Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца" 1 класс
Методическая разработка современного урока
Автор: Булычёва Александра Юрьевна
Место работы: МБОУ Гимназия №1 им. А. Н. Барсукова г. Ковров
Должность: учитель начальных классов
Предмет: обучение грамоте, письмо.
Тема: «Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца».
Форма урока: интегрированный урок.
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить с написанием заглавной буквы Ю.
Задачи:
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формирование умения ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
формирование умения работать в паре.
Регулятивные УУД:
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, конверты с элементами букв.
Учебно-методический комплект:
Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, Ч. II / авт.-состав. С. В. Николаева.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008.
Пронина О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» . 3-е изд., перераб. – М.: Баласс.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Метод: словесный (фронтальная беседа)
- Ребята, сегодня на урок к нам пришел гость. А что это за гость вы узнаете, отгадав загадку.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка) (Слайд 2)
- Правильно, сегодня у нас в гостях кошка. Но она пришла к нам сегодня не просто так. Эта кошка очень образованная и она будет помогать нам на уроке открывать новые знания, а также посмотрит чему вы научились.
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Метод: словесный (беседа), работа в паре.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Работа на доске
- Напомните, с чего мы начинаем урок?
- С повторения.
- Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в паре.
1. Работать должны оба.
2.Своё несогласие высказывай вежливо.
3. Один говорит, другой слушает.
4. Если не понял, переспроси.
- У кошки приключилась беда. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах и подумайте, что за беда и как можно помочь кошке?
- У кошки были разложены буквы по двум корзинкам, но они все перепутались. Нужно разложить их по местам.
Приложение1
Слайд 3 (буквы А, И, О, Я, У, Е, Ы, Ё, Ю)
- Скажите, что это за буквы?
- Гласные.
- По какому признаку нужно разложить эти буквы в корзины?
- Буквы, обозначающие всегда только один звук и буквы, обозначающие два звука.
- Давайте разложим их по корзинкам. И проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Дети на листочках распределяют буквы по корзинкам.
- Назовите буквы, которые вы определили в 1 корзину.
- А, о, у, ы, и.
Слайд3
- Е, ё, я, ю.
Слайд3
- Что мы повторили?
- Буквы, обозначающие один и два звука.
- На прошлом уроке вы познакомились с новой буквой. С какой?
- Со строчной буквой ю.
- Что вы узнали об этой букве?
- Буква ю обозначает слияние звуков [й’у].
- Что мы будем делать дальше?
- Мы получим задание, в котором будет что-то новое.
- Зачем вы его получите?
Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем
- Я прочитаю вам загадку-шутку. Слушайте внимательно.
Жил-был зверь на букву «Ю»,
Чистил мордочку свою.
Бегемот – на букву «Б»,
А петух – на букву «П».
Крокодил – на букву «К»,
И кабан – на букву «К»,
Утконос – на букву «У»,
Что за зверь на букву «Ю»?...
Дети делают предположения, кто это может быть.
Слайд 4
- На самом деле, ребята, все просто. Мы вместе ответим на загадку-шутку «Что за зверь на букву «Ю»?». Я буду читать только вопросы, а вы хором только ответы. Будьте внимательны.
- У него длиннющий хвост?
- Да.
- У него огромный рост?
- Нет.
- У него густая шерсть?
- Да.
У него копыта есть?
- Нет.
- Зубы острые у зверя?
- Да.
- Я боюсь его тогда.
- А этот зверь совсем не страшен,
Это просто кошка наша.
- Почему ж она на «Ю»?
- Юлькой кошку звать мою!
Дети читают только ответы с экрана.
Слайд4
- Так как зовут кошку?
- Юля.
- А «Юля» что это за слово?
- Имя собственное.
- А как пишутся имена собственные?
- С заглавной буквы.
- А теперь положите перед собой листочки в линейку. Я прошу вас написать имя Юля.
- Кто не выполнил это задание?
Результат: возникновение проблемной ситуации, необходимость поиска решения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1)выявить место и причину затруднения.
Метод: словесный (фронтальная беседа).
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Работа на доске
- Какое задание выполняли?
- Мы должны были написать имя Юля.
- Вы справились с этим заданием?
- Нет, мы столкнулись с затруднением.
- Почему возникли затруднения?
- Мы не умеем писать заглавную букву Ю.
Результат: выявление причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) определить средства достижения цели.
Метод: словесный (фронтальная беседа).
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Работа на доске
- Сформулируйте тему урока.
- Заглавная буква Ю.
Слайд5
- Чему нам надо научиться сегодня? Поставьте цель урока.
- Научиться писать заглавную букву Ю, буквосочетания, слова с этой буквой.
- Какие вопросы возникают в связи с этим?
- Чем похожи и чем отличаются письменная и печатная буквы?
- Из каких элементов состоит?
- Как пишется?
- Как соединяется с другими буквами?
Результат: формулирование цели урока.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать фиксацию преодоления затруднения;
2) зафиксировать правило написания заглавной буквы Ю;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Методы: словесный (фронтальная беседа), практический (индивидуальная работа).
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Работа на доске
- Посмотрите на печатную и письменную заглавные буквы Ю. Они похожи?
- Похожи, но письменная буква написана плавно и имеет наклонную линию с закруглением и линию с петлей.
- Итак, давайте попробуем разобраться, из каких элементов состоит заглавная буква Ю. Для этого у вас на партах лежит конверт с различными элементами букв. Как вы думаете, какое задание я вам предложу?
- Это вы делаете с опорой на образец.
- Попробовать собрать заглавную букву Ю из элементов.
Дети выполняют.
На доске табличка с заглавной печатной и письменной буквой Ю.
Приложение 2
-Давайте посмотрим, что у вас получилось, соедините элементы и покажите всем.
- Из каких же элементов состоит заглавная буква Ю?
- Из плавной линии с закруглением внизу, прямой линии с петлей внизу и овала.
- Скажите, в написании каких еще букв используются такие элементы?
- При написании заглавных букв Н, В, К, О.
Сейчас вы попробуете написать букву Ю. Но прежде посмотрите, как ее напишу я.
- Ниже дополнительной строки пишем острый крючок, опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх, без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, влево, замыкаем букву.
Дети выполняют.
Учитель на доске пишет заглавную букву Ю с проговариванием.
- А теперь попробуйте написать букву Ю у себя на ладошке.
- Откройте прописи на с. 34. Возьмите ручки, выпрямите спинку, сядьте ровно, проверьте, правильно ли перед вами лежит пропись. Найдите в прописи первую строчку. Обведите и рядом пропишите буквы, а затем элементы буквы «Ю».
- Среди написанных букв найдите самую красивую букву и подчеркните ее. При дальнейшем письме ориентируйтесь на нее.
- Спуститесь на строчку ниже. Обведите по образцу букву и наклонную линию.
Результат: получение новых знаний.
6. Динамическая пауза.
Цель:
избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.
Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Результат: формирование здорового образа жизни.
7. Первичное закрепление.
Цель:
1) зафиксировать умение писать заглавную букву Ю и читать слоги, слова, предложения.
Метод: словесный (фронтальная работа)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Работа на доске
- Продолжаем работу в прописях на с. 34. Прочитайте строчки слогов.
Читают по цепочке.
- Заглавная буква Ю соединяется с другими строчными буквами только нижним соединением. Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно.
- А теперь возьмите ручки. Я буду называть вам слова, а вы должны из представленных в прописи слогов обвести тот, который встречается в названном слове.
- Юна, Юлиан, Юрьев-Польский, Юстин.
Учитель показывает на доске соединения букв.
- Положите ручки. Под этой строчкой есть слова. Прочитайте их.
Юра, Юрий, Юля, Юлия
- Что это за слова?
- Имена.
- Как они пишутся?
- С заглавной буквы.
- Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.
- Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.
- Проверим, что у вас получилось.
Дети по очереди читают.
- Отложите прописи на край парты откройте букварь на с. 150.
- Прочитайте первые три столбика слов.
- Посмотрите на первые два столбика слов. Что это за слова?
- Имена.
- Прочитайте полные имена.
- Кто-нибудь знает, какие знаменитые люди носили имя Юрий?
- Гагарин, Никулин, Долгорукий.
Слайд6
- Что вы знаете о них?
- Прочитайте последний столбик слов. Что обозначают эти слова?
- Предположения детей.
- Оказывается, ребята, Юпитер – это еще и имя. В римской мифологии Юпитер – это всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. И сейчас встречаются люди с таким необычным именем.
Слайд7
- А «Юнона» что обозначает? Кто догадался, почему эти слова записаны в одном столбике?
- Предложения детей.
- Оказывается, Юнона – древнеримская богиня, супруга Юпитера. Она, прежде всего, покровительница браков и хранительница семьи.
Слайд 7
Результат: первичное закрепление новой темы.
8. Динамическая пауза.
Цель:
1)избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.
Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
9. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях со скобками, расставлять скобки.
- После того, как мы все вместе попробовали выполнить задание, что я вам предложу? (поработать самостоятельно)
- Ниже записаны слова. Прочитайте их. (Юра, Юрий, Юля, Юлия)
- Что это за слова? (Имена)
- Как они пишутся? (С заглавной буквы)
- Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.
- Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Проверка задания фронтально.
10. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение списывать предложения.
- Какое задание я вам сейчас предложу? (задание на повторение)
- Совершенно верно. Я предлагаю вам прочитать, выделить опасные места и списать предложения в прописи на с. 35.
Дети выписывают на доске по одному слову из предложения.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
- Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Научится писать заглавную букву Ю)
- Нам удалось достичь цель? (Да.)
- Теперь расскажите своему соседу, на сколько вы были успешны на уроке по следующему плану: я смог, я научился, я повторил. (Слайд 8)
- Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ