рефлексия.
- Скажите, чему мы сегодня учились?
- Какую часть слова называют приставкой?
- Какую роль играют приставки в формировании лексического значения слова?
- Что вы узнали об употреблении глаголов надеть- одеть?
- Как отличить приставку от предлога?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь- упр. 103 стр. 64
- Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы получаете следующие оценки - …….
- У меня на столе лежат яблочки зеленого, желтого и красного цвета. Сейчас вы пойдете на перемену, возьмите каждый яблочко и повесьте на наше «Дерево познания». Если вы все поняли на уроке и готовы двигаться дальше – красное, если у вас остались какие-то вопросы – желтое, а если вам кажется, что вы совсем ничего не поняли, то зеленое.
Список использованной литературы
1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык, 4 класс, первая часть. М.: Просвещение. 2013
2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык,. Рабочая тетрадь..4 класс, первая часть. М.: Просвещение. 2013
3.Н.Ю. Васильева . Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива»М.: ВАКО, 2014
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://fastyou.ru/docs/61200/index-11489-1.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ