Текст как синтаксическая единица языка 7 Класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Осинская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Текст как синтаксическая единица языка»
7 класс
Составила Дешева Т.Ю.,
учитель русского языка
и литературы
Оса, 2012 г.
Программа факультативного курса
«Текст как синтаксическая единица языка» (7 класс)
Целесообразность и актуальность факультативного курса «Текст как синтаксическая единица языка»
Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Анализ текста дает возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, является предпрофильной подготовкой.
Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определенные требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с эти возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология», адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.
Цели программы:
- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребенка;
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология»; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
- Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Направленность образовательной программы
Важнейшим направлением в обучении русскому языку является систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выделять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщенные, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Программа факультативного курса «Текст как синтаксическая единица языка» предусматривает применение современных технологий обучения и воспитания: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина-Давыдова, тест-технологии. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных способностей, а так же предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, учителем. Программа рассчитана на учащихся 7 класса.
Условия реализации программы
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используются следующие пособия:
Зинина Е.А. Учебное пособие «Теория и практика анализа художественного текста». – М.: Дрофа, 2010 г.
Кашаева Е.Ю., Вышегородская Е.Д. Пособие по русскому языку «Орфография, пунктуация, культура речи, речеведение». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г.
Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. 7-9 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
Малюшкин А.Б. Текстовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Контрольные работы
1
Вводное занятие
1
1
2
Что такое слово.
Слово как единица языка, как словесное высказывание и как часть речи
5
3
2
3
Текст. Тема и основная мысль (идея) текста
2
1
1
4
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте
5
2
2
1
5
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение. Диалог. Монолог.
5
2
2
1
6
Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
7
3
3
1
7
Средства речевой выразительности: тропы, стилистические фигуры.
7
4
2
1
8
Итоговая контрольная работа.
Комплексный анализ текста
2
2
Всего часов
34
16
12
6
Содержание курса
Вводное занятие.
Что такое слово. Слово как единица языка, как словесное высказывание и часть речи: орфографические, лексические, грамматические, орфоэпические особенности.
Текст. Текст как основная дидактическая единица языка. Тема и основная мысль (идея) текста.
Текст. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное и устное высказывание. Параллельная и последовательная (цепная) связь предложений. Средства связи предложений в тексте: тематические, грамматические, синтаксические, логические.
Формы словесного выражения (типы речи): повествование, описание, рассуждения. Диалог. Монолог.
Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
Средства речевой выразительности: тропы, стилистические фигуры. Основные группы тропов (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, олицетворение, перефраза и др.) и стилистических фигур (антитеза, градация, инверсия, анафора, эпифора, параллелизм, оксюморон, хиазм, обращения, риторические вопросы, восклицание, апосиопеза, гипербола, литота и др.)
Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ