Роль слова в процессе преодоления утраты языковой культуры современного школьника
Ершова Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 526 Московского района
Санкт-Петербурга
Роль слова в процессе преодоления утраты языковой культуры современного школьника
Сегодня, по-видимому, необходимо изменить сам подход к изучению языка (слова): основным объектом и целью описания языка должна стать не сама по себе система языка, а личность ученика с ее ценностями, потребностями, мотивами, осваивающая родной язык как культурное наследие с учетом психофизиологических механизмов процессов порождения и восприятия речи.
Целостная концепция культурологического аспекта изучения языка (бытие на границах, бытие в диалоге... М.М.Бахтин) позволяет, во-первых, преодолеть противоестественный разрыв язык-культура-личность, во-вторых, процесс развития речевых способностей у ребенка рассматривать как процесс духовного и культурного воссоздания мира посредством слова, с одной стороны, с другой – как процесс сознания и самосознания.
Творческая и культурная сущность языковой деятельности нагляднее всего проявляется в слове, которое кристаллизует те или иные оценки духовной жизни общества.
Структура слова, по Г.Г.Шпету, - это не морфологическое, синтаксическое или стилистическое построение, а нечто «органическое, вглубь: от чувственно воспринимаемого до формально-идеального предмета» (Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты / Сочинения. – М., 1989. С. 382).
Согласно точке зрения П.А.Флоренского, слово имеет трехслойную структуру: фонема – впечатление впечатления, или ощущение, морфема – ощущение ощущения, или представление-понятие, семена – это понятие понятия, или идея. Следовательно, слово для человека выступает прежде всего посредником в мире материи, это механизм (определенная данность воплощения, самовыражения) в культурно-социальном мире (Флоренский П.А. Сочинения. – М., 1990).
Таким образом, слово не только имеет определенные логико-грамматические признаки, но и несет на себе некоторую пред-языковую (пред-вербальную) нагрузку, окрашено в яркие краски человеческой индивидуальности. Именно поэтому возникают проблемы восприятия, понимания и смысла текстов. Так как при помощи слов ребенок создает свой собственный мир, который выступает как промежуточное звено (система сотрудничества), соединяющее его мир в целом. Поэтому для того, чтобы приблизиться к пониманию сконструированного индивидуального мира, нет необходимости знать, «что означает каждое слово». Проблема состоит в том, чтобы «увидеть», «почувствовать» смысл, таящийся внутри, в пределах данного слова. Смысловая аура существует в слове и одновременно выходит за пределы его. В такой постановке вопроса слово может выступать своего рода энергетическим источником предметных смыслов. «Энергийная» сущность слова отражается в понятии «внутренней формы» (В. фон Гумбольдт, Г.Г.Шпет, А.А.Потебня и др.).
М.М.Бахтин в своих работах «Эстетика словесного творчества», «Проблемы поэтики Достоевского», «Вопросы литературы и эстетики» - рассматривал проблемы внутренней диалогичности мысли, слова, личности, культуры. Он считал, что именно речь, слово, обращенное к слуху, речь слышащего себя, т.е. вне - находимого (в речи) по отношению к себе (человека), является смыслом гуманитарного знания.
Таким образом, в настоящее время слово должно рассматриваться в школьной практике не только как инструмент общения и знак предметов (явлений), но и как средства и результат культурной деятельности. Тогда слово из орудия описания явлений само становится явлением, оказываясь «ключом» к соответствующей реалии.
В методике данный подход только начинает разрабатываться (Е.А.Быстрова, Л.В.Юлдашева, А.Д.дейкина, М.А.Денисова, Н.Л.Мишатина и др.).
Мысль идет от предмета к слову (как назвать?) и обратно от слова к предмету (почему так называется?). Поэтому «в слове как таковом бьется ритмический пульс вопросов и ответов» (Флоренский) и «материалом жизненного общения является ... слово» (Бахтин). О том, что слово содержит в себе скрытый вопрос, свидетельствуют народная этимология, детская и поэтическая речь, мифотворчество: «Мифология есть искусство наделения слов жизнью» (Э.Ренан); «В наш язык вложена целая мифология» (Л.Витгенштейн).
«Слово было Бог», стало мифологемой и философемой. «Таинственная связь слова с сущностью предмета ... остается при словах и в обыкновенной речи ... Если невзначай язык выговорит не то слово, какого требует мысль, то исполняется не мысль говорящего, а слово» (Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976. С. 174).
К сожалению, в современном обществе оказалась нарушена связь слова и вещи (явления), слова и личности, и, следовательно, в школьном образовании слово девальвировано, лишено внутренней формы, своей изначальной духовной природы и «энергийной» сущности. Слова – это «живые организмы», которые обладают определенным строением и функциями, находятся в постоянном движении, внутренней и внешней циркуляции, проходят через фазы молодости, зрелости и старости, а затем умирают для того, чтобы снова возродиться в своем новом значении. Очень поэтично об этом сказал Ш.Бодлер: «Во плоти и крови возрождаются слова: существительное – в своем сущем величии, прилагательное – прозрачный плащ, окутывающий его и расцвечивающий глазурью, и глагол – ангел движения, без которого фраза мертва. В слове ... есть нечто священное (выделено нами), воспрещающее вам видеть в нем лишь игру случайностей. Искусно владеть языком – все равно что произносить колдовское заклинание».
Итак, слово – это мысль, поступок, действие, истина, мудрость, мир вокруг нас, поэзия, молитва, тайна, загадка... А если слово загадка, то школьник прежде всего должен научиться ее разгадывать. Этому, без сомнения, помогает художественный текст, который позволяет ему окунуться в загадочное, колдовское значение слова. При этом даже «самая сухая грамматика становится колдовским заклинанием...» (Ш.Бодлер).
Научить ребенка постигать смысл художественного текста, чувствовать его ритм, открывать «мерцание смыслов» художественного слова, вступать в диалог с писателем, героями, временем, получать энергию языка и культуры – вот, наверное, тот «целебный источник», который врачует, исцеляет и приобщает школьника к культуре.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ