Нетрадиционные уроки русского языка как форма повышения познавательного интереса школьников к предмету

Нетрадиционные уроки русского языка как форма повышения познавательного интереса школьников к предмету


Бакалева Светлана Валерьевна

учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №23» г. Подольска


В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Приблизительно десять тысяч уроков – столько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу постоянному получению знаний – вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию, развитие интереса, побуждение их к приобретению знаний, а для этого учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая нетрадиционные уроки.
Нетрадиционный урок – это импровизация во время учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики- закона об активности обучения.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

- использование коллективных форм работы;

- привитие интереса к предмету;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы;

- активизацию деятельности учащихся;

- при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

- более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развлекающей целей обучения;

- становление новых отношений между учителем и учениками.

В рамках педагогической литературы,можно выделить следующие особенности нетрадиционного урока русского языка:

- Использование элементов нового, изменение внешних рамок, места проведения.

- Использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальной.

- Привлечение для организации урока люди разных профессий.

- Оформление кабинета, доски, музыки, используется видео для эмоционального подъема учащихся через

- Организация и выполнение творческих заданий.

- Самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

- Создание временных инициативных групп из учащихся для подготовки урока.

- Планирование урока заранее.

- Развитие у учащихся творческих способностей.

Учитель может выбрать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:

а) авторские (человек, группа людей)

б) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

в) традиционные (делай как я)

г) нетрадиционные уроки.


Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков русского языка:

1.Уроки «погружения»

2.Уроки - деловые игры

3.Уроки - пресс- конференции

4.Уроки- соревнования

5.Уроки типа КВН

6.Театрализованные уроки

7.Компьютерные уроки

8.Уроки с групповыми формами работы

9.Уроки взаимообучения учащихся

10.Уроки творчества

11.Уроки- аукционы

12.Уроки, которые ведут учащиеся

13.Уроки-зачеты

14.Уроки- сомнения

15.Уроки - творческие отсчеты

16.Уроки- формулы

17.Уроки- конкурсы

18.Бинарные уроки

19.Уроки- обобщения

20.Уроки- фантазии

21.Уроки- игры

22.Уроки- «суды»

23.Уроки поиска истины

24.Уроки- лекции «Парадоксы»

25.Уроки- концерты

26.Уроки- диалоги

27.Уроки «Следствие ведут знатоки»

28.Уроки - ролевые игры

29.Уроки- конференции

30.Интегрированные уроки

31.Уроки семинары

32.Уроки – «круговая тренировка»

33.Межпредметные уроки

34.Уроки- экскурсии

35.Уроки – игры «Поле чудес».

Рассмотрим теоретическое содержание нескольких нетрадиционных форм различных уроков.



Урок-соревнование


Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданиях, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, Брейн-Ринг, Счастливый случай, Звездный час и. т.д.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.

В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по учебному предмету на уроке.

Для участия в соревнованиях класс разбивается на две-три команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания в бою.

Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших составы команд, следят за соблюдением правил соревнования и подводят итоги состязаний.

Открывается бой конкурсом капитанов, который не приносит баллов, но дает той команде, капитан которой победит, право осуществить вызов или передать эту возможность соперникам.

В дальнейшем команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается, то вызванная команда выставляет участника, отвечающего на поставленный вопрос, а противники оппонента выискивают ошибки и недочеты. Если вызов будет не принят, то уже, наоборот. Жюри распределяет баллы за ответы и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает ответа, то его приводит учитель ил член жюри. В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.


Урок – деловая игра


В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:

- обоснование требований к проведению игры;

- составление плана ее разработки;

- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.


Урок-путешествие


Одним из типов нетрадиционного урока, является урок-путешествие. На этих уроках учащихся привлекает сама возможность путешествовать и поучаствовать в каких-либо событиях (имеются в виду именно события учебного характера). Но это должны быть события в полном смысле слова, которые привлекали бы внимание учащихся самим фактом своего существования и привлекали бы настолько, что ребенок, становясь участником происходящего учебного события, усваивал бы его содержательное ядро легко, на минимуме волевого усилия. Такие уроки служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.



Урок-зачет


Для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков, а также для систематизации и обобщения знаний учащихся прово­дятся уроки-зачеты.

Полезность этих уроков заключается и в том, что они по­могают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная от­ветственность каждого ученика за результат учебы.

Уроки-зачеты проводятся в конце изучения темы или ряда тем. До изучения темы учитель предусматривает про­ведение зачета, планирует теоретические и практические вопросы, продумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником класса.

Основная цель данного урока состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся: зачет в форме экзамена, ринга, конвейера общественного смотра знаний, аукциона и т.д.



Заключение


Задача любого педагога – пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного материала, так и дополнительного, поэтому в последние годы интерес к нетрадиционным урокам в школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у учащихся, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, а ещё и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.



















Список литературы:

  1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс Развивающие игры с элементами логики», -М.,1998 г.

  2. Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М; 1978.

  3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984

  4. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа.- М., 1997.

  5. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М., 1976.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М 1998г.

  8. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,-М1988г.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ