Программа практического курса по развитию речи учащихся «Теория и практика текста» 9 Класс
Программа практического курса
по развитию речи учащихся 9 класса
«Теория и практика текста»
Пояснительная записка
Программа «Теория и практика текста» имеет научно-практическую и социально-педагогическую направленность, является модифицированной.
Цели данной программы – углубленное обучение созданию текста, развитие интереса к творчеству, расширение понятия о роли и месте текстов в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Умение создавать текст необходимо каждому культурному, образованному человеку. Это умение можно сформировать. Обучение созданию текста позволяет развить у учащихся потребности в литературном творчестве, формировать компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу, а также формировать точную и выразительную письменную речь.
Работа над школьным сочинением обогащает знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся. Особенно важна работа над сочинением публицистического характера, она открывает перед учащимися мир современной публицистики, знакомит с наиболее яркими именами писателей, ученых, журналистов, работающих в этом жанре, обращает к разнообразию проблем современного мира и самоопределению в нем.
Актуальность данной программы в том , что учащиеся учатся устанавливать ассоциативные связи между литературными явлениями, историческими событиями и своим личным опытом. Происходит развитие логического и образного мышления, нравственной и эмоциональной отзывчивости.
Новизна программы в постановке образовательных задач, содержании занятий, методике обучения.
Задачи
Образовательные: сформировать систему знаний, умений, навыков по основам написания сочинений;
Развивающие: развить способность учащихся работать с разными текстами, создавать собственные, расширить кругозор учащихся посредством работы с текстами разных типов и стилей речи;
Воспитательные: воспитать художественный вкус, уважение к литературе и родному языку
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 30 часов (из них: 22 – аудиторных, лекционного типа; 12 – практических занятий), адресатом являются учащиеся 9 класса (14-15 лет)
Сроки реализации – 1 учебный год (34 учебных часа, 1 час в неделю.
Коллектив участников программы формируется по желанию учащихся. Приветствуется осознанное желание учащегося, его интерес к углубленному изучению приемов создания текста .
Результатом реализации программы являются полученные учащимися знания, умения, навыки по анализу и созданию текста
Формы контроля и отслеживания результатов:
Практические работы
Творческие работы
Итоговые работы по созданию текстов
Участие в конкурсах
Конференция
Тематическое планирование
практического курса по развитию речи учащихся 9 класса
«Теория и практика текста»
Углубление понятия о тексте
Текст. Признаки текста.
Связанность текста. Виды связи – цепная и параллельная.
Роль заглавия в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.
Тема и идея текста.
Авторская позиция в тексте.
Выявление проблемы, поставленной автором в тексте.
Книжные стили и их особенности
Научный и официально-деловой стили.
Художественный стиль.
Использование разговорного стиля речи в художественном тексте.
Публицистический стиль.
Создание текста публицистического стиля.
Создание текста публицистического стиля.
Типы речи
Описание.
Повествование.
Рассуждение. Разновидности рассуждений.
Особенности текста-рассуждения.
Практическое занятие. Создание текста-рассуждения.
Практическое занятие. Создание текста-рассуждения.
Анализ текстов со смешанными типами речи.
Практическое занятие. Создание текста с разными типами речи.
Практическое занятие. Создание текста с разными типами речи.
Отбор и систематизация материалов к сочинению
Создание текста на литературную тематику.
Практическое занятие. Создание текста на литературную тематику.
Практическое занятие. Создание текста на литературную тематику.
Создание текста на основе жизненных впечатлений.
Практическое занятие. Создание текста на основе жизненных впечатлений.
Практическое занятие. Создание текста на основе жизненных впечатлений
Структура сочинения
Эпиграф и его роль в раскрытии темы.
План и его роль в создании текста.
Алгоритм создания текста.
Анализ, редактирование и совершенствование создания текстов.
Практическое занятие. Создание собственного текста на основе данных.
Практическое занятие. Создание собственного текста на основе данных.
Анализ текстов сочинений.
Редактирование текстов. Подведение итогов.
Содержание программы «Теория и практика текста»
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание программы
Теория
Практика
Углубление понятия о тексте
6
Углубление понятия текста
Изучение признаков текста
Связанность
Данное и новое в тексте
Цепная и параллельная связь предложений
Средства связи предложений в тексте
Тема и идея текста
Авторская позиция и способы ее выражения
Приемы выявления авторской позиции
Проблема в тексте
Пути выявления проблем в тексте
Роль заглавия в раскрытии идейно-эстетического содержания текста
Практическая работа с текстом (выявление признаков текста, определение темы, идеи, авторской позиции, проблемы в тексте)
Анализ текстов в парах, малых группах сменного состава
Книжные стили и их особенности
6
Книжные стили и их особенности
Научный и официально-деловой стили
Художественный стиль
Публицистический стиль
Практическая работа с текстами (определение стиля, его признаков в тексте)
Мастерская по созданию текстов разных стилей (тексты-миниатюры)
Обучение использованию элементов разных стилей в тексте определенной стилевой принадлежности
Творческая работа - создание текста публицистического стиля
Анализ творческих работ
Типы речи
9
Типы речи и их характеризующие признаки
Композиционные особенности текста-рассуждения
Разновидности рассуждений
Доказательство от противного
Понятие о текстах со смешанными типами речи
Практическая работа с текстами (определение типа речи, его признаков в тексте)
Мастерская по созданию текстов разных типов речи (тексты-миниатюры)
Обучение использованию элементов разных типов речи в одном тексте
Творческая работа - создание текста – рассуждения
Анализ текстов со смешанными типами речи
Творческая работа – создание текста с разными типами речи
Анализ творческих работ
Отбор и систематизация материалов к сочинению
6
Отбор и систематизация материалов
Типы сочинений на литературную тему
Основные принципы создания текстов на литературную тематику и по жизненным впечатлениям
Практическая работа по отбору и систематизации материалов при подготовке к сочинению
Творческая работа – создание текста на литературную тематику
Творческая работа – создание текста по жизненным впечатлениям
Анализ творческих работ
Структура сочинения
3
Основные составляющие сочинения (эпиграф, план, цитаты и др.)
Алгоритм создания текста
Типы вступлений в сочинению
Практическая работа с текстами (определение структуры текста, составление плана, подбор эпиграфа, цитат)
Творческая работа – создание вступления к тексту
Анализ, обсуждение творческих работ
Анализ, редактирование и совершенствова-
ние создания текстов.
7
Приемы анализа данного текста
Требования к созданию текстов на основе данного
Принципы редактирования текстов
Практическая работа – анализ данных тестов
Творческая работа – создание текста на основе данного
Анализ и редактирование получившихся текстов
Подведение итогов работы по программе
Литература для учащихся и учителя
И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова, Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий. ФИПИ, 2010 г., «Интеллект-Центр»
Т.А. Каманова. Русская литература 19 века. Учебное пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. Москва. Дрофа, 2009 г.
И.Н. Арефьева, М.В. Фрик. Литература 20 в. На уроках русского языка. Пособие –практикум по русскому языку и литературе для учащихся старших классов. Санкт_Петербург, «Историческая иллюстрация», 2004 г.
Т.И. Фроянова. Культура русской речи. Практический курс Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006 г.
А.Б. Есенин. Пособие по написанию сочинений. Москва, издательство «Экзамен», 2009 г.
Краткий справочник по русской литературе для учащихся старших классов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г.
Сборники русских пословиц и поговорок, высказываний выдающихся людей, мыслителей
Словари (толковый, орфографический, синонимов и др.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ