Развитие орфографической зоркости учащихся
Развитие орфографической зоркости учащихся
Становление прочных орфографических умений и навыков учащихся невозможно достигнуть путем выполнения только чисто орфографических (правилоориентированных) упражнений. Орфографический навык складывается в процессе творческого письма. Именно через творческие упражнения идет закрепление умений и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма.
С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания.
При обучении орфографии в современной средней школе используются диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктант по памяти, творческий, свободный, восстановительный/ восстановленный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста.
Перед проведением традиционного зрительного диктанта учащиеся в течение нескольких минут (примерно 5-8) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные для них написания или пытаются запомнить графический облик слова. После написания диктанта сверяют запись текста с оригиналом.
Суть нетрадиционного зрительного диктанта заключается в том, что учащиеся в течение 3 – 5 минут прочитывают текст, закрывают его и записывают запомнившиеся им ключевые слова, потом открывают текст и сверяют орфографию этих слов, после чего следует объяснение написания и запись текста под диктовку.
С помощью зрительного диктанта активизируется зрительная память учащихся. Перед написанием предупредительного диктанта учащиеся обстоятельно изучают его текст дома (обычно дается 2 – 3 текста, один из которых будет продиктован учителем. Подобные диктанты школьники изучают прежде всего с точки зрения правописания, т.е. проводят их орфографический и пунктуационный анализ. С помощью такой работы выясняется, насколько плодотворна была проведена самостоятельная подготовка.
Для диктанта по памяти целесообразно использовать небольшие поэтические тексты, которые заучиваются дома наизусть. При таком диктанте ученики берут на себя не только роль пишущего, но и роль диктующего, поскольку текст по памяти они «диктуют» про себя сами.
Творческие диктанты не требуют полной записи диктуемого текста, а предполагают его изменение в рамках предложенной учителем «программы действий». С помощью таких диктантов одновременно проверяются правописные и речевые умения и навыки, а учащиеся вводятся в атмосферу творческой работы.
Свободный диктант не менее эффективный вид творческого упражнения, совмещающий вольный пересказ исходного текста с решением орфографических задач. Этот диктант позволяет судить об уровне автоматизации навыков правописания, так как ученик решает орфографические задачи в условиях необходимости воспроизводить текст, т.е. в условиях, когда сосредоточить внимание только на орфографии невозможно: приходится думать и о содержательной стороне речи.
Диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста наилучшим образом помогает решить взаимосвязанные задачи обучения правописанию и активности развития речи учащихся.комплексный подход к рассмотрению фактов и явлений языка на материале художественного текста готовит ребенка к тому, чтобы «читать художественное произведение… лингвистически вооруженным взглядом».
/ Н.М.Шанский/ С этой точки зрения, диктант с языковым анализом текста представляет собой современную форму обучения, ориентированную на формирование и проверку правописных и речевых навыков в их единстве, а также на отработку способности проводить языковой анализ текста. В своей работе использую тетради для комплексного анализа текста Малюшкина А.Б. Однако, стоит заметить, что для выполнения выше названных творческих упражнений необходимы определенные навыки, которые достигаются не сразу, особенно слабыми учащимися и в формировании правописных навыков большую роль играют словарные диктанты, с помощью которых можно организовать работу как со всем классом, так и индивидуально со слабыми учащимися.
Словарный диктант «с подсказкой». При проведении такого словарного диктанта учитель дает учащимся часть условий действия орфограммы, а учащиеся самостоятельно выбирают нужную орфограмму. Например, негромкий голос – надо решить, слитно или раздельно писать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написание, вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а.
Естественно, что такая форма работы используется только с наименее подготовленными учащимися и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.
Словарный диктант с грамматическими заданиями содействует формированию орфографических навыков на грамматической основе, поскольку основным принципом русской орфографии является морфологический принцип. Например: рассмотреть, расписать - выделить приставку и корень, определить, с глухого или звонкого согласного начинается корень; не хочу, не был – определить часть речи.
Словарный диктант с самопроверкой. Его основное назначение – формирование у детей навыков самоконтроля, в процессе которого учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания.
Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением, в процессе работы над которым формируется навык видения и классификации орфограмм. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, проверяют, обозначают орфограммы, затем к каждому слову из слов диктанта придумывают и записывают рядом слово (слова) с той же орфограммой. Например: станция – революция, секция; крыжовник – шорох.
Активными приемами усвоения знаний являются сравнение и сопоставление. Особенно эффективно использование приема сопоставления в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. В этом случае целесообразно проведение словарного диктанта с сопоставлением, когда в результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях. Например: неосвещенная улица – не освещенная фонарями улица.
Для развития орфографической зоркости продуктивны словарные диктанты с элементами игры. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.
Игра «Зоркий глаз». Кто найдет в тексте словарного диктанта наибольшее количество орфограмм:?
Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: преврати имена нарицательные в имена собственные: птица орел – город Орел.
Игра «Помоги Пете Ошибкину».Например: Вырастали у Ошибкина написано с буквой О, а рядом проверочное слово рослый. А как надо?
Игра «По щучьему велению» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных правил – орфограмм, четко формулировать наименование орфограммы. Например: «По щучьему велению, по моему хотению назовите мне слова с орфограммой - тся – ться – в глаголах.
Работа над орфографической грамотностью учащихся невозможна без обращения к различным лингвистическим словарям и словарям – справочникам. Игра «Справочное бюро» способствует воспитанию навыков работы со словарем и проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами.
Выборочный словарный диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте ребятам предлагается из трех типов орфограмм выбрать только один и во время диктанта выписать слово с выбранной орфограммой. Например: Запишите слова с орфограммой в приставке – прибыл, черный, жучок; циферблат, расщелина, замочек (или найти слова на заданную орфограмму)
Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать продиктованное учителем слово, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и учитель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки.
Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм и содействует формированию у школьников системных знаний.
Эту же цель преследует и алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует не только активному углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности учащихся в познавательной и практической деятельности, но и приобретению навыков компьютерной грамотности. Например: Алгоритм
Правописание безударных гласных в корне.
Проверить, находится ли гласный под ударением.
Да
Нет
Написать тот гласный, который слышится
Изменить слово так, чтобы безударный оказался под ударением
Можно изменить
Нельзя изменить
Написать в безударном слоге ту же букву, что и в ударном слоге
Обратиться к словарю
Задание к алгоритму: вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм, указать в скобках проверочные слова.
Насл..ждаться стихами, неув…дающий талант, уд… вительный рассказ и т.д.
Рассмотренные виды упражнений не только помогают учащимся приобретать необходимые навыки орфографически грамотного письма, но и способствуют интенсивному речевому развитию школьников, что особенно важно в связи с усилением общей речевой направленности современного школьного курса русского языка.
Литература
Жиленко Л.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии - ж/л «РЯШ»
Комиссарова Л.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса на основе опознавательных признаков орфограмм. – ж/л «РЯШ»№4/95, с.13 – 18
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов - ж/л «РЯШ»№1/90, с.25 – 30
Ларионова Л.Г. Творческие упражнения при обучении орфографии - ж/л «РЯШ»№7/07, с.27 – 34
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М., Творческий центр «Сфера»
Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку для 5 – 6 класс – г.Омск, 1989
Надточий Е.Д. Комплекс алгоритмов по орфографии - ж/л «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ