Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца" 1 класс

Методическая разработка современного урока

Автор: Булычёва Александра Юрьевна

Место работы: МБОУ Гимназия №1 им. А. Н. Барсукова г. Ковров

Должность: учитель начальных классов


Предмет: обучение грамоте, письмо.

Тема: «Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца».

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомить с написанием заглавной буквы Ю.

Задачи:

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

  • формирование умения ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные:

  • формирование умения слушать и понимать других;

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

  • формирование умения работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, конверты с элементами букв.

Учебно-методический комплект:

Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, Ч. II / авт.-состав. С. В. Николаева.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008.

Пронина О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» . 3-е изд., перераб. – М.: Баласс.

















Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Метод: словесный (фронтальная беседа)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришел гость. А что это за гость вы узнаете, отгадав загадку.

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И, как днем, она все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (Кошка) (Слайд 2)

- Правильно, сегодня у нас в гостях кошка. Но она пришла к нам сегодня не просто так. Эта кошка очень образованная и она будет помогать нам на уроке открывать новые знания, а также посмотрит чему вы научились.

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Метод: словесный (беседа), работа в паре.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

- Напомните, с чего мы начинаем урок?

- С повторения.



- Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в паре.

1. Работать должны оба.

2.Своё несогласие высказывай вежливо.

3. Один говорит, другой слушает.

4. Если не понял, переспроси.


- У кошки приключилась беда. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах и подумайте, что за беда и как можно помочь кошке?

- У кошки были разложены буквы по двум корзинкам, но они все перепутались. Нужно разложить их по местам.


Приложение1

Слайд 3 (буквы А, И, О, Я, У, Е, Ы, Ё, Ю)

- Скажите, что это за буквы?

- Гласные.


- По какому признаку нужно разложить эти буквы в корзины?

- Буквы, обозначающие всегда только один звук и буквы, обозначающие два звука.


- Давайте разложим их по корзинкам. И проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Дети на листочках распределяют буквы по корзинкам.


- Назовите буквы, которые вы определили в 1 корзину.

- А, о, у, ы, и.

Слайд3

- Назовите буквы, которые вы определили во 2 корзину.

- Е, ё, я, ю.

Слайд3

- Что мы повторили?

- Буквы, обозначающие один и два звука.


- На прошлом уроке вы познакомились с новой буквой. С какой?

- Со строчной буквой ю.


- Что вы узнали об этой букве?

- Буква ю обозначает слияние звуков [й’у].


- Что мы будем делать дальше?

- Мы получим задание, в котором будет что-то новое.


- Зачем вы его получите?

Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем


- Я прочитаю вам загадку-шутку. Слушайте внимательно.

Жил-был зверь на букву «Ю»,

Чистил мордочку свою.

Бегемот – на букву «Б»,

А петух – на букву «П».

Крокодил – на букву «К»,

И кабан – на букву «К»,

Утконос – на букву «У»,

Что за зверь на букву «Ю»?...

Дети делают предположения, кто это может быть.


Слайд 4

- На самом деле, ребята, все просто. Мы вместе ответим на загадку-шутку «Что за зверь на букву «Ю»?». Я буду читать только вопросы, а вы хором только ответы. Будьте внимательны.

- У него длиннющий хвост?

- Да.

- У него огромный рост?

- Нет.

- У него густая шерсть?

- Да.

У него копыта есть?

- Нет.

- Зубы острые у зверя?

- Да.

- Я боюсь его тогда.

- А этот зверь совсем не страшен,

Это просто кошка наша.

- Почему ж она на «Ю»?

- Юлькой кошку звать мою!

Дети читают только ответы с экрана.

Слайд4

- Так как зовут кошку?

- Юля.


- А «Юля» что это за слово?

- Имя собственное.


- А как пишутся имена собственные?

- С заглавной буквы.


- А теперь положите перед собой листочки в линейку. Я прошу вас написать имя Юля.



- Кто не выполнил это задание?



Результат: возникновение проблемной ситуации, необходимость поиска решения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1)выявить место и причину затруднения.

Метод: словесный (фронтальная беседа).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

- Какое задание выполняли?

- Мы должны были написать имя Юля.


- Вы справились с этим заданием?

- Нет, мы столкнулись с затруднением.


- Почему возникли затруднения?

- Мы не умеем писать заглавную букву Ю.


Результат: выявление причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) определить средства достижения цели.

Метод: словесный (фронтальная беседа).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

- Сформулируйте тему урока.

- Заглавная буква Ю.

Слайд5

- Чему нам надо научиться сегодня? Поставьте цель урока.

- Научиться писать заглавную букву Ю, буквосочетания, слова с этой буквой.


- Какие вопросы возникают в связи с этим?


- Чем похожи и чем отличаются письменная и печатная буквы?

- Из каких элементов состоит?

- Как пишется?

- Как соединяется с другими буквами?


Результат: формулирование цели урока.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать фиксацию преодоления затруднения;

2) зафиксировать правило написания заглавной буквы Ю;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Методы: словесный (фронтальная беседа), практический (индивидуальная работа).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

- Посмотрите на печатную и письменную заглавные буквы Ю. Они похожи?

- Похожи, но письменная буква написана плавно и имеет наклонную линию с закруглением и линию с петлей.


- Итак, давайте попробуем разобраться, из каких элементов состоит заглавная буква Ю. Для этого у вас на партах лежит конверт с различными элементами букв. Как вы думаете, какое задание я вам предложу?

- Это вы делаете с опорой на образец.

- Попробовать собрать заглавную букву Ю из элементов.





Дети выполняют.

На доске табличка с заглавной печатной и письменной буквой Ю.

Приложение 2

-Давайте посмотрим, что у вас получилось, соедините элементы и покажите всем.



- Из каких же элементов состоит заглавная буква Ю?

- Из плавной линии с закруглением внизу, прямой линии с петлей внизу и овала.


- Скажите, в написании каких еще букв используются такие элементы?

- При написании заглавных букв Н, В, К, О.


Сейчас вы попробуете написать букву Ю. Но прежде посмотрите, как ее напишу я.

- Ниже дополнительной строки пишем острый крючок, опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх, без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, влево, замыкаем букву.

Дети выполняют.

Учитель на доске пишет заглавную букву Ю с проговариванием.

- А теперь попробуйте написать букву Ю у себя на ладошке.



- Откройте прописи на с. 34. Возьмите ручки, выпрямите спинку, сядьте ровно, проверьте, правильно ли перед вами лежит пропись. Найдите в прописи первую строчку. Обведите и рядом пропишите буквы, а затем элементы буквы «Ю».



- Среди написанных букв найдите самую красивую букву и подчеркните ее. При дальнейшем письме ориентируйтесь на нее.

- Спуститесь на строчку ниже. Обведите по образцу букву и наклонную линию.



Результат: получение новых знаний.

6. Динамическая пауза.

Цель:

  1. избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.

Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.

Результат: формирование здорового образа жизни.

7. Первичное закрепление.

Цель:

1) зафиксировать умение писать заглавную букву Ю и читать слоги, слова, предложения.

Метод: словесный (фронтальная работа)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

- Продолжаем работу в прописях на с. 34. Прочитайте строчки слогов.

Читают по цепочке.


- Заглавная буква  Ю соединяется с другими  строчными буквами только нижним соединением. Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно.

- А теперь возьмите ручки. Я буду называть вам слова, а вы должны из представленных в прописи слогов обвести тот, который встречается в названном слове.

- Юна, Юлиан, Юрьев-Польский, Юстин.









Учитель показывает на доске соединения букв.

- Положите ручки. Под этой строчкой есть слова. Прочитайте их.

Юра, Юрий, Юля, Юлия



- Что это за слова?

- Имена.


- Как они пишутся?

- С заглавной буквы.


- Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.

- Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.



- Проверим, что у вас получилось.

Дети по очереди читают.


- Отложите прописи на край парты откройте букварь на с. 150.



- Прочитайте первые три столбика слов.



- Посмотрите на первые два столбика слов. Что это за слова?

- Имена.


- Прочитайте полные имена.



- Кто-нибудь знает, какие знаменитые люди носили имя Юрий?

- Гагарин, Никулин, Долгорукий.

Слайд6

- Что вы знаете о них?



- Прочитайте последний столбик слов. Что обозначают эти слова?

- Предположения детей.


- Оказывается, ребята, Юпитер – это еще и имя. В римской мифологии Юпитер – это всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. И сейчас встречаются люди с таким необычным именем.


Слайд7

- А «Юнона» что обозначает? Кто догадался, почему эти слова записаны в одном столбике?

- Предложения детей.


- Оказывается, Юнона – древнеримская богиня, супруга Юпитера. Она, прежде всего, покровительница браков и хранительница семьи.


Слайд 7

Результат: первичное закрепление новой темы.

8. Динамическая пауза.

Цель:

1)избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.

Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

9. Самоконтроль с самопроверкой.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях со скобками, расставлять скобки.

- После того, как мы все вместе попробовали выполнить задание, что я вам предложу? (поработать самостоятельно)

- Ниже записаны слова. Прочитайте их. (Юра, Юрий, Юля, Юлия)

- Что это за слова? (Имена)

- Как они пишутся? (С заглавной буквы)

- Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.

- Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Проверка задания фронтально.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение списывать предложения.

- Какое задание я вам сейчас предложу? (задание на повторение)

- Совершенно верно. Я предлагаю вам прочитать, выделить опасные места и списать предложения в прописи на с. 35.

Дети выписывают на доске по одному слову из предложения.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

- Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Научится писать заглавную букву Ю)

- Нам удалось достичь цель? (Да.)

- Теперь расскажите своему соседу, на сколько вы были успешны на уроке по следующему плану: я смог, я научился, я повторил. (Слайд 8)

- Спасибо за урок.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ