Конспект урока "Повторение по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи" 5 Класс
















КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Тема: Повторение по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.»


5 класс















Составила Николаева Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Отрадненская средняя школа N















Цели урока:



- Воспитывать чувство коллективизма, умение решать поставленные задачи в команде.


- Развивать внимание, сообразительность, речь учащихся, умение слушать друг друга.


- Повторить морфемы и все изученные орфограммы, связанные с приставкой и корнем.


- Закрепить умение распознавать виды орфограмм, находить их в предложении, в тексте.


Форма урока. Урок-практикум.


Оборудование: тетрадь, проектор, экран, доска, карточки и листы для работы в группах.




































Ход урока.


1.Организация класса и объявление цели урока.


- Сегодня у нас не обычный урок. Чтобы повторить все то, что мы изучили в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи.», мы проведем дружеский турнир между командами. Каждая команда, чтобы получить победное число баллов, сразится с другими командами. А оружие, которое поможет вам победить, - это ваши знания.


2. Повторение.

Итак, задание я буду объяснять только один раз, а потому слушайте внимательно.

Ваша задача – набрать максимальное количество баллов, ведь количество набранных баллов будет соответствовать той отметке, которая станет призом для участников.

* Четкая работа команд и хорошая дисциплина будут поощряться дополнительными баллами.


А) Блиц - опрос.


Стадия вызова.

Задание 1. Перед вами лист с номерами. Рядом с каждым номером начало предложения, которое вы должны будете закончить. Работать будете по очереди, каждый член команды должен выполнить 1 задание и передать лист следующему.


Cтадия осмысления, реализации.

1.Наименьшая значимая часть слова - это …

2.Значимые части слова, которые служат для образования новых слов – это …

3. Значимая часть слова, которая образует формы слова – это…

4.Часть изменяемого слова без окончания – это …

5. Главная значимая часть слова – это…

6. Разбор слова по составу по-другому называется …

7. При образовании и изменении слов происходит замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется …

8. Гласные О и Е, которые чередуются с нулем звука, называются …

9. В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется … , а перед глухими- … .

10. От суффикса -а- зависит написание корней … - … .

11. В корне -Р…С- пишется буква … , а в корнях -Р…CТ- (-Р… Щ-) - буква … .


Проверка.

1.морфема

2.приставка и суффикс

3.окончание

4.основа

5.корень

6.морфемный разбор

7.чередование

8.беглые гласные

9.з; с


3


10. –лаг- - -лож-

11.-РОС- - -РАСТ-( -РАЩ-)


Итог. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Команда … получает поощрительный балл за хорошую работу и хорошее поведение.


. Б) Орфографическая схватка.


Стадия вызова.


- Со следующим заданием лучше других справится та команда, члены которой хорошо разбираются в видах орфограмм. А задание будет такое: на столах перед вами лежит набор карточек, на которых вы увидите слова с пропущенными орфограммами. Разложите слова по видам орфограмм, работая всей командой, расставьте орфограммы, поясните, какие виды орфограмм вам встретились.


Cтадия осмысления, реализации. (Учащиеся работают в группе, коллективно решая поставленную задачу).


Проверка:


О и Е после шипящих буквы з и с на конце приставок ы и и после ц


шЕпот беСшумный цЫпленок

шОрох беЗвкусный цИркуль

крыжОвник раСцепить куницЫн

жЕрдочка раЗжимать птенцЫ

чЕлка раСщелина станцИя

капюшОн раСчертить цИфра

решЕтка (з/С)жечь цИтата

расчЕска (з/С)делать цЫганский


*Осталось слово ЦеНТРАЛЬНЫЙ – орфограмма «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Проверочное слово ЦеНТР.


Итог. За каждый правильно составленный столбец команда получает 8 баллов.

Каждое лишнее слово в столбце – минус 1 балл; каждая орфографическая ошибка – минус 1 балл.

За найденное «лишнее» слово, о котором не упоминалось – дополнительные 2 балла.

1 поощрительный балл команде, работавшей лучше других.


В) Дуэль капитанов.


Стадия вызова.

Капитаны приглашаются к бою.

Их задача – предложить как можно больше слов с корнями, имеющими чередующиеся гласные в корне.

Команды в это время выполняют ту же работу. Своими словами вы сможете дополнить список слов, составленный капитаном, и заработать дополнительные баллы. Не забудьте слова-исключения.

4



Cтадия осмысления, реализации. (Капитаны выполняют задание, ребята работают в группах).


Проверка.

-лаг- - -лож- -раст- (-ращ-) - -рос-

Предлагать растение Исключения:

Предложение выращенный росток

Предположение вырастает отрасль

Изложение обрастать

Облагать взращенный

Сложить подрастать

Предложить выросла

Слагаемое оброс

Слагать …

Итог. Количество баллов начисляется в зависимости от количества правильно подобранных слов. Каждое «лишнее» слово – минус балл. Поощрительные баллы.


* Дополнительное задание капитанам: обозначьте морфемный состав слов (максимальное кол-во баллов 4):


ПРЕДЛАГАТЬ ВЫРОСЛА ВЫРАЩЕННЫЙ РОСТОК


Г) Творческий поединок.


Стадия рефлексии.


Пока капитаны разбираются в морфемном составе слов, команда получает конверт с секретным заданием. Вы должны изучить задание и выполнить его.


Задание: Со словами, имеющими корень с чередующейся гласной -РАСТ- (-РАЩ-) - -РОС- составьте текст из 4-5 предложений, соответствующий заглавию «Чудо-цветок». Используйте также слова на те правила, которые мы сегодня повторили.


* От соответствия текста заглавию, числа связанных между собой предложений и количества использованных слов с чередующейся гласной зависит сумма баллов.


Проверка:


  1. Морфемный состав слов.

  2. Чтение сочинений.


Д) Подведение итогов. По итогам турнира победила команда, набравшая … баллов. Ребята этой команды получают 5. Команды, набравшие баллов, получают 4.


Домашнее задание:



5

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ