Синтаксис, пунктуация, культура речи

Если хотите, чтобы Ваш урок был интересным и веселым, прислушайтесь к моим советам.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергофа Звягинцева Н.И.

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

Словосочетание.

Одному из двух крайних рядов парт оказана честь - начать новую тему. На вырванном из блокнота листочке каждая пара записывает одно понравившееся ей имя существительное и передает листочек на соответствующую парту среднего ряда. Здесь к существительному подбирается прилагательное, и листок переходит на третий ряд. Третий ряд конструирует предложения. В конце работы листочки могут выглядеть, например, так:


Теплоход. Огромный теплоход. Огромный теплоход сел на мель.

Собака. Рыжая собака. Рыжая собака лежала у порога.

Пруд. Глубокий пруд. Дети плескались в глубоком пруду.


В то время как одни ребята сочиняют, другим разрешается прочитать параграф, и после знакомства с материалом листков (они могут быть прочитаны каждым последним соавтором или учителем) среднему ряду предлагается продиктовать тему урока.

«Словосочетание» - появляется запись на доске и в тетрадях.

А почему именно средний ряд называет тему? - звучит Ваш вопрос.

Да потому, что именно ребята со среднего ряда и являются авторами словосочетаний, которые звучали сегодня на уроке.

Что же такое словосочетание?

При объяснении материала я советовала бы в данном случае не идти от теории к практике, а практику подкреплять теорией. Это может выглядеть так:

В словосочетании синяя тетрадь главное слово тетрадь.

От него можно задать вопрос к зависимому слову синяя (тетрадь какая? - синяя). Раз можно задать вопрос от одного слова к другому, значит, эти слова связаны друг с другом по смыслу (сравните с не связанными по смыслу словами платье - тетрадь, кислый - красный и т. п.).

Но только ли смысловая связь существует между словами в словосочетании? Давайте попробуем изменить главное слово. Что станет с зависимым? Тетрадь синяя - тетради синей. Конечно, оно находится в полном подчинении у главного, об этом свидетельствует изменение его окончания вслед за изменением окончания у главного слова. Из сказанного можно сделать вывод, что слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически.

До сих пор мы говорили о словосочетании, состоящем из существительного и прилагательного.

Слова каких еще частей речи могут составлять словосочетание?

Первое, что придет в голову Вашим ученикам,- это сочетание подлежащего и сказуемого, поэтому сразу, как о правилах игры, уговоритесь: главные члены предложения в паре друг с другом словосочетанием не являются, но порознь в паре со второстепенными членами предложения они будут прекрасным строительным материалом для словосочетаний.

Например:

дождь идет - не словосочетание,

а вот осенний дождь, идет с утра, дождь с градом, идет беспрерывно, увидел дождь, идет ночью - бесспорно, словосочетания.

Теперь Вам осталось лишь показать графическое обозначение словосочетаний: главное слово, стрелка, вопрос, и цель достигнута - можно переходить к тренировочным упражнениям.

Заметим лишь, что нам кажется очень перспективным начать разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему слово - словосочетание - предложение.


Решите, какие из упражнений выбрать для тренировки.


Закончить урок можно с помощью фрагмента музыкальной сказки «Чудетство» (слова М. Яснова, музыка Г. Гладкова). Слова песни могут быть прочитаны учителем или спроецированы на интерактивную доску.


В Чудетство откроешь окошки.

Счастливень стучит по дорожке.

Цветет веселютик у речки,

И звонко поют соловечки.

И где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом.

Там елки стоят как светелки,

Под ними лежат хихиголки.

И ждут нас три друга у бора:

Забава, Потеха, Умора.

Мы с ними в Чудетство скорее войдем.

Спешит торопинка под самым окном.

Пойдем, лишь откликнется эхо,

Умора, Забава, Потеха.


Найдите спрятанные в некоторых словах этой песни словосочетания,- просите Вы.

И ребята находят (письменно или устно - решайте сами) - чудесное детство, счастливый ливень, веселый лютик. А кто-то заметит еще - соловьиный человечек, торопливая тропинка, их иголки.

Если Вы работаете с впечатлительными и веселыми детьми, то следующие несколько дней они будут выдумывать слова из словосочетаний, причем в полной уверенности, что стихийное, охватившее весь класс творчество - их инициатива, а не Ваша.


ДЗ: Можете предложить ребятам выписать все словосочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала, либо из упражнения.

Спасибо!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ