Конспект урока "Повторение по теме «Причастие»"


РУССКИЙ ЯЗЫК


Тема: Повторение по теме «Причастие»


Цель: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, его роль в предложении, правописание трудных случаев Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Оборудование: карточки, таблицы, тексты, конверты-холодильники.



Ход урока.

Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.


В.Даль


- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Что такое причастие? Примеры.

-Что еще мы узнали о причастии?( действительные и страдательные ).

Как их различить? (по суффиксам).

Игра «Четвертый лишний»


  1. Молящий, 2 моливший,3 хваливший,4 несший.(лишняя строчка-1,т.к. причастие молящий - настоящего времени, а остальные - прошедшего).

  2. Зеленеющий ,спевший, пишущий, спелый (лишняя строчка -4 ,т.к. спелый – прилагательное , остальные – причастия ).

  3. Свитый, начерченный, сидевший, разыгранный(лишняястрока-3,т.к.сидевший-дествительной причастие, остальные-страдательные)

  4. прошедший, крестивший, певший, горевший (лишняя строчка-1т.к. у причастия-суффикс-ш-,у других- -вш-)


Работа с текстом «Грибная пора».

Задание:

1. Выписать словосочетания (по два)

I в полные причастия +существительное

II в краткое причастие +существительное

2. Найдите предложения с причастным оборотом, начертить схему и объяснить знаки препинания.


Индивидуальные задания

(выполнить на доске, 2 человека, разобрать предложение и составить схему)


  • Мой спутник смотрел на меня сонными ничего не выражающими глазами.( А.Куприн)

  • И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле.


Учитель: Бывает много разных тем, но я люблю «одна и две буквы н». А вы7 Почему нет? (Закрепление темы н и нн в суффиксах причастий и от глагольных прилагательных.)

На доске текст, коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН.

Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребренные блюда. Причём непременно всё сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

В 2014 году в Сочи будем принимать много гостей. Кто-то из вас возможно будет обслуживать гостей из разных стран.


Игра «Моя будущая профессия-кулинар».

Самостоятельная работа, раздаются конверты-холодильники. Работа состоит из двух этапов:

1. выясним содержимое холодильника(в конвертах лежат вырезанные изображения продуктов)

2. составьте рецепт вместе с другом, используя продукты, изображённые на ваших карточках.


Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими рецептами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполнить упражнение (вставить буквы в распечатанные заранее тексты)


Теперь займёмся мы столом.

Он полирован_ый притом.

Крахмален_ая скатерть есть.

А вязан_ых салфеток шесть.

Покрашен_ы ещё вчера.

Все ножки кресел и стола.

Вилки золочён_ые,

Ножи посеребрён_ые.

И вот учён_ый попугай

Гостей зовёт на каравай.

Вот бьют старын_ые часы.

У дам припудрен_ы носы.

Вот стёган_ых жилетов ряд

И туфель чищен_ых парад.

Уж можно ужин подавать.



Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).


Домашнее задание.

Учитель. Раздаёт листки с шутливым текстом, в котором надо вставить пропущенные Н и НН в причастия и прилагательные.


Заморожен_ы продукты,

Законсервирован_ы фрукты

И закуплен_ы конфеты.

Все прожарен_ы котлеты.

И расставлен_ы столы.

Будет бал у детворы.

Для нашей Татьяны

Почищен_ы бананы,

Для маленькой Аси

Порезан_ы ананасы.

А юн_ая Лара любит

Сушён_ые кальмары…

Прошёл торжествен_ый обед.

Обрадован_ы все. Привет!

Порезан_ы вязан_ые салфетки.

Испуган_ая кошка затаилась у соседки.

Клеен_ые обои разорван_ы.

Парчовые шторы сорван_ы.

Полирован_ый столик поцарапан_.

Рассерженно смотрит папа.

Искусствен_ые цветы подстриден_ы.

Мама плачет обиженно.

Гости разошлись восторжен_ые.

Хозяева остались встревожен_ые.





3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ