Конспект урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)" 9 Класс

Профилактика правонарушений и употребления ПАВ на уроках русского языка и литературы


Урок русского языка в 9 «в» классе

Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)» (обобщение по теме)


Цели:

  1. учебная – повторить и закрепить знания о расстановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя алгоритм действия для данной темы;

  2. воспитательная – провести работу по профилактике правонарушений и употребления ПАВ;

  3. развивающая – научить анализировать материал, заложенный в содержании урока, рассуждать по заданной теме, делать выводы и соотносить с действительностью.


Ход урока:

I. Оргмомент. В тетрадях записываем число. Объявляется план работы на уроке.

План:

    1. проговариваем правила расстановки знаков преринания в БСП;

    2. записываем предложения, расставляем знаки препинания, действуя по алгоритму;

    3. беседуем по содержанию предложений, анализируем, выявляем проблемы, делаем выводы.


II. Повторение пройденного материала.

  1. Устно – правила расстановки знаков препинания в БСП.

  2. Письменно – работа с предложениями.

Предложения.

  1. Люди часто совершают неблаговидные поступки _ они не считают их правонарушениями.

  2. Ученики, например, опаздывают на уроки, пропускают их без причины _ некоторые из них не делают домашнюю работу, мешают вести уроки, не считая это зазорным.

  3. Мы видим различные безобразия _ ученики школы курят за углом школы, в парках и на улицах подростки распивают алкогольные напитки, юноши и даже девушки употребляют в своей речи нецензурные слова.

  4. Мы знаем _ наркотики – это страшный бич общества, а наркоманы часто умирают в молодом возрасте.

  5. Преступления совершаются _ мы молчим, проходим мимо.

  6. Несчастье случается с нами _ виним всех, только не себя.


Алгоритм работы над предложениями:


    1. Записываем предложение.

    2. Подчёркиваем основы предложения.

    3. Определяем количество и границы частей предложения.

    4. Устанавливаем способ связи частей предложения (сочинительная, подчинительная, бессоюзная).

    5. Расставляем знаки препинания, руководствуясь правилами (в БСП могут быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).


1. Люди часто совершают неблаговидные поступки _ они не считают их правонарушениями.

2. Основы: люди совершают, они не считают.

3. Предложение состоит из двух частей. Первая часть заканчивается словом «поступки», вторая – «правонарушениями».

4. Связь бессоюзная.

5. Ставим двоеточие, так как можно подставить союз «потому что», а вторая часть содержит причину того, что совершается в первой.


Образец письменного разбора:

Люди часто совершают неблаговидные поступки: они не считают их


правонарушениями. (Пов., невоскл., сложное, БСП)


Схема предложения – [ 1]: [причина].


III. Беседа по содержанию предложений.

  1. О чём идёт речь во всех этих предложениях?

Ответы:…………………………..

  1. Как вы относитесь к тому, о чём сказано в предложениях?

Ответы:………………………….

  1. Какие проблемы можно выявить?

Ответы:

  • Люди не видят в неблаговидных поступках правонарушений, поэтому с лёгкостью совершают их снова.

  • Употребление ПАВ помолодело.

  • Употребление наркотиков ведёт к ранней смерти.

  • Отсутствует культура речи.

  • Безразличие к чужой беде.

  • Отсутствие отрицательной позиции по отношению к правонарушениям.

  • Отсутствие ответственности перед собой и обществом.

  • Нарушение дисциплины ведёт к отрицательным последствиям.

  • Всё начинается с малого

и т. д.

4. Что же нужно делать, чтобы исправить положение?


ПАМЯТКА: (выработали совместно с учащимися)

  1. Прежде чем что-либо сделать – подумай, не будет ли твой поступок мешать другим или идти в разрез с общественными нормами

  2. Не подражай тем, кто ведёт себя недостойно.

  3. Не поддавайся на провокацию: так ведут себя все (курят, ругаются матом, употребляют алкоголь и наркотики и т.д.)

  4. Не проходи мимо чужого горя.

  5. Не будь равнодушен по отношению к правонарушениям и проступкам своих ровесников.

  6. Будь законопослушным гражданином.

  7. Веди здоровый образ жизни.


IV. Домашнее задание: Придумать по 5 предложений с бессоюзной связью по теме: «Я веду здоровый образ жизни»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ