Текст как синтаксическая единица языка 7 Класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осинская основная общеобразовательная школа»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Текст как синтаксическая единица языка»

7 класс











Составила Дешева Т.Ю.,

учитель русского языка

и литературы














Оса, 2012 г.

Программа факультативного курса

«Текст как синтаксическая единица языка» (7 класс)


Целесообразность и актуальность факультативного курса «Текст как синтаксическая единица языка»

Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Анализ текста дает возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, является предпрофильной подготовкой.

Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определенные требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с эти возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология», адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.

Цели программы:

- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

- Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребенка;

- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология»; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;

- Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.

Направленность образовательной программы

Важнейшим направлением в обучении русскому языку является систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выделять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщенные, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Программа факультативного курса «Текст как синтаксическая единица языка» предусматривает применение современных технологий обучения и воспитания: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина-Давыдова, тест-технологии. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных способностей, а так же предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, учителем. Программа рассчитана на учащихся 7 класса.

Условия реализации программы

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используются следующие пособия:

  1. Зинина Е.А. Учебное пособие «Теория и практика анализа художественного текста». – М.: Дрофа, 2010 г.

  2. Кашаева Е.Ю., Вышегородская Е.Д. Пособие по русскому языку «Орфография, пунктуация, культура речи, речеведение». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г.

  3. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. 7-9 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

  4. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

  5. Малюшкин А.Б. Текстовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Контрольные работы

1

Вводное занятие

1

1



2

Что такое слово.

Слово как единица языка, как словесное высказывание и как часть речи

5

3

2


3

Текст. Тема и основная мысль (идея) текста

2

1

1


4

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

5

2

2

1

5

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение. Диалог. Монолог.

5

2

2

1

6

Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

7

3

3

1

7

Средства речевой выразительности: тропы, стилистические фигуры.

7

4

2

1

8

Итоговая контрольная работа.

Комплексный анализ текста

2



2


Всего часов

34

16

12

6



Содержание курса

  1. Вводное занятие.

  2. Что такое слово. Слово как единица языка, как словесное высказывание и часть речи: орфографические, лексические, грамматические, орфоэпические особенности.

  3. Текст. Текст как основная дидактическая единица языка. Тема и основная мысль (идея) текста.

  4. Текст. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное и устное высказывание. Параллельная и последовательная (цепная) связь предложений. Средства связи предложений в тексте: тематические, грамматические, синтаксические, логические.

  5. Формы словесного выражения (типы речи): повествование, описание, рассуждения. Диалог. Монолог.

  6. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

  7. Средства речевой выразительности: тропы, стилистические фигуры. Основные группы тропов (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, олицетворение, перефраза и др.) и стилистических фигур (антитеза, градация, инверсия, анафора, эпифора, параллелизм, оксюморон, хиазм, обращения, риторические вопросы, восклицание, апосиопеза, гипербола, литота и др.)

  8. Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ