Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 10 Класс

Самоанализ урока русского языка, проведенного

в 10 «А» классе ГОУ школы-интерната №33

г. Москвы

Учитель: Немцева Людмила Викторовна.

Тема урока: «Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Цели урока: отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и ССП; 2) определять смысловые отношения между предикативными частями ССП; 3) расставлять знаки препинания в ССП (с общим второстепенным членом предложения и без него).

Этот урок является заключительным (четвертым по счету) уроком в теме «Сложносочиненные предложения». Он предшествует контрольной работе по данной теме. Поэтому на уроке планировалось повторить ключевые моменты темы и отработать умения учащихся квалифицировать сложные предложения и выбирать пунктуационные знаки в зависимости от смысловых отношений между предикативными частями ССП.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока и его тип соответствуют заявленным дидактическим целям урока. Оргмомент проведен быстро, в течение 1 минуты. Учащимся были даны необходимые установки и озвучены цели урока.

Фронтальная беседа позволила актуализировать опорные знания учащихся по темам: «Пунктуация в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения» и «Знаки препинания в ССП с соединительными союзами». Этот этап урока предшествовал объяснительному диктанту, во время которого проверялись практические умения учащихся различать простые предложения с ОЧП и сложносочиненные предложения, а также умение правильно определять условия выбора пунктуационного знака в указанных предложениях.

На IV этапе урока учащимся было предложено более сложное задание – записать ССП с общим второстепенным членом предложения и без него и прокомментировать пунктограммы. Цель этого этапа – отработка умения расставлять знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

Далее следовала работа с текстом публицистического стиля. Выбор текста удачен, поскольку заявленная в нем проблема имеет ярко выраженную практическую направленность и актуальна для учащихся 9 класса. Главная проблема текста: как сориентироваться на современном книжном рынке и выбрать хорошую книгу. Этот этап урока является по времени самым продолжительным, так как работа с текстом постоянно вызывает у учащихся определенные трудности: при определении стиля текста, типа речи, проблемы, авторской позиции по проблеме. Задания по тексту были подобраны в соответствии с заданиями второй части ГИА-9 (блоки А, В). На данном этапе урока также был поставлен акцент на основную тему урока: были найдены все ССП в тексте, определены их группы по союзам и значению.

На VI этапе урока отрабатывалось умение выполнять синтаксический разбор ССП, а также повторялся материал курса 8 класса – разбор простых предложений.

Творческий диктант, предложенный на VII этапе урока, способствовал совершенствованию умений учащихся конструировать и реконструировать ССП с противительными союзами. Содержательный материал – пословицы, взятые из сборника «Пословицы и поговорки русского народа».

На VIII этапе урока были рассмотрены ССП, в которых ставится тире между предикативными частями. Этот аспект темы не представлен в программе 9 класса, поэтому задание имело ознакомительный, развивающий характер.

На заключительном этапе урока были подведены итоги: поставлены оценки, прокомментирована работа учащихся на уроке, было акцентировано внимание на ключевые моменты темы. А также было прокомментировано домашнее задание.

Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, раздаточный материал для работы с текстом, сборник «Пословицы и поговорки русского народа», таблица «Основные группы ССП по союзам и значению».

Поставленные цели в основном достигнуты. Учащиеся показали достаточные знания теоретического материала по теме урока и сопутствующим темам, но испытывали затруднения при выполнении практических заданий. Особую сложность представило задание по определению смысловых отношений между предикативными частями ССП. Также учащиеся ещё недостаточно грамотно и свободно оперируют лингвистическими терминами и нуждаются в постоянной помощи учителя во время комментирования пунктограмм. Это объясняется тем, что класс на ½ часть обновлён в текущем учебном году и учащиеся различаются по уровню базовой языковой подготовки.

По развитию речи цели урока достигнуты. На всех этапах урока отрабатывалась лексическая тема «Книга. Чтение». Были задействованы различные формы работы: комментарий, объяснение, работа с текстом, задание по стилистике, словарная работа, творческий диктант (реконструкция предложений). Все представленные на уроке формы работы способствовали обогащению речи учащихся и развитию их языковой компетенции.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ