Синтаксис, пунктуация, культура речи
Если хотите, чтобы Ваш урок был интересным и веселым, прислушайтесь к моим советам.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергофа Звягинцева Н.И.
Синтаксис, пунктуация, культура речи.
Одному из двух крайних рядов парт оказана честь - начать новую тему. На вырванном из блокнота листочке каждая пара записывает одно понравившееся ей имя существительное и передает листочек на соответствующую парту среднего ряда. Здесь к существительному подбирается прилагательное, и листок переходит на третий ряд. Третий ряд конструирует предложения. В конце работы листочки могут выглядеть, например, так:
Теплоход. Огромный теплоход. Огромный теплоход сел на мель.
Собака. Рыжая собака. Рыжая собака лежала у порога.
Пруд. Глубокий пруд. Дети плескались в глубоком пруду.
В то время как одни ребята сочиняют, другим разрешается прочитать параграф, и после знакомства с материалом листков (они могут быть прочитаны каждым последним соавтором или учителем) среднему ряду предлагается продиктовать тему урока.
«Словосочетание» - появляется запись на доске и в тетрадях.
А почему именно средний ряд называет тему? - звучит Ваш вопрос.
Да потому, что именно ребята со среднего ряда и являются авторами словосочетаний, которые звучали сегодня на уроке.
Что же такое словосочетание?
При объяснении материала я советовала бы в данном случае не идти от теории к практике, а практику подкреплять теорией. Это может выглядеть так:
В словосочетании синяя тетрадь главное слово тетрадь.
От него можно задать вопрос к зависимому слову синяя (тетрадь какая? - синяя). Раз можно задать вопрос от одного слова к другому, значит, эти слова связаны друг с другом по смыслу (сравните с не связанными по смыслу словами платье - тетрадь, кислый - красный и т. п.).
Но только ли смысловая связь существует между словами в словосочетании? Давайте попробуем изменить главное слово. Что станет с зависимым? Тетрадь синяя - тетради синей. Конечно, оно находится в полном подчинении у главного, об этом свидетельствует изменение его окончания вслед за изменением окончания у главного слова. Из сказанного можно сделать вывод, что слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически.
До сих пор мы говорили о словосочетании, состоящем из существительного и прилагательного.
Слова каких еще частей речи могут составлять словосочетание?
Первое, что придет в голову Вашим ученикам,- это сочетание подлежащего и сказуемого, поэтому сразу, как о правилах игры, уговоритесь: главные члены предложения в паре друг с другом словосочетанием не являются, но порознь в паре со второстепенными членами предложения они будут прекрасным строительным материалом для словосочетаний.
Например:
дождь идет - не словосочетание,
а вот осенний дождь, идет с утра, дождь с градом, идет беспрерывно, увидел дождь, идет ночью - бесспорно, словосочетания.
Теперь Вам осталось лишь показать графическое обозначение словосочетаний: главное слово, стрелка, вопрос, и цель достигнута - можно переходить к тренировочным упражнениям.
Заметим лишь, что нам кажется очень перспективным начать разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему слово - словосочетание - предложение.
Решите, какие из упражнений выбрать для тренировки.
Закончить урок можно с помощью фрагмента музыкальной сказки «Чудетство» (слова М. Яснова, музыка Г. Гладкова). Слова песни могут быть прочитаны учителем или спроецированы на интерактивную доску.
-
В Чудетство откроешь окошки.
Счастливень стучит по дорожке.
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки.
И где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом.
Там елки стоят как светелки,
Под ними лежат хихиголки.
И ждут нас три друга у бора:
Забава, Потеха, Умора.
Мы с ними в Чудетство скорее войдем.
Спешит торопинка под самым окном.
Пойдем, лишь откликнется эхо,
Умора, Забава, Потеха.
Найдите спрятанные в некоторых словах этой песни словосочетания,- просите Вы.
И ребята находят (письменно или устно - решайте сами) - чудесное детство, счастливый ливень, веселый лютик. А кто-то заметит еще - соловьиный человечек, торопливая тропинка, их иголки.
Если Вы работаете с впечатлительными и веселыми детьми, то следующие несколько дней они будут выдумывать слова из словосочетаний, причем в полной уверенности, что стихийное, охватившее весь класс творчество - их инициатива, а не Ваша.
ДЗ: Можете предложить ребятам выписать все словосочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала, либо из упражнения.
Спасибо!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ