Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Разбор слова по составу»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубовская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Разбор слов по составу»
подготовила
учитель начальных классов
Шмакова Александра Семёновна
п. Дубовое
2013
Тема. Разбор слов по составу.
Цель: активизация умения выполнять разбор слов по составу.
Задачи: учить применять теоретические знания на практике;
повторить разбор слов по составу;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;
развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учебе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.
Ход урока.
Орг. момент.
В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Мобилизующий этап.
- Посмотрите, какую работу нам предстоит выполнить. Мы должны дойти до вершины грамматической пирамиды.
- Для того чтобы настроиться на рабочий лад, давайте решим грамматическую задачу.
Г Б Д
Д Б Г
Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?
Каллиграфическая минутка.
- Из первого задания сделайте вывод, какие буквы будете писать на каллиграфичес-кой минутке?
- Для чего мы проводим каллиграфические минутки?
- Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)
- Давайте составим из букв предыдущего задания соединения букв и пропишем их с комментированием: Гб гд ….
Формулирование темы, учебных задач.
- Давайте поиграем и определим тему урока. Я задаю вопросы и даю варианты ответов. Ваша задача найти правильный ответ и подойти к картинке с номером ответа:
Морфема – это:
1. часть речи 3. буква
2. часть слова 4. звук
Общая, главная часть родственных слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
Может ли быть слово без корня?
1. не знаю 3. да
2. нет
Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
Слово без окончания – это:
1. приставка 3. корень
2. корень 4. основа
- Какова же тема урока?
- Сформулируйте учебные задачи: знать …
уметь …
быть …
Словарная работа
1) Поиск нового словарного слова:
- Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.
-
2
3
4
5
6
Ф
Д
П
Ж
7
Е
Т
Л
К
8
А
Ч
Ь
С
9
Э
А
И
Н
Шифр: 35 16 24 36 21 27 45 (капитан)
- Запишите слово в словарик.
2) Ознакомление с лексическим значением слова
- Кто такой капитан? Дайте понятие этого слова. (1 уч-ся ищет в словаре, остальные отвечают самостоятельно)
- Какое это слово? (многозначное)
3) Введение нового слова в активный словарь
- Составьте словосочетания с каждым из значений слова. (капитан корабля, капитан хоккеистов, капитан – лейтенант)
- Придумайте предложение с новым словом, соответствующее следующей характеристике: побудительное, восклицательное, простое, распространённое.
- Посмотрите на экологическое панно. Что вы там видите? (предлоги)
- Употребите каждый из них с новым словом.
- Что вы назвали: однокоренные слова или формы слова?
- Образуйте родственные слова.
Физкультминутка
Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.
Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
1, 2, 3 – корпус влево поверни,
И руками помотай, поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем.
Работа по теме урока
Теоретическая минутка.
- Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.
2) Работа в парах - игра «Найди пару»
- Найдите схему к каждому слову:
Новинка
подсказка
фокусник
приехал
выпечка
3) Работа в мини-группах (по 4 человека)
Каждый учащийся берёт карточку с одним предложением. Выполняет задание. Затем из предложений составляется текст.
- Вставьте в слова нужные приставки и суффиксы. Составьте текст, озаглавьте его и назовите тип текста.
От инея …желтели берёз…и и …краснели осин…ки. Вода в реч…е …темнела. Холодный осенний ветер …рывал лист…и и …носил их. Небо часто …крывалось тяжёлыми осен…ими облаками.
4) Работа у доски
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
- Укажите связь слов в предложении.
Итог урока.
- Подведём сейчас итог,
А не зря ль прошёл урок?
Вы, ребята, не зевайте,
А скорей мне отвечайте: С помощью каких морфем образуются новые слова?
- Расскажите сначала о приставке, потом о суффиксе по плану:
1. Что это такое?
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?
4. Привести пример.
Рефлексия.
- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?
- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех?
- Как вы думаете, почему?
- Заполните таблицу:
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
Домашнее задание.
Упр. 77, Р.т. № 18
Список использованной литературы
1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
2. Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.
3. Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ