План-конспект урока русского языка в 3 классе «Почему появляются удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня?»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ТЕМУ:
«ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
БУКВЫ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ?»
Загорская Анжелика Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Руднянской СОШ им. А.С. Пушкина
р.п. Рудня Руднянского района
Волгоградской области
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Учебник: Русский язык 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема урока: «Почему появляются удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня?»
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня)
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;
– формировать умение группировать (классифицировать) слова в зависимости от орфограммы;
– формировать умение находить удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня и обозначать их на письме.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к изучению русского языка;
– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;
– воспитывать положительное отношение к учёбе, умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
– формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
№
Этап урока
Формируемые результаты обучения
Действия
учителя
Действия учащегося
Используемый ресурс
(ссылки, скриншоты)
Объем затраченного времени
1
Мотивационный к учебной деятельности
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные: прини-мать учебную задачу.
Учитель приветствует учащихся, настраивает учащихся на восприятие учебного материала. (Читает стихотворение-настрой на работу)
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
- Ребята, вы готовы к работе? Тогда начнем урок.
- Над какой темой мы работаем?
- Сегодня на уроке мы сделаем новое открытие по этой теме.
Откройте тетради, запишите дату. (Орфограммы обозначены) Будьте внимательны!
Настраиваются на работу, отвечают на вопросы, вспоминают изучаемую тему.
- Мы работаем над темой «Приставки»
Делают запись в тетради.
Стр. 1
2мин
2
Актуализация опорных знаний
Личностные: осознание необходимости совершенствования.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Познавательные:
выдвижение гипотез и их обоснование, овладение логическими действиями.
Учитель показывает на доске словарные слова, создает проблемную ситуацию.
- Вспомните и назовите словарные слова с удвоенными согласными.
- Почему пишут в словах удвоенные согласные?
- Как мы можем проверить написание удвоенных согласных в слове?
(На доске слова с данной орфограммой:
Дрожжи, масса, группа, коллектив, рассказ.)
Прочитайте слова и ответьте вопрос:
- В какой части слова находятся удвоенные согласные?
(Постановка проблемного вопроса)
-Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне слова?
Отвечают на поставленные вопросы, доказывают разные варианты ответов.
-Грамм, аппетит, касса и др.
-Мы слышим и произносим долгий звук.
-Посмотреть в словаре.
-Удвоенные согласные находятся в корне.
Учащиеся дают разные варианты ответов. (Проблема)
Стр. 2
Стр.2
Из правого верхнего угла вытянуть проблемный вопрос за знак ?
3мин
3
Открытие новых знаний
Личностные: формирование способ-ности к саморазвитию.
Регулятивные: прини-мать, сохранять и ставить учебную задачу.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
использовать речь для регуляции своего действия, формулиро-вать собственное мнение и позицию.
Поиск решения (подводящий диалог)
- Давайте проверим ваши предположения и найдем выход из затруднения. Как это сделать?
- Что для этого нужно сделать?
Учащиеся с помощью учителя рассуждают,
находят ответ на проблемный вопрос.
- Нужно выделить корни в каждом слове.
-Для того чтобы выделить корень слова, нужно подобрать однокоренное слово или слово, от которого оно произошло.
Дети рассуждают, выделяют корень слова, записывают в тетради.
Дрожжи, дрожжевое (тесто) – удвоенные согласные находятся в корне.
Масса, массовый – у2с в корне.
Группа, групповой – у2с в корне.
Коллектив, коллективный – у2с в корне.
Рассказ, сказать – здесь корень –сказ-, приставка рас-.
Стр. 2
Открыть первую шторку, стилусом выделить корень в словах и т.д.
7
Если в слове рассказ приставка рас-, то она встречается и в других словах, например: расписание, распутать, растаять.
- Почему же в слове рассказ пишутся удвоенные согласные?
Одна из у2с находится в корне, а другая в приставке.
4
Формулирование темы и цели урока.
Личностные:
осознают необходимость совершенствования.
Регулятивные:
волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные:
работа со словарём, определение значения слова; самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других.
Учитель подводит детей к теме и цели урока.
- Уточните тему нашего урока.
- Правильно, приставка и корень имеют одинаковые буквы, они как бы встречаются и соединяются. Как назвать место соединения?
- Давайте обратимся за помощью к учебнику. Откройте стр.108. Прочитайте тему урока и назовите нужное нам слово.
- Что значит стык?
Ученики с помощью учителя уточняют тему урока, формируют цель урока, работают с толковым словарем.
-Удвоенные согласные буквы, одна из которых находится в корне, а другая в приставке.
Ребята затрудняются ответить.
-Стык.
-Ребята предлагают варианты ответов.
4мин
- Проверьте по толковому словарю.
- Подберите однокоренные слова к слову стык.
- Где вы слышали эти слова?
- Итак, стык – это соединение вплотную.
- Как вы думаете, «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня» - это орфограмма?
- Какие трудности возникают при написании?
- Чему мы будем учиться на уроке?
- А также учиться объяснять и обозначать орфограмму.
- Проверяют по толковому словарю. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова написано: «Стык – место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего-нибудь. Например: стык рельсов».
-Стыковать, стыковка.
- Стыковка космического корабля.
-Да, потому что возникают трудности в написании.
-Писать две согласные или одну.
-Учиться писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня.
Стр. 2
Из правого нижнего угла вытянуть толкование слова стык за знак ?
5
Физминутка
Личностные:
установка на здоровый образ жизни.
Проводит физкультминутку под музыку.
Выполняют вместе с учителем.
Стр. 3 Щелчком мыши на смайл – ссылка на музы-кальную презентацию.
1мин
6
Закрепление изученного материала
Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Познавательные:
- построение рассуждений, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.
Регулятивные:
- умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные:
совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Демонстрирует ресурс №1. Организует фронтальную работу.
- Определите, где находятся удвоенные согласные на стыке или в корне?
- Какие шаги надо выполнить при работе над орфограммой «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»? Составим алгоритм действия.
Работают с ПК, воспринимают информацию с экрана, объясняют написание слов с удвоенными согласными (на стыке или в корне), работают в тетрадях, обозначают орфограмму.
Составляют алгоритм действий.
Ресурс №1
На стыке или в корне?
Стр. 4
Составление алгоритма написания слов с удвоенными согласными на стыке приставке и корня.
13мин
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, контролировать действия партнера.
Познавательные:
использование критериев для обоснования своего суждения.
Демонстрирует ресурс №2. Организует работу в парах.
- Определите, какая буква пропущена? Выберите нужную.
- Фронтальная проверка.
Работают с ПК, воспринимают информацию с экрана, работают в парах по алгоритму, обозначают написание слов с удвоенными согласными (на стыке или в корне), работают в тетрадях.
Проверяют работу.
Ресурс №2
Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня
7
Закрепление.
Первичная проверка усвоения.
Личностные: формиро-вание учебно-познава-тельного интереса к учебному материалу, развитие самостоятель-ности и личной ответст-венности за результаты своей деятельности.
Познавательные:
умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
излагать и аргументиро-вать свою точку зрения.
Регулятивные: выпол-нять действия по алго-ритму, осуществлять пошаговый контроль.
Учитель организует самостоятельную работу учащихся.
Выписать слова, где удвоенные согласные в корне – 1 столбик, на стыке приставки и корня –
2 столбик, обозначить орфограмму.
- А теперь проверьте и оцените свою работу.
Индивидуальная работа.
(дифференциация по сложности)
Выполняют работу самостоятельно в тетрадях.
Проверяют по эталону, самооценка.
Учащиеся выполняют работу на нетбуках.
Стр. 5
Для проверки вытянуть слова слева и справа за
Ресурс №3
Игра «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»
(N 193819)
5мин
- Серая белочка, Приставушка, собирает слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, а рыжая белочка – Корневушка, с удвоенной согласной в корне слова. Помогите белочкам!
Проверяется работа и оценивается на компьютере.
8
Подведение итогов.
Рефлексия
Личностные: определять личностный смысл учения.
Регулятивные:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные: устанавливать причин-но-следственные связи.
Подводится итог урока
-Над какой темой мы сегодня работали?
- Откуда же появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня?
- Для чего мы изучали эту тему?
- Оцените себя сами.
- Кто поставил себе отметку 5? 4? 3?
- Кто не смог себе поставить отметку? Почему?
- Кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя сами, погладьте по голове.
- Я тоже довольна вашей работой. Но особенно меня порадовали…
(называет детей).
Учащиеся дают собственную оценку полученным знаниям, ставят отметки, задачи на следующий урок.
3мин
9
Домашнее задание
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственнос-ти за результаты своей деятельности.
Регулятивные:
- умение осуществлять познавательную и лич-ностную рефлексию.
Познавательные: поиск информации; овладение логическими действия-ми.
Даёт инструкцию для выполнения домашнего задания, благодарит за урок.
Дома вы продолжите учиться писать слова с удвоенными согласными в корне слова, выполняя
упр. 5 стр. 111.
Задание для любителей головоломок.
-Что будет, если к слову ссориться добавить приставку рас- ?
-Бывают ли в словах утроенные согласные? Завтра мы начнем урок с решения этой проблемы.
Записывают домашнее задание в дневниках.
Головоломка на доске:
рас + ссориться =?
Стр 6.
Вытянуть задание за верхний кружок.
Вытянуть задание за
нижний кружок.
2мин
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ