Конспект урока "Правописание приставок в русском языке" 5 Класс

7




Научно-практическая конференция по теме:

«Правописание приставок в русском языке»

(урок-обобщение в 5 классе)

Цели учителя:

  1. Образовательная – создать условия для актуализации правила правописания приставок на основе морфемного анализа слова;

-формировать умения находить слова с приставками и применять правила их правописания; графически обозначать условия выбора написания приставок;

-формировать практические навыки при выполнении работы с компьютером;

-формировать умения самостоятельно размышлять, решать проблемы, анализировать, делать выводы;

  1. Развивающая – развивать творческие способности уч-ся;

- расширять словарный запас за счёт употребления в речи;

- развитие орфографической зоркости, логического мышления через постановку проблемных вопросов, требующих анализа

  1. Воспитательная – воспитывать интерес к изучению предмета через использование творческих заданий;

- воспитывать умение работать в коллективе, выдвигать свои идеи, версии, совершенствование коммуникативных умений;

- способствовать выявлению лидерских качеств.

Цели учащихся:

1.- закрепить полученные знания пройденного материала, подготовиться к контрольной работе;

2.- научиться видеть орфограмму в приставке и уметь их выделять; развивать устную речь;

3.- проявлять любовь к слову и родному языку.

Оформление: проектор, экран, компьютер, учебник, классная доска, словарь С.И.Ожегова.

Форма проведения урока: нетрадиционная - научно-практическая конференция.

Класс делится на 4 группы:

1.Эксперты по вопросам русского языка; (ученики, дающие ответы на все вопросы журналистов, любителей русского языка).

2.Журналисты – представители печатных изданий.

3.Остальные учащиеся класса и гости уроки.

4.Ученики-консультанты (оказывают помощь тем, у кого возникли трудности при выполнении заданий – использование красного кружка).

Руководитель экспертной комиссии: завуч школы.

Председатель конференции: учитель.

Редактор – (представитель печатного издания) – один уч-ся работает с компьютером (показ слайдов).

Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы реализации методов: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, работа у доски, индивидуальная работа, тренировочное упражнение с компьютером ( беспроводная мышь- вставление пропущенных букв)

Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология проблемного обучения.

УМК: Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 4 издание. – испр. – М.: Мнемозина, 2008г.

К уроку прилагается презентация - сопровождение урока.

Учителя: Кондакова Н. А. МБОУ «Калиновская СОШ»

Уважаемые любители русского языка, представители печатных изданий, учащиеся, эксперты, гости мы рады приветствовать Вас на научно-практической конференции по проблемам русского языка. Тема конференции: «Написание приставок». (СЛАЙД№1) Разобраться в проблеме нам помогут уважаемые эксперты Ляшко Герман, Кизиева Яна, Перекопская Екатерина, Безносова Анастасия.

Цель нашей конференции: Привести наши знания о правописании приставок в систему, задать интересующие вопросы и обязательно получить ответы на них, отработать умение видеть орфограмму в приставке и навык ее выделения.

Прошу присутствующих не стесняться задавать вопросы экспертам, активно участвовать в работе конференции.

Орг. момент: Тест на настроение ( кружки: красный, жёлтый, зелёный), Красный- потеря всякого интереса ко всему окружающему, жёлтый – немного грустно, зелёный радость на душе.

- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. ( В конце урока сравним: не изменилось ли у вас настроение?).


(запись даты и темы в тетрадь)

- Пожалуйста, Ваш вопрос, представители печатных изданий.

Член клуба « Родной язык» Вяликов Александр: Для начала, я думаю, надо разобраться с терминологией. Поясните, пожалуйста, что понимается под орфограммой, приставкой и подробнее расскажите о науке, которая занимается изучением и правописанием морфем.

Эксперт Ляшко Герман: Этот вопрос в моей компетенции. (СЛАЙД№2). Наука о языке называется ЛИНГВИСТИКОЙ (или языковедением, языкознанием). В лингвистике выделяется несколько разделов науки о языке. Вот основные (СЛАЙД№2). Приставки, которые нас сегодня интересуют, изучаются морфемикой. Итак, морфемика – это раздел науки о языке, который изучает части слова. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.

Учитель: Спасибо, уважаемый эксперт.

Я прошу зал дополнить информацию. Наши уважаемые присутствующие, вопросы залу: - Какие другие части слова изучаются морфемикой наряду с приставками? (корень, суффикс, окончание) – СЛАЙД № 3

-Какое общее название имеют части слова? (морфемы)

-Как называется часть слова без окончания? (основа)

Эксперт: (Кизиева Яна) Кроме того, важно сказать о термине - «орфограмма». Это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. А само слово означает - «правильно писать» (СЛАЙД № 4)Итак, нас сегодня интересует правильное написание приставок.

Задание: Выделите все морфемы в слове - УДИВЛЯЕШЬ. (Работает ученик у доски)

  1. Удивляю, удивляем, удивляют

  2. Основа - удивля-

  3. Подбираем однокоренные слова: удивление, удивляться, удивительный – корень –див-

  4. Приставка - у-, суффикс- л –я-

  5. Окончание – ешь-.

(оценивание работы)

Возвращаемся к вопросу о приставках.

- Почему приставку называют значимой частью слова? (С помощью приставки можно образовать новое слово, слово с новым значением)

Докажем эту мысль. - С помощью приставок образуйте новые слова от глагола «играть». Кто больше? (в течение минуты работают все)

- Сколько слов можно образовать? Называем слова по цепочке (поиграть, выиграть, сыграть, отыграть, разыграть, заиграть, обыграть, наиграть, проиграть, переиграть и т.д.) ВЫВОД.

Вопрос экспертам(Меркулова Валерия) Журнал «Советы школьнику». Меня интересует следующий вопрос:

- Как пишется большинство приставок в русском языке и какие приставки подчиняются определенным правилам?

Эксперт: (Перекопская Екатерина) Об этом расскажу я. Большинство приставок в русском языке пишется одинаково, независимо от произношения и условий употребления, или еще говорят, единообразно, традиционно (СЛАЙД № 5) Это приставки по-, вы-, с-, за, от-. на-, про-, об- и другие. Часть приставок подчиняется определенным правилам. Остановимся на приставках на З-, С- (СЛАЙД №6). Пиши –З-, если за приставкой следует звонкий согласный, пиши –С-, если за приставкой следует глухой согласный. Правило несложное, если четко различать глухие и звонкие согласные.

-Вопрос залу:- А вы знаете способы различения глухих и звонких?

(Способ 1. Запомни фразу: «Фока, хочешь поесть щец?». Здесь все согласные глухие.

Способ 2. Положи руку на горло, произнеси звук: если рука вибрирует, звук звонкий, если не вибрирует, звук глухой).

Рекомендации: использовать ленту-букв.

(если нет ответа от учащихся – помощь эксперта)

Закрепление полученной информации.

Задание залу: распределите слова в 2 столбика (с приставкой на З- и приставкой на- С-).

Взнос, разбираться, рассохлись, беспечный, беззаботный, безжалостный, растереть, воспеть, низвести, нисходить, изгибаться, иссечь, разжалобить

(слова даны на экране с пропущенными –З-,-С- в приставках, после выполнения следует проверка СЛАЙДЫ №7,8)

Помощь зала:- Найдите слова, в которых встретились удвоенные буквы на стыке морфем. (оценивание работ)

Эксперт:(Кизиева Яна) - Я считаю необходимым вспомнить о приставках на З-, С- -в частности о приставках раз-/рас-, роз-/рос-.

Задание залу:- В продолжение разговора об удвоенных буквах на стыке морфем запишите для начала пару слов: расчёт – рассчитывать.

- Почему в первом слове одна - С, во втором – СС? (в этих словах разные корни: -чёт- и –счит-, этим и объясняется наличие- С или- СС в словах)

А теперь я хочу спросить вас:

- Когда в приставках раз-/рас-, роз-/рос- пишется - О, когда – А? (Под ударение пиши - О, без ударения – А)

( если нет ответа от учащихся – помощь эксперта)

Задание эксперта на эту тему:

- Предлагаю записать слово с ударной приставкой, которое назову я, а рядом – однокоренное слово с безударной приставкой, которое придумаете вы: роспись- (расписаться), розыск - (разыскать), розвальни – (развалиться),россыпь – (рассыпаться), розыгрыш - (разыграться), россказни – (рассказать), росчерк – (расчеркнуть) (проверка – слайд № 9)

Физ. минутка:- Если в пословице встречается приставка с буквой С- —приседаем, приставка с буквой З- —подпрыгиваем.

1.Безмерная хвала чести вредит.

2.Что не знаешь, того не разгадаешь.

3.Беспечному сон сладок.

4.С совестью не разминуться.

5.Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

6.Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

7.Друга разжалобить – самому заплакать.

8.Не изведан – друг, а изведан – два.

Вопрос экспертам: (Костин Влад) Я представитель Московского издательства газеты «Копилка советов». Мы готовим обновленное издание под рубрикой «Планета знаний». Возникли трудности.

- Разъясните, пожалуйста, какой процесс наблюдается в словах (слайд № 10):

игра – розЫгрыш

искать – розЫск

интерес – безЫнтересный

история – предЫстория

инфаркт - предЫнфарктный

Эксперт: (Безносова Анастасия) Эти слова действительно представляют трудность в написании. В соответствии с произношением в этих словах после приставок на согласную пишется –Ы- вместо -И. Исключением являются слова с приставками -МЕЖ- и- СВЕРХ- (слайд № 11), а также иностранные приставки.

- Вопрос залу: - Знаете ли вы иноязычные приставки? (ад-, суб-, пан-, транс-, ин-, кон- и проч). Советую записать данные на экране пары слов.

- Итак, подведем промежуточные итоги. Все приставки в русском языке можно разделить на 2 блока:

  1. пишущиеся независимо от произношения, традиционно, единообразно;

  2. подчиняющиеся определенным правилам, как например, приставки на- З-, -С-.

Вопрос экспертам:(Троценко Дарья). Журнал «Русский язык в школе». По статистике известно что огромную проблему представляет правописание приставок- ПРЕ- и -ПРИ-. Я уверена, что эти приставки надо выделить в третий блок. Не могли бы вы рассказать нам об этих приставках?

Эксперт: (Меркулова Валерия): Это вопрос ко мне. -ПРИ- и -ПРЕ- в безударном положении одинаково произносятся, поэтому и представляют большую трудность в написании. (СЛАЙД № 12). Эти приставки нужно различать по значению.

Пиши -ПРИ-, если слово означает:

  1. Приближение, присоединение, прикрепление (привязать, прибить, приехать);

  2. Нахождение вблизи чего-либо (привокзальный, Приморье);

  3. Неполноту действия (приоткрыть, привстать)

Пиши -ПРЕ-, если значение приставки близко к значению -ПЕРЕ- (преграда) или слову «очень» (предобрый, премудрый). Этот материал прекрасно изложен в учебнике (п. 43) на стр. 21

Я пригласил с собой группу учащихся, которые расскажут стихи о приставках- ПРЕ- и- ПРИ-

(Читают учащиеся): Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ- несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что ПРИ- говорят обо всем,

Что добрые руки приделали.

На пригорке придорожном,

В пригороде приморском,

На пришкольном участке пригожем

Даже привередливому приволье.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит,

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишется с приставкой ПРИ-

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету,

Кто очень такой или очень сякой –

ПРЕ- мы напишем при этом.

Резерв.

Доп. задание (если позволяет время): запишите по памяти понравившееся стихотворение.

Эксперт: (Кизиева Яна): Я продолжу разговор о приставках ПРЕ- и ПРИ-. Есть слова, в которых очень трудно установить значение приставки. (СЛАЙД № 13). Написание таких слов надо запомнить. Не ленитесь проверять написание этих слов по орфографическому словарю (С.И.Ожегов). Давайте хором проговорим представленные здесь слова. И об этих словах вам расскажут стихотворения.


С детских лет, признаюсь вам,

Все привык я делать сам.

Каждый день трудился

И, скажи на милость,

В пятницу со мною чудо приключилось

Причудливый, прискорбный – запомнить мы должны!

Их пишем не по правилам, скорее вопреки!

Пренебрегать, преследовать, презренье

Ты не найдешь им объясненья.

Пренебрегать, преследовать, презренье

Запомнить их – разумное решенье!

Вопрос экспертам: (Доманов Роман). «Литературная газета». В нашем приложении «1сентября» мы готовим материалы по теме: «Приставки ПРИ- и ПРЕ». (СЛАЙД№14).Мы видим пары слов:

прибывать поездом – пребывать в неведении

призреть сироту – презреть кого-либо

притворить дверь – претворить в жизнь

-Отчего зависит выбор приставки здесь?

Эксперт: (Перекопская Екатерина): В этих словах приставка играет огромную роль. Функция приставок - смыслоразличительная. Призреть и презреть, претворить и притворить – это совершенно разные слова. Запись словосочетаний и определение значения этих слов.

Для справки: Призреть – дать кому-то приют и пропитание. Дом призрения – приют, богадельня.

Презреть – пренебречь чем-то как недостойным внимания, незначащим. Презреть опасность.

Претворить – осуществить, воплотить. Претворить проект в жизнь.

Притворить – затворить, обычно неплотно, тихо, осторожно. Притворить за собой дверь.

Прибывать – прийти, приехать. Прибыть поездом.

Пребывать – 1. Находиться где-нибудь. Пребывать в столице.

  1. Находиться или оставаться в каком-либо состоянии. Пребывать в неведении. (По С.И.Ожегову)

- Подведем итоги нашей подошедшей к концу конференции.

- Что такое приставка? Какой раздел науки о языке изучает части слова, в том числе и приставки? Какие орфограммы в приставках мы повторили?

Итог конференции:

Приставки придают русской речи много богатейших оттенков.

Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. К.И. Чуковский

- Согласны ли вы с мнением Чуковского?

- Выскажите свои суждения.

- Поблагодарим многоуважаемых экспертов. Выскажите ваши впечатления по поводу конференции.

Рефлексия: - Был ли на ваш взгляд наш урок обучающим?

- Чему именно вы научились?

Тест на настроение. ( кружки) – С каким настроением вы уходите с урока?

- Если урок понравился – похлопайте в ладоши и улыбнитесь соседу.

(Оценивание работы учащихся)

- На следующей уроке мы выполним контрольную работу по теме.

Домашнее задание: п. 43,упр. 628, повторять правила, заучивать трудные слова. (СЛАЙД № 15) Подготовка к контрольной работе.

Слово руководителю экспертной комиссии – завуч школы.

Спасибо за работу на уроке!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ