Конспект урока "Творчество Н.А.Некрасова" 10 Класс

Урок- конкурс знатоков

(литература - 10 классе)

Тема: Творчество Н.А.Некрасова.

Цель: Обобщение и систематизация материала по теме, « Творчество Н.А.Некрасова», обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся, развитие умений самостоятельно пополнять знания, формирования нравственных идеалов и вкусов.

Оборудование: Портрет Н.А.Некрасова, плакаты-эпиграфы, репродукции картин( интерактивная доска), выставка книг- произведений Н.А.Некрасова, музыкальное оформление, рисунки учащихся к стихотворениям.



Ход урока.

Гражданином быть обязан!

Н.Некрасов

Поэзия Н.А.Некрасова правдивая, прекрасная.

Она - как песня русская!

В.Боков

1. Вступительное слово учителя. ( 2-е команды с капитанами. Ответы оценивает жюри)

  1. Разминка команд- это викторина по творчеству Н.А.Некрасова.

I команда

II команда

  1. В каких произведениях Н.А.Некрасов нарисовал образ матери как идеал нравственной красоты? ( «Родник», «Затворница», «Баюшки- баю».)

  1. Как назвал поэт первый сборник своих стихов? («Мечты и звуки»)

  1. Кто был суровым критиком стихов и почему? ( Сборник «Мечты и звуки» получил отрицательную оценку В.Г.Белинским, т.к.носил созерцательный характер, стихи были далеки от задач материалистической эстетики. «гадкие стишки»)

2. В каких крупных произведениях Н.А.Некрасов рассказал о подвиге декабристов и их жен? ( «Дедушка», «Русские женщины»)

  1. Кому посвящены эти строки: «Все он изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности…»? ( Т.Шевченко)

3 Из какого произведения эти строки: «Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе!» ( «Железная дорога»).



  1. Кто эти герои?



  1. Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз у рта излучины, как трещины на высохшей земле. ( Яким Нагой)

  1. «Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба». ( Утятин)

  1. «Красива, волос с проседью, глаза большие с проседью». (Матрена Тимофеевна)

  1. «С большущей сивой гривою» (Савелий)

  1. «… твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка»? (Г.Добросклонов)

  1. «Мужик проворный грамотный, одно скажу: не молод ли?» (Ермила Гирин)



  1. Конкурс дуэлянтов и секундантов.



  1. Какое стихотворение Н.А.Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов «Чистого искусства»? ( «Вчерашний день, часу в шестом…»).

  1. Под каким псевдонимом шли водевили Н.А.Некрасова в Александринском театре? ( Перепельский).

  1. Кто сказал о Н.А.Некрасове: «Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Н.А.Некрасова?» ( А.В.Луначарский в статье «Некрасов»).

2. Какие стихи написал Некрасов для детей? Прочтите фрагмент одного из этих стихотворений наизусть.

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи»

, «Крестьянские дети» и др.)

  1. В каких произведениях Некрасов запечатлел идеал революционера- борца? Раскройте характер этого идеала, обращаясь к стихам поэта. (« В.Г. Белинский», « Памяти Добролюбова», «Пророк» и др.)

3 Из какого стихотворения эти строки: «Кто, служа великим целям века, жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата, человека, только тот себя переживет?» ( стихотворение «Зине». Что о ней знаете?)











  1. Конкурс капитанов



В двух конвертах помещены задания для конкурса. В них разрезаны на мелкие кусочки строки некрасовских стихотворений. Их необходимо восстановить ,прочесть и назвать стихотворение.

иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь!(«Поэт и гражданин»)

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

(«Памяти Добролюбова»)

  1. Домашнее задание проверим.

Нужно было подготовить сообщения на темы:

1 команда- «Некрасов и живопись»

2 команда- «Некрасов и музыка».

  1. Определить авторов и название

репродукций картин.

  1. Кто авторы прозвучавших фрагментов из музыкальных произведений и их названия. Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года» и «Тройка» ( « Что ты жадно глядишь на дорогу»).

  1. Доказать созвучность произведений живописцев стихам Некрасова.( Репин «Бурлаки на Волге», Перов «Тройка» и др.)

2 . Обосновать созвучность музыки с поэзией Некрасова.

«Что так жадно глядишь на дорогу?»

«Меж высоких хлебов затерялося…»

«Коробейники».



  1. Конкурс театрального мастерства.

Просмотр по одному фрагменту из поэм:

«Русские женщины» и «Княгиня Волконская».



  1. Подведение итогов.

Учитель: что вы открыли для себя в поэзии Некрасова, что, на ваш взгляд, является в ней непреходящим, вечным? ( Непреходящим, вечным авторским призывом являются слова: « Гражданином быть обязан!»



  1. Домашнее задание.

Написать сочинение- размышление над лирической строкой.

  1. «Где народ, там и стон».

  2. «Есть женщины в русских селеньях».

  3. «Внимая ужасам войны».



  1. Слово жюри и выставление оценок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ