Конспект урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)" 9 Класс
Профилактика правонарушений и употребления ПАВ на уроках русского языка и литературы
Урок русского языка в 9 «в» классе
Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)» (обобщение по теме)
Цели:
учебная – повторить и закрепить знания о расстановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя алгоритм действия для данной темы;
воспитательная – провести работу по профилактике правонарушений и употребления ПАВ;
развивающая – научить анализировать материал, заложенный в содержании урока, рассуждать по заданной теме, делать выводы и соотносить с действительностью.
Ход урока:
I. Оргмомент. В тетрадях записываем число. Объявляется план работы на уроке.
План:
проговариваем правила расстановки знаков преринания в БСП;
записываем предложения, расставляем знаки препинания, действуя по алгоритму;
беседуем по содержанию предложений, анализируем, выявляем проблемы, делаем выводы.
II. Повторение пройденного материала.
Устно – правила расстановки знаков препинания в БСП.
Письменно – работа с предложениями.
Предложения.
Люди часто совершают неблаговидные поступки _ они не считают их правонарушениями.
Ученики, например, опаздывают на уроки, пропускают их без причины _ некоторые из них не делают домашнюю работу, мешают вести уроки, не считая это зазорным.
Мы видим различные безобразия _ ученики школы курят за углом школы, в парках и на улицах подростки распивают алкогольные напитки, юноши и даже девушки употребляют в своей речи нецензурные слова.
Мы знаем _ наркотики – это страшный бич общества, а наркоманы часто умирают в молодом возрасте.
Преступления совершаются _ мы молчим, проходим мимо.
Несчастье случается с нами _ виним всех, только не себя.
Алгоритм работы над предложениями:
Записываем предложение.
Подчёркиваем основы предложения.
Определяем количество и границы частей предложения.
Устанавливаем способ связи частей предложения (сочинительная, подчинительная, бессоюзная).
Расставляем знаки препинания, руководствуясь правилами (в БСП могут быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
1. Люди часто совершают неблаговидные поступки _ они не считают их правонарушениями.
2. Основы: люди совершают, они не считают.
3. Предложение состоит из двух частей. Первая часть заканчивается словом «поступки», вторая – «правонарушениями».
4. Связь бессоюзная.
5. Ставим двоеточие, так как можно подставить союз «потому что», а вторая часть содержит причину того, что совершается в первой.
Образец письменного разбора:
Люди часто совершают неблаговидные поступки: они не считают их
правонарушениями. (Пов., невоскл., сложное, БСП)
Схема предложения – [ 1]: [причина].
III. Беседа по содержанию предложений.
О чём идёт речь во всех этих предложениях?
Ответы:…………………………..
Как вы относитесь к тому, о чём сказано в предложениях?
Ответы:………………………….
Какие проблемы можно выявить?
Ответы:
Люди не видят в неблаговидных поступках правонарушений, поэтому с лёгкостью совершают их снова.
Употребление ПАВ помолодело.
Употребление наркотиков ведёт к ранней смерти.
Отсутствует культура речи.
Безразличие к чужой беде.
Отсутствие отрицательной позиции по отношению к правонарушениям.
Отсутствие ответственности перед собой и обществом.
Нарушение дисциплины ведёт к отрицательным последствиям.
Всё начинается с малого
и т. д.
4. Что же нужно делать, чтобы исправить положение?
ПАМЯТКА: (выработали совместно с учащимися)
Прежде чем что-либо сделать – подумай, не будет ли твой поступок мешать другим или идти в разрез с общественными нормами
Не подражай тем, кто ведёт себя недостойно.
Не поддавайся на провокацию: так ведут себя все (курят, ругаются матом, употребляют алкоголь и наркотики и т.д.)
Не проходи мимо чужого горя.
Не будь равнодушен по отношению к правонарушениям и проступкам своих ровесников.
Будь законопослушным гражданином.
Веди здоровый образ жизни.
IV. Домашнее задание: Придумать по 5 предложений с бессоюзной связью по теме: «Я веду здоровый образ жизни»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ