ПОДГОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.Н.БАКШЕЕВА «ГОЛУБАЯ ВЕСНА» 6 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 г.Йошкар-Олы»















Конспект урока развития речи по русскому языку

6 класс

ПОДГОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.Н.БАКШЕЕВА

«ГОЛУБАЯ ВЕСНА»









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Попова О.Б.











г.Йошкар-Ола

2012 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности: учитель русского языка на уроке должен осуществлять функциональный подход к изучению лингвистических явлений; организовывать систематическую работу по развитию речи и словарно-орфографическую работу, реализовывать принципы текстоцентризма, посредством познания языка приобщать школьников к русской и мировой культуре и др.

В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает внимание многих методистов, педагогов и психологов.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи.

Т.П. Головина писала: “Сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема и работа с ней в какой-то мере помогает решить задачу организации проблемного обучения в школе”.

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии детей, а при знакомстве ребенка с изображением предмета на картине пространственные отношения выступают в новой системе знаний.

В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания мыслей школьниками. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей, рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с новыми предметами, событиями, изображенными на нем, а значит, с новыми понятиями, при этом дети подбирают новые слова, выражения, чтобы перевести содержание картины на язык слова.

Подготовку к сочинению на конкретную тему можно организовать таким образом, чтобы сам процесс этой работы оказал влияние на речевое развитие учащихся, на формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы ученик умел высказываться на любую тему, заданную ему.

Чтобы правильно организовать подготовку к сочинению, учитель должен видеть связь этой работы с единой системой развития речи учащихся. В основе этой системы лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти знания и помогают формировать умения и навыки, необходимые для написания сочинения.

Важнейшая часть работы по подготовке к сочинению – это обогащение словаря учащихся, этот процесс происходит в течение всей нашей жизни и существенно влияет на то, как мы умеем правильно и красиво писать и говорить, понимать и объяснять то, о чем ты читаешь или слышишь.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа, организованная по тематическому принципу.

Работая с картиной, нужно организовать все так, чтобы дети видели художественные достоинства этого полотна, можно их познакомить с такими понятиями, как холодные и теплые цвета, тон, колорит, свет, композиция, передний и задний план картины, учитель говорит о том, что цвета имеют большое значение в раскрытии замысла художника.

Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения

предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.






Тема: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

Задача урока: Войти в мир художественного произведения, почувствовать картину,понять её.

Цели урока:

Обучающая: подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине,

помочь понять содержание картины и средства выражения замысла

художника;

активизировать лексику «Описание природы (весна, пробуждение

природы)»;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины:

живопись, пейзаж, колорит, композиция картины (задний, передний,

центральный план картины).

Развивающая: развить способности к анализу выразительных средств

пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Воспитывающая: воспитать чувство любви к родной природе, вдумчивое,бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы; показать красоту и привить любовь к классической музыке.

Метод обучения: индуктивно-дедуктивный.

Оборудование: карточки, репродукция картины В.Н.Бакшеева «Голубая весна», портрет художника Бакшеева, проектор, магнитофон.

Список литературы:

1.Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

литературы: Из опыта работы в 4-10 кл. Пособие для учителя. - М.:

ПросвещениеД985. -128 с.

2.Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

З.Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

4.Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.: «Нар.асвета», 1970. - 88с.

План урока:

1.Организационный момент. 2.Домашнее задание. З.Проверка домашнего задания. 4.Словарная работа. Б.Сведения о художнике. 6.Работа с текстом.

7.Работа с картиной.

8.Составление плана.

9.Подведение итогов.

Ход урока:

Эпиграф:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В нейесть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

1.Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня наш урок будет посвящен подготовке к сочинению-описанию по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

2.Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение по картине на листах с репродукцией

картины.

-Запишите число, классная работа, тему урока.

3.Проверка домашнего задания.

-Дома вы подготовили сочинения-миниатюры с описанием природы.

(Заслушать 2-3 сочинения.)

  • Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

  • Человек неразрывно связан с природой, он часть её. Эпиграфом к нашему уроку являются слова замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева. Прочитайте его (1 ученик):

Цель нашего урока - познакомиться с творчеством художника В.Н.Бакшеева, особенной манерой его письма, создать свое собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Жанр живописи (Живопись — изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок), в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от франц. - paygag - природа).

Наша с вами задача войти в мир художественного произведения, почувствовать картину, понять её.

- Самое великое, гениальное произведение мертво если нет диалога с ним.
Каждый человек картину видит по-своему. И первый эмоциональный толчок к восприятию картины дает колорит

(Колорит - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета) - тропинка к картине.

4.Словарная работа:

- Вы уже встречались с искусствоведческими терминами ЖИВОПИСЬ,
ПЕЙЗАЖ, КОЛОРИТ,
давайте запишем их значения.

5.0 художнике.

- Василий Николаевич Бакшеев - русский художник XX века. Он известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Василий Николаевич прожил сравнительно долгую жизнь- 96 лет. Возможно помогло ему в этом стремление постоянно бывать на природе, которую он тонко чувствовал и бесконечно любил. Пейзаж занимает главенствующее место в творчестве живописца.

-Работая с живописным пейзажем, мы можем говорить о том, что, как у поэта картины природы связаны с их раздумьями о родине, так и живописный пейзаж передаёт отношение художника к родной природе.

- А вот какие чувства были у самого художника Бакшеева, когда он писал эту картину.

6.Работа с текстом. (У каждого ученика на парте текст)

Весна. Когда нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом; пахло прелым листом, кое-где пробивалась зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные, с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! В.Н.Бакшеев.

а) Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

б) Прочитайте текст (1 ученик).

в) 0 чем этот текст? Какова его тема? (О природе. Весна)

г) Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор? (Основная мысль - «Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!». Показать красоту русской весенней природы)

д) Как можно озаглавить текст? («Весна». «Пробуждение природы»)

е) К какому типу речи относится данный текст? (Описание)

ж) В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле речи, т.к. автор создает образ природы)

з) Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции)

- Какие же языковые средства помогают создать образ весенней природы в тексте:

а) Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные)

б) Какие разряды прилагательных вам известны?

Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд.

Прилагательных какого разряда больше? Почему? (Качественных. Они более ярко, выразительно характеризуют явления, признаки, предметы) в) Объясните правописание сложных прилагательных, встречающихся в тесте.

г) Какие средства выразительности создают яркий образ весны? (Эпитеты, олицетворения)

- Обратимся к синтаксическому построению текста.

а) Какие синтаксические конструкции использует автор? (Простые и сложные предложения. Восклицательное предложение)

б)3ачитайте примеры сложных предложений.

- Понравился вам текст? Чем?

- На уроках литературы мы с вами изучали творчество русских поэтов, которые в своих стихах описывали весну. Какие вы стихи знаете о весне (2-3 ученика)

  • Итак, мы заочно, с помощью данного текста, познакомились с живописью В.Н.Бакшеева, а теперь обратимся к картине, по которой мы будем писать сочинение.

7.Работа с картиной В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

(В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку)

а) Рассматривание картины.

б) Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

в) Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна»?

г) Закройте глаза. Какой цвет стоит перед глазами? (Голубой -цвет радости, света, высоты, нежности...)

д) Удалось ли художнику передать красоту наступающей весны?

-Да, действительно, художнику удалось передать красоту наступающей весны.

Наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам всегда было источником творчества писателей и поэтов, художников и композиторов.

А вот как изобразил наступление весны поэт Н.Рыленков в стихотворении «Bсе в тающей дымке...» (Звучит музыка. П.И.Чайковского «Времена года».«Весна».)



Все в тающей дымке

-Холмы, перелески...

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.



8.Работа с черновиком - создание миниатюр зарисовок на основе вопросов.

а)3апишите, что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающей весны вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

б) В чем особенность построения картины, ее композиции?

Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна»?

в) Работа по вариантам:

1В. Каким изобразил художник небо? (Голубое, светлое, высокое, манящее)

2В. Какими изобразил деревья, кустарники? (Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, набухшие почки на ветках деревьев, но листьев еще нет)

ЗВ.Как изобразил Бакшеев пробуждение земли? (пробуждается земля, пробивается молодая травка)

г)Колорит картины.

Какие цвета использовал художник для описания весны?

д)Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства (письменно).

е)Обобщение.

Действительно, «Голубая весна» чудная картина, пробуждающейся природы. Бакшеев запечатлел то трепетное состояние природы, когда снег уже сошел, почки на ветках набухли, но листьев еще нет. Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, сочетание белого и голубого создают ощущение удивительной легкости. Чудится, что ты сам вдыхаешь свежий весенний воздух и сквозь переплетения веток любуешься голубизной небес. Хочется еще раз вернуться к мысли поэта Н.Рыленкова о родной природе: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться...»

9.Составление плана.

(памятка к составлению плана у каждого ученика на парте)

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план:

1.В.Н.Бакшеев - художник-пейзажит.

2.Весна в изображении художника (небо, трава, деревья, кусты, тени)

3.Особенности композиции (передний план, задний план, центральный

план)

4.Колорит картины.

5.Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

10.Подведение итогов.

«Пейзаж- портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение». В.Н.Бакшееву пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.





























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тема урока: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна»

Тип урока: развитие речи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1.Активизация

познавательной деятельности обучающихся, включение в процесс познания, развития таких функций, как память, мышление, воображение, речь.

2.Формирование умения слушать и вступать в диалог.

3.Актуализация средств и способов учебных действий.

4.Рефлексия. Степень эмоциональной вовлеченности.


По вступительному слову учителя выдвигают предположения о цели и задачах урока.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Развивать такие функции, как память, мышление, воображение, речь.


Слушать и понимать речь учителя.


Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Планирование работы.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап « Домашнее задание»

1.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.Организация чтения домашних сочинений-миниатюр.

3.Объяснение сущности домашнего задания.

1.Задать домашнее задание на следующий урок.

1.Проверка задания, выполненного дома.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Анализировать работу выполненную дома, актуализируя личный жизненный опыт.

Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Воспринимать на слух информацию.

Умение слушать.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять, высказывать свое мнение по существу полученного задания.

Этап «Физкультминутка»

1.В игровой и здоровье-

сберегающей форме подводит к основной работе в парах и группах.









Этап «Подготовительный этап работы над картиной»

1.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

внутренней позиции: положительное отношение к школе, мотивация к творческому труду и работе на результат.

2.Организация по подготовке к написанию сочинения:

-информационная справка о художнике.

-работа над искусствоведческими терминами.

-работа над стилистическим и синтаксическим анализом текста.

-выразительное чтение поэтических произведений.

1. Анализируют и обосновывают свою работу и работу одноклассников.


Доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Создать мотивацию к творческому труду.

Слушать и понимать речь других.

Высказывать свое мнение.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

критично относиться к собственному мнению.

Повышение учебной мотивации.

Слушать высказывания своих товарищей, вступать в диалог;

оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого текста, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Обеспечение социальной компетентности и

учёт позиции других людей по деятельности.

Принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач.

Оценка и самооценка учебной деятельности

Определять и формулировать цель и учебную проблему деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Работать по плану, предложенному учителем.

Осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности.


Этап «Работа над картиной»

1.Активизация эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.Организация работы над картиной:

-рассмотрение и обсуждение картины;

-слушание поэтических и музыкальных произведений о природе;

-работа с черновиками;

-составление плана сочинения.

3.По мере необходимости корректирует работу обучающихся.

1.Анализируют и

обосновывают свою работу и работу сверстников.

Доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Создать мотивацию к творческому труду.

Совместная деятельность с восприятием и уяснением информации, обсуждением и взаимным контролем.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого текста, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

В ходе заслушивания выступлений учащиеся контролируют правильность и полноту выполненнойработы своими одноклассниками.

По мере необходимости исправляют,дополняют, уточняют выступление.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап «Рефлексия»

1.Дает оценку степени эмоциональной вовлеченности в ходе урока.

Делают обобщающий вывод о ходе урока и степени своего участия в нем.

Умение определять личностно значимые цели урока.

Восприятие и уяснение информации,

высказывать свое мнение.


Вовлечение в активную

совместную аналитическую

работу.

Взаимный контроль.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы коллектива. Учатся давать оценку результатов.


Этап «Подведение итогов урока»

Подводит итог урока.





























Список использованной литературы:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы.- 3-е изд., испр.и доп.- М.: Мнемозина, 1999.

2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

литературы: Из опыта работы в 4-10 кл. Пособие для учителя. - М.:

ПросвещениеД985. -128 с.

4. Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1989. - 110 с.

5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27

6. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

7. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

8. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.:

«Нар.асвета», 1970. - 88с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://school-collection.edu.ru/, тесты по русскому языку

2.http:// likbez.shb.ru, электронные пособия по русскому языку для школьников 11.http://learning-russian.gramota.ru,

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «русский язык»

3.http//www.gramota.ru в распоряжении педагогов и школьников.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ