ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ
Тема урока: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ».
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с буквосочетаниями жи–ши.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- определять непарные твердые согласные (ж, ш);
- применять правила правописания (написание гласной и после шипящих согласных ж, ш);
- различать предложения и слова;
- составлять предложения из слов.
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Познавательные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Коммуникативные:
- принимать участие в работе парами;
- использовать в общении правила вежливости;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
- положительное отношение к учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
п/п
Этапы урока
Цель каждого этапа
Деятельность учащихся
Содержание
Формируемые УУД
1.
Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли у тебя на месте,
Все ль в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
Старательно трудитесь!
Личностные УУД: положительное отношение к школе и учебной деятельности; знание основных моральных норм поведения.
Коммуникативные УУД:
уметь совместно договариваться о правилах
поведения,
общения в школе и следовать им.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин)
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
Построение проекта выхода из затруднения (10-11мин)
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)
Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)
Актуализировать требования к уче-
нику со стороны
учебной деятельности;
создание условий
для возникновения
у учеников
внутренней потребности
включения
в учебную
деятельность.
Создать проблемную ситуацию.
Подведение детей
к формулирова-
нию
темы и постанов-
ке задач
урока.
Указать
на объект наблюде-
ния.
Обеспечить восприятие, осмысление и
первичное
запоминание зна-
ний, способов действий.
Создать
условия
для
исследовательской работы,
опираясь
на личный
опыт детей.
Организовать
учащихся
в решении
поставленных
задач.
Настроить
детей
на положительный
результат.
Осознание каждым обучающимся
степени овладения способом
проверки
орфограммы.
Мобилизация
учащихся
на
рефлексию своего поведения,
мотивации
способов
деятельности,
общения. Усвоение принципов
саморегуляции и
сотрудничества.
Соотнесение поставленных
задач
с достигнутым
результатом.
Актуализация зна-
ний.
Формулируют
тему и задачи
урока.
Принимают
участие в обсужде-
нии
проблемной
ситуации.
Ребята
выдвигают
свои гипотезы
и приходят
к общему
выводу.
Выдвигают
свои версии.
Записывают
слова с прогова-
риванием, делая
опору
на новое
правило.
Ребята должны
в парах
выстроить
алгоритм
решения
данной
проблемы.
Вписывают букву,
доказывая свой
выбор.
Работают с
предложениями,
пословицами.
Применяют правило правописания буквосочетаний
жи-ши.
Анализируют рабо-
ту на уроке, соотно-
сят поставленные
задачи с достигну-
тыми результатами.
- Посмотрите на доску (слайд №1). Перед нами выражения, которые необходимо заменить одним словом. Давайте вспомним, как называется:
1. плод дуба (желудь).
2. В русских сказках: птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями (жар-птица).
3. Насекомое, родственное пчеле, с толстым мохнаты тельцем (шмель).
4. Водитель автомобиля (шофер).
-Что общего во всех словах? (Начинаются на буквы, которые обозначают твердые согласные звуки; начинаются на буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки; начинаются на буквы, которые обозначают парные согласные звуки по глухости/звонкости).
- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать буквы «ж» и «ш», потому что все слова-отгадки начинаются с этих букв).
- Из каких элементов состоит буква Ж? Ш? (Слайд №2). (Буква Ж состоит из 5 элементов: двух полуовалов, прямой линии, двух наклонных прямых. Буква Ш состоит из 3 элементов: прямой с закруглением вверху и внизу,2 прямых с закруглением внизу вправо.)
- Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Приступаем к написанию букв. Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.
-Давайте прочитаем слова.
(Один ученик читает слова).
Чиж, уж, еж, стриж, мышь, морж, камыш.
- Что общего у всех слов? (Отвечают на вопроы Кто? Что? и являются именами существительными).
-В форме какого числа записаны слова? (В форме единственного числа).
- Измените форму единственного числа на форму множественного числа.
(Чиж-чижи, уж-ужи, еж-ежи, стриж-стрижи, мышь-мыши, морж-моржи, камыш-камыши.)
- Что можете сказать о словах 2-го столбика?(Оканчиваются на буквосочетания жи-ши.
При произношении слышим на конце звук[ы] – не знаем какую букву писать).
- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?
-Тема нашего урока: «Правописание буквосочетаний жи-ши».
-Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Какая буква пишется в буквосочетаниях жи-ши).
Работа со звуко-
вым столбиком.
– Рассмотрите звуковой
столбик.
– Каким цветом должны
быть помечены
звуки, о которых
мы говорим?
(Голубым и зеленым.)
–Где в звуковом
столбике находятся
твердые
звуки: слева или справа?
–Движемся взглядом по
левому столбику,
отыскиваем
глазами согласные,
у которых справа в
скобках стоит прочерк,
то есть нет мягкой пары.
- Произнеси звуки ж, ш, ц.
- Какие только
звуки обозначают
буквы ж, ш, ц?
Сделайте cвой вывод.
В(Не все согласные
звуки имеют пару по
твердости-мягкости.
Есть только твёрдые
согласные звуки [ж], [ш],
[ц], а есть только
мягкие согласные
звуки [щ], [ч], [й].
У - Ребята, какая задача
стоит перед
вами дальше?
(Выяснить, в каких случаях
пишутся сочетания жи –
ши).
Для этого нужно
провести исследователь-
скую
работу.
– Произнесите слова:
жизнь, жир, чижи.
– А теперь произнесите
слова: шип, шишка,
машина.
– Какие звуки вы
произносите – [ш ы] или
[ш’и],[ж ы] или [ ж’и]?
Но в старину произносили
мягкие звуки [ш’и] и
[ж’и]. Но это старинное
произношение до сих
о пор отражается на
письме.
У - Сделайте вывод.
Как пишется
сочетание ж и – ши?
-Вернемся к нашим словам Запишите в строчку слова 2-го столбика. Какую букву запишем на месте пропуска?
- Выделите орфограмму жи-ши, т. е. подчеркните сочетания жи-ши. Проверьте правильно ли вы выполнили задание? (Слайд №3).
Физкультминутка
-Открываем учебники на странице 40, выполняем упражнение 90 (учащиеся в парах находят и выписывают слова с буквосочетаниями жи-ши).
Работа по карточкам: «Исправь ошибки».
-Посмотрите на доску. Перед нами рассказ.
-Что заметили? (Ошибки в словах).
- Вспомним правило: как надо писать сочетание жи-ши?
- У каждого из вас на парте есть этот текст. Найдите и исправьте ошибки в словах с сочетаниями жи-ши (учащиеся работают в парах, исправляют ошибки в напечатанном тексте).
- Проверьте правильность выполненного задания. Кто допустил ошибки, исправьте их. (Слайд №4).
Словарная работа.
-Приступаем к словарной работе. Что значит выражение «словарная работа»? (Записываем слова из словаря с орфограммами)
- Посмотрите на экран. Кто знает, как называется это растение? (Слайд №5).
- Да, это шиповник- ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно поцарапают каждого, кто захочет сорвать цветок. Отсюда и название – шиповник
Инжир-это дерево, которое растет в жарких странах. Оно имеет сладкие плоды.
- Записываем словарные слова. Выделяем сочетания жи-ши с помощью зеленой ручки.
Работа с предложениями.
-Составьте предложения со словом шиповник. (В лесу растет шиповник).
- Подчеркните главные члены предложения.
Из слов составить предложения. Записать их. В словах подчеркнуть сочетания ЖИ – ШИ.
1 вариант:
рядом, Воробьи, с, живут, человеком.
Записать по 5 слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, подчеркнуть эти сочетания.
2 – вариант
Шиповника, полезны, очень, Ягоды..
Записать по 5 слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, подчеркнуть эти сочетания.
- Мы с вами выполнили все задания. А как вы думаете, что нам в этом помогло? (Дружба). Да, дружба. Давайте вспомним пословицы про дружбу. Посмотрите на экран (слайд №6).
-Что заметили? (Пропущены буква в словах с сочетаниями жи-ши).
-Запишите понравившуюся вам пословицу, вставляя необходимую букву, выделяя орфограмму.
Вернемся к целям нашего урока.
-О чем мы сегодня
говорили на уроке?
- Какие задания понравились больше? Показались трудными?
Почему?
-Что нового открыли для себя? Получил ли ты новые знания?
-Ты был активен на уроке? Кого из одноклассников хотели бы поблагодарить?
- Каким правилом воспользовались, чтобы
правильно написать
слова?
- У каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки: если на уроке все было понятно, поднимите карточку зеленого цвета, если были сомнения – желтого, если ничего не было понятно – красного.
- Спасибо за урок.
Личностные УУД:
интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальные умения выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные УУД:
использовать в общении правила вежливости.
Личностные УУД:
интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры
действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения.
Предметные УУД:
различать звуки и буквы; находить случаи расхожде-
ния звукового и буквен-
ного состава слов;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе.
Регулятивные УУД:
понимать выделенные учителем ориентиры
действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
понимать заданный вопрос ,
в соответствии с ним
строить ответ в устной фор-
ме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения.
Предметные УУД:
различать звуки и буквы; находить случаи расхожде-
ния звукового и буквен-
ного состава слов.
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем и одноклассниками резуль-
тат своих действий, вно-
сить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нуж-
ной информации в учеб-
нике; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличитель-
ных признаков.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения.
Предметные УУД:
различать звуки и буквы;
применять правила правописания (написание
гласного «и» после шипя-
щих «ж», «ш».
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем и одноклассниками резуль-
тат своих действий, вно-
сить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения.
Предметные УУД:
применять правила правописания (написание
гласного «и» после шипя-
щих «ж», «ш»;
различать предложения и слова.
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе.
Регулятивные УУД:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ