Конспект урока "Причастие. Повторение (урок-обобщение)"

Тема: Причастие. Повторение (урок-обобщение).

Цель: Закрепление знаний по теме «Причастие». Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастие, определять грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  1. - Что было задано на дом?

- Устно ответить на вопросы. Стр. 70.



  1. - Дайте определение причастия.

- Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? какая? и так далее.

  1. - Назовите морфологические признаки причастия.

- Совершенного вида, несовершенного вида, настоящего, прошедшего времени, изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

  1. - Чем является в предложении.

- Определением, реже сказуемым.

  1. - В чем заключается разница между действительными причастиями и страдательными причастиями?

- Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Например: Девочка, одевающая куклу. (Д.п.)

Кукла, одеваемая девочкой. (С.п.)

История, рассказанная учителем. (Д.п.)

Учитель, рассказавший историю. (С.п.)

  1. - Суффиксы действительных причастий и страдательных причастий.

-ущ -ющ

- Действительные причастия настоящего времени

- ащ- ящ

Действительные причастия прошедшего времени – ш, - вш



- ем (-ом)

- Страдательные причастия настоящего времени - им

- нн

Страдательные причастия прошедшего времени -енн

- т

  1. Задание. Определить где действительные причастия, а где страдательные причастия на слух.

- Повтори, что услышал.



опавшие листья – д.п.,

решающий задачу – д.п.,

понятый материал – с.п.,

решенная задача – с.п.,

горячие батареи – прил.,

построенный дом – с.п.,

движущиеся машины – д.п.,

медленная музыка – прил.,

гонимые ветром – с.п.,



  1. - Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах – ущ (-ющ), - ащ (-ящ), в суффиксах – ем (-им)? Стр.43, 49.

- Пишутся - у или ю, если причастие образовано от глагола 1 спр.

- а или я, если образовано от глагола 2 спр.

На доске. Пиш(у)щий письмо – писатьIспр.

Леч(а)щий врач – лечитьIIспр.

Вид(и)мый – видеть – IIспр.

Чита(е)мый – читать – Iспр.

Задание по карточкам. У глаголов определить спряжение. Вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы у причастий.



  1. Приведите примеры кратких причастий. (Или образуйте от полных причастий краткие).

На доске:

Начатый - начат, начата, начаты, (начато).

Созданный – создан, создана, созданы, (создано).

Приведённый – приведён, приведена, приведены.

В предложении являются сказуемыми: Значок приколот, ...



  1. - Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

- Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

Пример: Рассказывающий историю путешественник.

Путешественник, рассказывающий историю.



  1. - Морфологический разбор причастия.

- Ярко пылающие 3 искры. Стр.64.



  1. Что мы делали на уроке?

Оценки.

Д/з § 26 стр. 73 читать, самостоятельно изучить.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ