Конспект урока "Творчество Н.А.Некрасова" 10 Класс
Урок- конкурс знатоков
(литература - 10 классе)
Тема: Творчество Н.А.Некрасова.
Цель: Обобщение и систематизация материала по теме, « Творчество Н.А.Некрасова», обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся, развитие умений самостоятельно пополнять знания, формирования нравственных идеалов и вкусов.
Оборудование: Портрет Н.А.Некрасова, плакаты-эпиграфы, репродукции картин( интерактивная доска), выставка книг- произведений Н.А.Некрасова, музыкальное оформление, рисунки учащихся к стихотворениям.
Ход урока.
Гражданином быть обязан!
Н.Некрасов
Поэзия Н.А.Некрасова правдивая, прекрасная.
Она - как песня русская!
В.Боков
1. Вступительное слово учителя. ( 2-е команды с капитанами. Ответы оценивает жюри)
Разминка команд- это викторина по творчеству Н.А.Некрасова.
I команда
II команда
В каких произведениях Н.А.Некрасов нарисовал образ матери как идеал нравственной красоты? ( «Родник», «Затворница», «Баюшки- баю».)
Как назвал поэт первый сборник своих стихов? («Мечты и звуки»)
Кто был суровым критиком стихов и почему? ( Сборник «Мечты и звуки» получил отрицательную оценку В.Г.Белинским, т.к.носил созерцательный характер, стихи были далеки от задач материалистической эстетики. «гадкие стишки»)
2. В каких крупных произведениях Н.А.Некрасов рассказал о подвиге декабристов и их жен? ( «Дедушка», «Русские женщины»)
Кому посвящены эти строки: «Все он изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности…»? ( Т.Шевченко)
3 Из какого произведения эти строки: «Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе!» ( «Железная дорога»).
Кто эти герои?
-
Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз у рта излучины, как трещины на высохшей земле. ( Яким Нагой)
«Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба». ( Утятин)
«Красива, волос с проседью, глаза большие с проседью». (Матрена Тимофеевна)
«С большущей сивой гривою» (Савелий)
«… твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка»? (Г.Добросклонов)
«Мужик проворный грамотный, одно скажу: не молод ли?» (Ермила Гирин)
Конкурс дуэлянтов и секундантов.
-
Какое стихотворение Н.А.Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов «Чистого искусства»? ( «Вчерашний день, часу в шестом…»).
Под каким псевдонимом шли водевили Н.А.Некрасова в Александринском театре? ( Перепельский).
Кто сказал о Н.А.Некрасове: «Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Н.А.Некрасова?» ( А.В.Луначарский в статье «Некрасов»).
2. Какие стихи написал Некрасов для детей? Прочтите фрагмент одного из этих стихотворений наизусть.
(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи»
, «Крестьянские дети» и др.)
В каких произведениях Некрасов запечатлел идеал революционера- борца? Раскройте характер этого идеала, обращаясь к стихам поэта. (« В.Г. Белинский», « Памяти Добролюбова», «Пророк» и др.)
3 Из какого стихотворения эти строки: «Кто, служа великим целям века, жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата, человека, только тот себя переживет?» ( стихотворение «Зине». Что о ней знаете?)
Конкурс капитанов
В двух конвертах помещены задания для конкурса. В них разрезаны на мелкие кусочки строки некрасовских стихотворений. Их необходимо восстановить ,прочесть и назвать стихотворение.
-
…иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь!(«Поэт и гражданин»)
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
(«Памяти Добролюбова»)
Домашнее задание проверим.
Нужно было подготовить сообщения на темы:
1 команда- «Некрасов и живопись»
2 команда- «Некрасов и музыка».
-
Определить авторов и название
репродукций картин.
Кто авторы прозвучавших фрагментов из музыкальных произведений и их названия. Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года» и «Тройка» ( « Что ты жадно глядишь на дорогу»).
Доказать созвучность произведений живописцев стихам Некрасова.( Репин «Бурлаки на Волге», Перов «Тройка» и др.)
2 . Обосновать созвучность музыки с поэзией Некрасова.
«Что так жадно глядишь на дорогу?»
«Меж высоких хлебов затерялося…»
«Коробейники».
Конкурс театрального мастерства.
Просмотр по одному фрагменту из поэм:
«Русские женщины» и «Княгиня Волконская».
Подведение итогов.
Учитель: что вы открыли для себя в поэзии Некрасова, что, на ваш взгляд, является в ней непреходящим, вечным? ( Непреходящим, вечным авторским призывом являются слова: « Гражданином быть обязан!»
Домашнее задание.
Написать сочинение- размышление над лирической строкой.
«Где народ, там и стон».
«Есть женщины в русских селеньях».
«Внимая ужасам войны».
Слово жюри и выставление оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ