Упражнения на обобщение частной информации при подготовке к сжатому изложению
Упражнения на обобщение частной информации при подготовке к сжатому изложению (ЧастьС1 ГИА по русскому языку)
( с 3 задания с ответами)
Упражнение 1.
1.Замените ряд однородных членов обобщающим словом (где нужно, измените форму согласующихся слов):
1.О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.
2.Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.
3.С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись
отдельные слова песенки.
4.Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных
лучах.
5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.
6.Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.
7.Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.
8.Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось
иметь такой шар... Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке,
самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю. Олеша)
Упражнение 2
Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.
1.Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.
2.С этим же плащом, в этом же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях.
3.Иногда продавцу удавалось посмотреть вниз. Тогда он видел крыши, черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей-карапузиков и зеленую кашу садов.
4.Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. / Ю. Олеша)
5.В одном большом германском городе жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханой. Весь день сидел он у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. А Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.
У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой-нибудь повар или кухарка покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему то цветы, то пирожное, то монетку. (В.Гауф)
6.Доктор Гаспар и его черный спутник пришли на рыночную площадь. У балаганов толкался
народ. Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного
знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца с огромным кожаным кошельком на боку не увидел доктор Гаспар среди собравшихся. Здесь были ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались голоса, позванивали бубенцы, напевали флейты, что-то пищало, шелестело, рычало.
Упражнение 3. Запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента.
1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам, парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша) (В зале было шумно и весело)
2.а. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.
(Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше)
Б.Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился.
(Ни один человек не прошёл мимо меня , не поклонившись)
Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В.Катаев)
3.Кукушка сидела на березе. А.Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, перышки, траву.
(Вокруг неё суетились птицы. Они строили гнёзда)
Б.Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Но у кукушки была своя забота. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо выстроит, той и подкину яйцо». (В.Бианки)
(…найти гнёздо, в которое можно своё яйцо подкинуть)
4. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.
Я вкуснее всех, - сказала рябина.
Калина сказала:Ты горькая.
Слаще меня нет, - говорит малина.
Сладка, да червива, - говорит калина.
Я самая душистая, - сказала черемуха.
А калина говорит:Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.
- Нет лучше меня - сочнее и нарядней, - говорит костяника.
Калина тут сказала:
- Кисла ты, да еще с косточками. (По Т.Ладыженской)
(…спорили, кто из них вкуснее. Калина всех рассудила: рябина по её мнению, горькая, малина червивая. У черёмухи ягоды вяжут. А костяника кислая и с косточками)
Упражнение 4.Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент - с помощью приема обобщения.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп - это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия - это городок в Южной Греции, около него - зеленая дубовая роща, при роще - храм, а при храме - место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.
Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М. Гаспаров)
1. (Ответы) В этом тексте четыре тезиса:
1)Олимп и Олимпия - разные географические объекты;
2)Олимпийские игры посвящены Зевсу;
3)программа первых Олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков;
4)позже программа олимпийских игр расширилась.
2.-подчёркнутое – исключённые детали
3. Сжатое изложение может быть таким
Олимп и Олимпия не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвященные Зевсу.
Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, уметь одолеть врага в борьбе.
Позднее программа состязаний расширилась.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ