Урок-соревнование по теме «Словообразование и орфография»
Урок-соревнование по теме «Словообразование и орфография». Учитель русского языка и литературы МКОУ «Бабежская СОШ» Данилейко Татьяна Аркадьевна.
Цели урока:
1.Повторить материал по теме «Словообразование и орфография».
2.Развивать орфографическую зоркость.
3.Воспитывать бережное отношение к родному языку.
-Ребята! Мы изучили тему «Словообразование и орфография». Вы знаете, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса: 1) как построены (т.е. из каких частей состоят) слова, 2)как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего), поэтому сегодня мы должны повторить то, что узнали о частях слова, орфографические правила, связанные с их написанием, способы образования слов. В соревновании участвуют две команды.
1. Разминка.
1) Назовите известные вам части слова.
2) Как найти окончание в слове? Докажите.
3) Какие части слова входят в основу?
4) Назовите план разбора слова по составу.
(Подведение итогов. Слово жюри).
2. Задание командам.
-Придумать слова, соответствующие данным схемам.(Схемы на карточках).
Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.
-Разобрать по составу данные слова: 1 команда-снежок, лесной, полёт, пришкольный; 2 команда-дружок, придорожный, смолистый, лес. (Проверка, подведение итогов).
3. Игра «Кто больше?»
1 команда-записать слова с корнем –вод-,
2 команда-записать слова с корнем –говор-.
4. Назвать способы образования слов в русском языке.
Каждый член команды называет по одному способу, приводит пример.
5. Работа с доской.
-Прочитать слова, вставить пропущенные буквы.
1 команда – пр..рода, пр..бежать, лун..ход, пр..сесть, ТЮЗ ( назвать те слова, которые образованы приставочным способом);
2 команда – л..сок, молок..воз, д..ван-кр..вать, опён..к (назвать те слова, которые образованы путём сложения).
Проверка. Подведение итогов.
6. Какие слова называются сложными? Игра «Кто быстрее?»
-Образуй сложные слова из данных пар.
Пар, возить; копать, земля; лёд, колоть; падать, листья; пыль, сосать; земля, мерить; радио, любить; пешком, ходить; лес, рубить; птицы, ловить; мясо, рубить; сено, косить; снег, падать; луна, ходить; сам, варить; общий, жить.
7. Отгадайте загадки.
1)Паренёк под облаками
Ловко действует руками.
Нервы крепки, зорок глаз.
Кто же это? (верхолаз)
2)Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский…(вертолёт).
3)На земле и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт,
На то ведь я и …(следопыт).
4)Хоть заманчив я на вид,
Но, однако, ядовит,
Знают люди с давних пор:
Несъедобен…(мухомор).
5)Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит его мотор-
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос).
6)Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт).
7)Я несу в себе водицу,
Нам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот
Если есть…(водопровод).
8)Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Прямо по морю идёт!
Да ведь это…(пароход).
Подведение итогов.
8. Заполнить квадрат по горизонтали сложными словами.
с
д
а
о
м
х
о
р
л
а
ё
п
т
1.Специалист по разведению сада;
2.Паровой колёсный двигатель;
3.Канал для выхода дыма из печи;
4.Русская народная пляска-игра;
5.Лес, поваленный бурей;
6.Стихийный ход дела, работа без плана;
7.Огнестрельное оружие.
9. Какие слова называются сложносокращёнными?
«Расшифровать» слова.
1команда – завуч, деткор, селькор, ТЮЗ, медпункт;
2команда – завхоз, юннат, универмаг, ГЭС.
Проверка, подведение итогов, жюри сообщает конечный результат, называет победителей.
10. Домашнее задание.
Приготовить сказку о любой части слова.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ