Конспект урока "Повторение по теме «Причастие»"
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Повторение по теме «Причастие»
Цель: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, его роль в предложении, правописание трудных случаев Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Оборудование: карточки, таблицы, тексты, конверты-холодильники.
Ход урока.
Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.Даль
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
-Что такое причастие? Примеры.
-Что еще мы узнали о причастии?( действительные и страдательные ).
Как их различить? (по суффиксам).
Игра «Четвертый лишний»
Молящий, 2 моливший,3 хваливший,4 несший.(лишняя строчка-1,т.к. причастие молящий - настоящего времени, а остальные - прошедшего).
Зеленеющий ,спевший, пишущий, спелый (лишняя строчка -4 ,т.к. спелый – прилагательное , остальные – причастия ).
Свитый, начерченный, сидевший, разыгранный(лишняястрока-3,т.к.сидевший-дествительной причастие, остальные-страдательные)
прошедший, крестивший, певший, горевший (лишняя строчка-1т.к. у причастия-суффикс-ш-,у других- -вш-)
Работа с текстом «Грибная пора».
Задание:
1. Выписать словосочетания (по два)
I в полные причастия +существительное
II в краткое причастие +существительное
2. Найдите предложения с причастным оборотом, начертить схему и объяснить знаки препинания.
Индивидуальные задания
(выполнить на доске, 2 человека, разобрать предложение и составить схему)
Мой спутник смотрел на меня сонными ничего не выражающими глазами.( А.Куприн)
И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле.
Учитель: Бывает много разных тем, но я люблю «одна и две буквы н». А вы7 Почему нет? (Закрепление темы н и нн в суффиксах причастий и от глагольных прилагательных.)
На доске текст, коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН.
Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребренные блюда. Причём непременно всё сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.
Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
В 2014 году в Сочи будем принимать много гостей. Кто-то из вас возможно будет обслуживать гостей из разных стран.
Игра «Моя будущая профессия-кулинар».
Самостоятельная работа, раздаются конверты-холодильники. Работа состоит из двух этапов:
1. выясним содержимое холодильника(в конвертах лежат вырезанные изображения продуктов)
2. составьте рецепт вместе с другом, используя продукты, изображённые на ваших карточках.
Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими рецептами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполнить упражнение (вставить буквы в распечатанные заранее тексты)
Теперь займёмся мы столом.
Он полирован_ый притом.
Крахмален_ая скатерть есть.
А вязан_ых салфеток шесть.
Покрашен_ы ещё вчера.
Все ножки кресел и стола.
Вилки золочён_ые,
Ножи посеребрён_ые.
И вот учён_ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют старын_ые часы.
У дам припудрен_ы носы.
Вот стёган_ых жилетов ряд
И туфель чищен_ых парад.
Уж можно ужин подавать.
Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).
Домашнее задание.
Учитель. Раздаёт листки с шутливым текстом, в котором надо вставить пропущенные Н и НН в причастия и прилагательные.
Заморожен_ы продукты,
Законсервирован_ы фрукты
И закуплен_ы конфеты.
Все прожарен_ы котлеты.
И расставлен_ы столы.
Будет бал у детворы.
Для нашей Татьяны
Почищен_ы бананы,
Для маленькой Аси
Порезан_ы ананасы.
А юн_ая Лара любит
Сушён_ые кальмары…
Прошёл торжествен_ый обед.
Обрадован_ы все. Привет!
Порезан_ы вязан_ые салфетки.
Испуган_ая кошка затаилась у соседки.
Клеен_ые обои разорван_ы.
Парчовые шторы сорван_ы.
Полирован_ый столик поцарапан_.
Рассерженно смотрит папа.
Искусствен_ые цветы подстриден_ы.
Мама плачет обиженно.
Гости разошлись восторжен_ые.
Хозяева остались встревожен_ые.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ