Конспект урока "Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении" 10 Класс

План-конспект урока русского языка.


Класс: 10 «А»

Школа: ГОУ школа-интернат№33

Учитель: Немцева Людмила Викторовна

Тема: « Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Цели: отработка умений:1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения; 2) определять смысловые отношения между предикативными частями ССП; 3) расставлять знаки препинания в ССП (с общим второстепенным членом предложения и без него)

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, таблица «Основные группы ССП по союзам и значению».

План урока.

Этап урока

Содержание этапа

Время

1. Оргмомент

Нацелить учащихся на урок

1мин.

2. Фронтальная беседа

Актуализация опорных знаний и умений

1мин.

3. Объяснительный диктант

Проверить умения различать простые предложения с ОЧП и ССП

6мин.

4. Комментированное письмо

Отработка умения расставлять знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

5мин.

5. Работа с текстом

Выборочный анализ текста

12мин.

6. Синтаксический разбор ССП

Отработать умение выполнять синтаксический разбор ССП

6мин.

7. Творческий диктант

Совершенствовать умение конструировать ССП с противительными союзами

6мин.

8. Тире в ССП

Определение условия выбора постановки тире в ССП

5мин.

9. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания

Оценить ответы учащихся, разъяснить содержание домашнего задания

3мин.


Ход урока.

I. Организационный момент. Целеполагание.

II. Фронтальная беседа:

  • следует различать ССП с соединительным союзом и и простые предложения с ОЧП, соединенными союзом и;

  • если союз и соединяет предекативные части ССП, запятая ставится или нет?

  • Если союз и одиночный и соединяет ОЧП, запятая ставится или нет?

III. Объяснительный диктант (ССП и простые с ОЧП).

1. Книга щедро расплачивается за любовь к ней и помогает в любой жизненной ситуации.

2. Любимую книгу человек читает не один раз в своей жизни, и каждый раз он воспринимает её по-новому.

3. Драматизм, юмор и нежность пронизывают каждый рассказ Шукшина, и эти три потока гармонично сочетаются во всём его творчестве.

IV. Комментированное письмо (предложения с общим второстепенным членом).

1. Во время чтения развивается память и формируется образное мышление человека.

2. На моем рабочем столе стоит письменный прибор и лежат учебники.

V. Работа с текстом.

1. Современный книжный рынок предоставляет огромный выбор книг и способен удовлетворить любые потребности читателей.

2. Значительно увеличилось издание справочных и энциклопедических книг, также рынок насытился переводной детской литературой. 3. С другой стороны, обилие изданий, среди которых оказалось много продукции массовой культуры, затруднило читательский выбор. 4. Читатель теряется в таком книжном многообразии, и поэтому в круг его чтения зачастую попадает литература сомнительного характера: мистика, триллеры, низкопробные фэнтези. 5. Как же сориентироваться на современном книжном рынке и выбрать хорошую книгу?

6. Помочь в выборе книг для чтения способны люди, имеющие богатый читательский опыт: учителя, библиотекари, родители, читающие друзья. 7. Существуют критерии удачной покупки книги для школьника. 8. Хорошая книга доступна для понимания и написана образным, выразительным языком. 9. Она не пропагандирует насилие, культ денег и пессимизм, а имеет гуманное содержание. 10. Следует помнить: талантливая книга ищет талантливого, вдумчивого и разборчивого читателя.


Задания к тексту:

1. Определить стиль. Доказать выбор.

2. В каком предложении обозначена проблема текста?

3. Какова авторская позиция по этой проблеме?

4. Какие аргументы приводит автор в пользу своей позиции?

5. Заменить разговорное слово насытился (№2) стилистически нейтральным синонимом.

6. Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование:

рынок книг -

забота родителей -

литература для детей -

опыт читателя –

7.Словарная работа:

  • Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее.

  • Оптимизм – жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны.

  • Гармонично – согласованно, существует в тесном единстве.

  • Гуманный – человечный, отзывчивый.

8.Указать номера всех ССП в тексте, определить их вид.

VI. Синтаксический разбор ССП.

Значительно увеличилось издание справочных и энциклопедических книг, также рынок насытился переводной детской литературой.

VII. Творческий диктант.

Закончи пословицы, употребив противительные союзы а, да:

  • Делу время, а потехе час.

  • Немного читай, да побольше разумей!

  • Ум хорошо, а два лучше.

  • Близок локоть, да не укусишь.

  • Красна птица перьем, а человек учением.

  • Корень учения горек, да плод его сладок.

  • Слушай больше, а говори меньше.

  • Все мы говорим, да слушать-то некому.

  • Глупый осудит, а умный рассудит.

  • Не место красит человека, а человек место.

Задание: определить смысловые отношения между предикативными частями ССП , объяснить пунктуацию.

VIII. Тире в ССП (определить вид ССП, смысловые отношения между предикативными частями ССП, провести пунктуационный анализ предложений.)

Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк.

Еще напор – и враг бежит. (Быстрая смена событий, значение результативности)

IX. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания (упражнение 69: списать, объяснить выбор орфограмм, поставить пропущенные знаки препинания и графически объяснить свой выбор.)
































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ