Работа со словом на уроках русского языка
Работа со словом на уроках русского языка.
Русская культура, запечатленная в слове. Кладовая Слова.
Историческим предметом изучения филологических дисциплин (лингвистики, литературоведения, риторики, поэтики и др.) было слово. Слово (язык, текст, речь) запечатлевает в себе бытие его носителей, их переживания, интенции. Носители языка являют собой некую духовно- географическую общность (этнос), некое отдельное и внутреннее собранное (цельное). Это отдельное и цельное (т.е. они сами) и формируются прежде всего в языке (тексте, речевой практике, слове).
Филология, всматриваясь в слово, текст, речь, исторически удерживала в этих реалиях как главное картину бытия (образ мира) создавшего их народа. В этом она и приходила к себе как науке о культуре народа, выраженной в слове.
Овладение языком как смысловым феноменом невозможно на базе принятых в школе методов изучения языка. Чтобы слово и понятие стали осознанными для ребенка, нужны другие методы, соответствующие новой лингвистической парадигме. К таким выводам можно отнести выявление и анализ ключевых слов культуры, концептуальный анализ слов и текстов, смысловое развертывание текста, свернутого до единственного слова. В состав метода включаются: 1) конденсация текста до слова- ключа, 2) выявление и осмысление культурного фона слова, 3) установление ядерных и периферийных зон слов, 4) сопоставление слова и концепта, слова и культуремы и другие соответствующие новой лингвистической парадигме формы и приемы работы.
В этой статье мы бы хотели сосредоточить внимание на нестандартной организационной форме урока русского языка, позволяющей спланировать и успешно реализовать работу по овладению словом и языком как ментальным и культурным феноменом. На таком уроке работа по выявлению экстралингвистической и фоновой информации одного- единственного слова позволяет обратиться к самым разным областям знаний. Такой урок называется «Уроком одного слова».
«Уроки одного слова»- сложившаяся в практике экспериментального обучения нетрадиционная форма урока или практического занятия, позволяющая выходить не только на понятийный, но и на смысловой и ценностный уровни слова, учитывать историю, культурный фон, «вертикальные» и «горизонтальные» связи взятой в качестве объекта исследования определенной лексической единицы.
При выборе слова учащиеся неизменно приходят к выводу о том, что чем короче, привычнее, «освоеннее» слово, тем оно безграничнее, бездоннее, глубже. Так, например, труднее всего составить учащимся «портрет» таких «простых» слов, как дом, небо, земля, любовь, солнце, нежность, родник, вера, буква, вода, душа …
Структура «Урока одного слова» предполагает такие этапы работы, как
представление слова- темы (с использованием видео- и компьютерных ресурсов, любого типа наглядности);
постановка цели, мотивационный момент ( постановка вопросов, усиливающих заинтересованность и мотивацию учащихся);
создание проблемной ситуации (формулирование проблемного вопроса по слову- теме; представление слова в необычном контексте);
этимологический этап (сведения о происхождении, истории и пути слова во времени, обращение к этимологическим источникам и словарям);
лексикографический этап (сопоставление лексикографической информации по разным словарям, сравнение объема словарной статьи в толковом словаре и в других словарях и энциклопедиях);
культуроведческий этап (воссоздание культурного фона слова, изменения значения и смысла слова в истории и культуре, сведения об истории, о трансформации графического, фонетического облика);
литературный этап (поиск, отбор и систематизация литературного и фольклорного материала, иллюстрирующего функционирование слова в тексте);
презентация слова (подбор иллюстративного материала, иллюстрирование функционирования слова в тексте, видеоматериалы, музыкальный фон, ролевая игра, чтение стихов и лирических зарисовок);
анализ текста (анализ текста/контекста, в котором представлено слова- ключ: составление цепочки ключевых слов, организация диалога с текстом, подготовка комментариев к тексту);
этап творческой работы (сочинения- рассуждения по тексту, эссе, ключевому слову, лингвокультурный проект, ассоциативный эксперимент и др.
«Уроки одного слова» или элементы данного типа учебного типа занятия помогают почувствовать и воспринять учащимся слово как концепт русской культуры.
Коротко представим некоторые этапы работы над словом «береза» в 8 классе.
С давних времён берёза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?
А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители берёзового сока устремляются в берёзовые рощи. Там, наверняка, побывали и поэты, и живописцы. Может, именно поэтому поэты и художники любят изображать берёзки? Она ведь не только глаз радует, но лечит душу человека, его организм. Каждый мастер слова ли, красок ли, звуков ли изображает берёзку как чудо.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
(М.Ю.Лермонтов)
Невозможно представить Россию без берёзы.
1.Страница энциклопедическая.
Категории: декоративные деревья и кустарники.
Семейство: березовые (Betulaceae).
Родина: северное полушарие.
Форма: дерево или кустарник.
Описание
Береза – наиболее часто встречающаяся лиственная порода в Северном полушарии. Различные виды березы (их около 120) распространены от субтропиков до тундры. Береза – красивое дерево высотой 30-45 м или кустарник с ажурной кроной. Главная отличительная особенность березы – покрытый берестой белый, желтоватый или розоватый ствол. Листья березы черешчатые круглой или ланцетной формы, цельные (редко лопастные), зубчатые. Листья березы осенью приобретают желтый окрас. Цветение березы начинается до распускания листьев. Цветки березы собраны в сережки. Плоды березы – односемянные орешки длиной 1-5 мм с двумя перепончатыми крылышками. Березы имеют довольно большую корневую систему, которая берет влагу и питательные вещества из верхних слоев почв. Поэтому растительность под березами скудная.
Продолжительность жизни березы составляет 100-150 лет.
В европейской части нашей страны широко распространены два вида берез-деревьев: береза пушистая и береза повислая.
Береза пушистая (береза кудрявая) (B. pubescens), или береза бородавчатая (B. verrucosa) – дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную грубую корку, за что получила еще одно название – береза белоствольная. Крона березы кудрявой (березы бородавчатой) широковетвистая, яйцевидная. Ветви направлены вверх. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая. Листья березы пушистой блестящие, яйцевидные или ромбические, до 6 см, после распускания клейкие и душистые.
У березы повислой есть несколько форм, из которых наиболее декоративны: пирамидальная (f. fastigiata) – с узкопирамидальной кроной; траурная (f. tristis) – отличается очень тонкими плакучими ветвями и округлой кроной; Юнга (f. Youngii) – с неправильной, изящной кроной, с тонкими поникающими ветвями; пурпурная (f. purpurea) – с пурпурными листьями.
Береза повислая (B. pendula) – дерево с ажурной, неправильной кроной. Высота березы повислой может достигать 20 м. Ствол березы повислой белый. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта грубой черноватой в глубоких трещинах коркой. Ветви большей частью повислые, за что береза повислая получила в народе еще одно название – береза плакучая. Листья березы повислой ромбические, голые, до 7 см, некоторое время после распускания смолистые, липкие. Плоды березы повислой – сережки пониклые. Береза повислая растет быстро, морозостойка.
Из берез-кустарников популярны следующие виды.
Береза карликовая (B. nana) – изящный кустик высотой до 1 м. с мелкими по форме характерными для березы круглыми листьями. Осенью листья березы карликовой окрашиваются в желтый цвет. Для выращивания березы карликовой рекомендуется покупать культурные экземпляры.
Береза железистая (B. glandulosa) похожа на березу карликовую, но более высокая (до 3 м) и имеет более крупные листья.
Береза низкая (B. humilis) – сильно ветвистый кустарник с прямой кроной. Листья у березы низкой продолговатые до 3 см длиной.
Береза Медведева (B. medwediewii) – крупный кустарник, с возрастом становится древовидным. Береза Медведева отличается очень крупными, по сравнению с другими видами берез, почками и листьями (до 10 см длиной!)
2. Страница этимологическая.
Слово береза очень древнее, отражено в разной огласовке в славянских языках. Этимологи указывают на связь слов береза и белый. Исходное значение слова береза "белое дерево". В этом слове в прошлом был суффикс, который соединился с корнем (берез-а).
Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов. – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева.
Изначально берёза была символом плодородия и здоровья. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с берёзой.
Как в долу–то берёзынька белёхонька стоит.
А наша невеста белее её,
Белее её снегу белого лицо…
На Руси белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали символом девичьей нежности и красоты. На праздник Троицы, в конце мая или начале июня, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома и храмы.
«Берёзозолом» называли на Руси месяц апрель, а берёзу – деревом 4-х дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять,
четвёртое дело – чистоту соблюдать.
2. Страница фразеологическая.
Слова береза и березовый в ряде фразеологизмов: березовая каша (розги); дать березовой каши "наказать розгами, выпороть, высечь"; береза ума дает (о розгах); пень березовый (грубо-простор.) - "тупица, дурак"; береза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Пошли его (поваренка) сюда ..., уж я ему дам, разбойнику, березовой каши (М. Лермонтов).
- А я сижу, пень березовый, и уши развесил (А. Степанов. Семья Звонаревых).
4. Страница фольклорная.
В устном народном творчестве нередко можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.
Приметы:
- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.
- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
Загадки:
Клейкие почки. В белом сарафане
Зелёные листочки. Встала на поляне,
С белой корой Летели синицы,
Стоит под горой. Сели на косицы.
Стоит в белой одёжке, Стоит Алёнка: платок зелёный,
Свесив серёжки. Тонкий стан, белый сарафан.
Пословицы и поговорки:
- Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
- Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
- Бела береста – да дёготь чёрен.
5. Страница словообразовательная.
От слова береза много производных: березка, березонька, березовый, березняк, березовик (гриб), березовица (обл., сок, получаемый из березы).
6. Страница историко- мифологическая..
Согласно русским поверьям, в ветвях берёзы обитают Русалки. Происхождение слова «Русалка» - Богиня, делающая людей Русскими. Вспомним из Древнерусской мифологии, что прародителями Русских людей являются бог Тарх Перунович Даждьбог и Русалка Рось! Во время Славянского праздника «Русалии» - рождение Русов- девушки завивают берёзку: идут в лес, завивают берёзку венком, заплетают её ветки в косички - символ перехода от девичества к замужеству. Этот ритуал способствует заключению брака. Обвешиваются бусами и платками, и водят хороводы вкруг наряженной лентами берёзки, принося её в деревню. На Русалии также гадают по пущенным на воду берёзовым венкам:
«Вот июль. Вот летний зной.
С самых первых этих дней.
Поплывёт веночек мой
Да за тридевять морей!
– Эй, русалки, помогите,
Мой веночек сберегите,
Пусть плывёт он и плывёт,
Может, суженый найдёт! –
Говорили так девицы
Заповедные слова.
По поверхности водицы
Растекалась их молва».
Берёзовые мётлы используют женщины во время Дня Живы - 1 мая, чтобы вымести из избы и подворья все болезни, оставленные Марой. Берёза обладает целебными качествами - березовый сок способствует очищению крови. Используемый в бане берёзовый веник служит средством ритуального очищения.
7. Страница искусствоведческая.
Слово береза в народных песнях, у мастеров слова часто имеет определение печальная. Такое определение в стихотворении и в названии у поэта А. Фета, мастерски воссоздавшего картины природы:
- Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она (А. Фет. Печальная береза).
Разубрана - от разубрать "красиво убрать, нарядить".
Поэты, прозаики и народ называют березу и плакучей.
- Плакучие березы купали в озере свои ветви (И. Гончаров. Обыкновенная история).
Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России и благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях берёза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой.
Белая берёза А заря, лениво.
Под моим окном Обходя кругом,
Принакрылась снегом. Обсыпает ветки
Точно серебром. Новым серебром.
На пушистых ветках Зелёная причёска,
Снежною каймой Девическая грудь,
Распустились кисти О, тонкая берёзка,
Белой бахромой. Что загляделась в пруд?
И стоит берёзка Я навек за туманы и росы
В сонной тишине, Полюбил у берёзки стан,
И горят снежинки И её золотые косы,
В золотом огне. И холщёвый её сарафан.
В стихотворении Сергея Есенина берёзка нарисована поэтом как девушка, юная, стройная. Веточки, как «золотые косы». Листва – «холщовый сарафан». Конечно, именно такой образ – это есть символ России, символ русской женщины.
А сколько художников, которые на своих полотнах запечатлели образ берёзы.
Вот только некоторые из них.
1) Архип Куинджи «Берёзовая роща». На этой картине роща похожа на изумрудный дворец.
2) И. Грабарь «Февральская глазурь». Гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.
3) И. Левитан «Берёзовая роща». Это сказочная песня, где поёт каждая берёзка.
4) И. Шишкин «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят.
Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние.
Подводя итоги, можно сказать, что с древних времён берёза была и есть одно из любимых деревьев в России, о котором сложено много песен, загадок, пословиц и поговорок. В стихах С.Есенина через образ берёзки воспевается красота и величие России, её народа. Глядя на картины художников, создаётся настроение восторга, зелёной юности, любви и бережного отношения к родной природе.
По окончании урока можно попросить учащихся написать эссе о березе или составить синквейн. Также предлагается и усложненный вариант задания: подобрать поэтическое произведение о березе (это может быть и прозаическое художественное описание березы) и музыкальный фрагмент. Под музыку читается художественный текст. Такой вид прочтения с музыкальным сопровождением называется мелодекломацией.
Завершение урока об одном слове должно быть связано с рефлексией учащихся, ответами на вопросы:1) На какое слово вы взглянули другими глазами? 2) Какое слово вы бы представили совсем иначе? 3) Над каким словом вы бы предложили работу для лингвокультурного проекта другим ребятам?
Работа, связанная с изучением одного слова, может проводиться непосредственно на уроке в мастерских или же может вестись как групповая или индивидуальная проектная деятельность.
Подобные пути изучения языка позволяют дать представление юному поколению о том, как можно через язык и слово дать представление о том, как народ передает свою историю, характер, систему нравственных ценностей, открыть для них возможность осознать родное Слово не только как вместилище знаний из разных сфер жизни, но и как хранилище смыслов - народных, национальных, региональных, личностных.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии 96
Корнеева О.Н.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ