Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

Цели:

  • закрепить знания обучающихся по теме «Связь слов в словосочетании»;


  • вырабатывать умение обучающихся составлять и записывать словосочетания,

составлять схемы к данным словосочетаниям,

обозначать главное и зависимое слово в словосочетании,

определять виды словосочетаний,

определять способы связи слов в словосочетании;


  • работать над развитием слухового восприятия и коррекцией произношения;


  • воспитывать внимание, самостоятельность.



Ход урока


I. Оргмомент (настройка аппаратуры)


II. Речевая зарядка

З/э – Какой раздел науки о языке мы изучаем?

(Мы изучаем синтаксис)

З/э – Что изучает синтаксис?

(Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения)

З/э – Что называется словосочетанием?

(Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически)

З/э – Из каких частей состоит словосочетание?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слов)


III. Проверка домашнего задания

З/э – Открыли тетради, проверяем д/з.

З/э – Что было задано на дом? (упражнение 62)

З/э – Какое было задание?

(Выписать словосочетания по группам в соответствии с данными схемами)

- Какие словосочетания вы выписали к данной схеме?

прил. + су̽щ.: красивое платье, синий жакет, блестящий успех

су̽щ. + сущ. в р. п.: пиджак брата, портфель отца, песня строителей, гнездо орла

гл̽аг. + сущ. в вин. п.: смотреть телефильм, читать роман, плавить металл

гл̽аг. + сущ. в тв. п.: рубить топором, писать карандашом, рисовать красками

нареч. + гл̽аг.: быстро бежать, хорошо плавать, сердито ворчать

нареч. + нар̽еч.: по-осеннему пасмурно, очень темно


IV. Работа по теме урока (сообщение темы, целей урока)

З/э – Прочитайте тему урока.

З/э – Назовите способы связи слов в словосочетании?

(В словосочетании слова связываются тремя способами подчинитель-

ной связи: согласованием, управлением, примыканием)


1. Работа с таблицей


прилагательное;

согласование причастие;

порядковое числительное;

местоимение, по форме сходное с ними.


существительное;

управление местоимение, по форме сходное с ним.


наречие;

деепричастие;

примыкание неопределённая форма глагола.

-



- Рассмотрите схему. Составьте и запишите словосочетания, в которых зависимые слова были бы выражены данными частями речи. Обозначьте главные слова, стрелкой укажите зависимые.

согласование: чистый пол, опустевший парк, седьмой кабинет, этот стол

З/э – Что называется согласованием?

управление: встретить подругу, пригласить вас

З/э - Что называется управлением?

примыкание: очень любить, говорил улыбаясь, уехал учиться

З/э – Что называется примыканием?


2. Работа с учебником

З/э – Открыли учебники.(упр. 69)

- Что надо сделать?

(Списать словосочетания, составить схему, указать способ связи)

какая?

1). Новая раб̽ота - прил. + су̽щ., согласование.

как?

Рабо̽тать по-новому – гл̽аг. + нареч., примыкание.

что делать?

Уч̽ить работать – гл̽аг. + глаг., примыкание.


2).Аналогично.


3. Работа с текстом.

- Прочитайте четверостишье?

- Из данного отрывка выписать словосочетания, составить схему, указать связь.

когда?

Буш̽евала ночью – гл̽аг. + нареч., примыкание;

нанесло с рассветом - …

нанесло снегом - …

первым снегом - …

на поля нанесло - …


4. Игра «Третий лишний».

- Найти в каждой строчке лишнее словосочетание по типу связи слов в словосочетании.

1) синий шар, возвращаться ночью, опустевшая аллея (согласование);

2) встретить знакомого, жёлтые листья, надеть рубашку (управление);

3) уехать лечиться, сделать быстро, верный друг.


5. Самостоятельная работа.


VI. Итог урока.

З/э – Что делали на уроке?


VII. Д/з.

З/э – Откройте дневники, запишите д/з.

§7 (стр. 32), упр. 69 (3 – 6).


прилаг. + су̽щ.: … .

су̽щ. + сущ. в р. п.: … .

гл̽аг. + сущ. в вин. п.: … .

гл̽аг. + сущ. в тв. п.: … .

нареч. + гл̽аг.: … .

нареч. + нар̽еч.: … .



прилагательное;

причастие;

согласование порядковое числительное;

местоимение,

по форме сходное с ними.

существительное;

управление местоимение,

по форме сходное с ним.


наречие;

примыкание деепричастие;

неопределённая

форма глагола.

-




Но́чью бу́ря бушева́ла,

А с рассве́том на село́,

На поля́, на сад пуши́стый

Пе́рвым сне́гом нанесло́



(И. Бу́нин)

Самостоятельная работа

I вариант


I. Укажите какое слово в словосочетании является главным:

1. Далеко живёт

2. Говори улыбаясь

3. Синева неба

4. Тёплый день

А. Первое слово

Б. Второе слово


II. Укажите вид словосочетания:


1. Участвовать в экскурсии

2. Одиннадцать месяцев

3. Очень интересно

4. Читая книгу


А. Глагольное

Б. Именное

В. Наречное


III. Укажите способ связи слов в словосочетании:


1. Поднимать флаг

2. Этим летом

3. Играть на рояле

4. Приказать вернуться


А. Согласование

Б. Управление

В. Примыкание












Самостоятельная работа

II вариант


I. Укажите какое слово в словосочетании является зависимым:

1.Подготовить доклад

2. Воздух свежий

3. Близко от берега

4. Восьмой класс

А. Первое слово

Б. Второе слово


II. Укажите вид словосочетания:


1. Ходил по комнате

2. Полезно для здоровья

3. Очень внимательный

4. Свежий хлеб


А. Глагольное

Б. Именное

В. Наречное


III. Укажите способ связи слов в словосочетании:


1. Новая лодка

2. Бегать быстро

3. Жить в городе

4. Разрезать яблоко


А. Согласование

Б. Управление

В. Примыкание


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ