Путешествие во фразеологию

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»









Путешествие во фразеологию













Подготовил учитель русского языка и литературы Борщ Марина Алексеевна














Цель: 1)расширить знания по теме «Фразеология»

2)закрепить умения по употреблению фразеологизмов в речи


Оформление: на доске рисунки учащихся с фразеологизмами



1) Из истории фразеологизмов

Слово учителя: Многие фразеологизмы отражают историю России, обычаи предков, их работу, например, выражение «бить баклуши» в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши» для изготовления из них ложек и др., т. е. делать несложную, нетрудную работу. Многие фразеологизмы родились из песен, сказок, притч, пословиц русского народа, например, добрый молодец, горючие слезы.

Часть фразеологизмов связана с профессиональной речью, в результате заимствования из Библии, из древнегреческой и древнеримской мифологии, многие фразеологизмы характеризуют стороны человеческой жизни: отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки.


Выступления подготовленных учащихся с сообщениями по истории возникновения фразеологизмов (Гребнева Е., Плешакова Ю.,Чернова Е.)


Учитель: Давайте посмотрим, насколько богат наш русский язык фразеологизмами, объединенными словом «вода»


Ответы учащихся:


Бить ключом, биться как рыба об лед, буря в стакане воды, вилами по воде писано, водой не разольешь, воду в решете носить, толочь воду в ступе, в рот воды набрал, возить воду на ком-то, в тихом омуте черти водятся, выйти сухим из воды, выводить на чистую воду, гнать волну, девятый вал, деньги как вода, держаться на плаву; дуть на воду, обжегшись на молоке; ждать у моря погоды, как две капли воды, как в воду глядел, как в воду канул, как в воду опущенный, дождь как из ведра лил, как вода сквозь пальцы, как пить дать, как рыба в воде, как с гуся вода, как снег на голову.








Учитель: Много есть фразеологизмов ,связанных с частями человеческого тела.


Чтение стихотворения «Нос»


(шуточное)

- Это что растет у вас меж глаз,

Извините за вопрос?

- Это нос.

- И давно он там растет?

-Где-то с год.

- А что было до него?

- Ничего.

- Не мешает ли он вам по утрам?

- Утром нет, вот ночью да, иногда.

- Может, как-нибудь его вам того?..

- Обратились бы к врачу.

- Не хочу.

Он, глядишь, и сам пройдет

Через год,

А пока

Пускай растет взад- вперед.


Ученик: давайте послушаем шуточные правила пользования выражениями о носе и сосчитаем, сколько здесь использовано фразеологизмов.



1правило: Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и хоть кровь из носу, выполняйте следующее правило: выше нос!


2 правило: Если кто- то сует свой нос в ваши дела и пытается водить вас за нос, и даже оставить с носом, то встретившись с ним нос к носу, скажите ему «мне это не по ноздре», и он поймет ,что вам это не нравится, и сразу перестанет крутить носом и задирать нос. Если же он и носом не поведет, суньте ему под нос настоящие правила:


3 правило: Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру, т. е. изменять своим принципам) пользы ему от этого будет- с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека. Ваш нос – это ваша гордость и не позволяйте ему полоскаться по ветру.






4 правило: Не стоит клевать носом, лежать, уткнувши нос в подушку и не казать носа на улицу. Действуйте. А если кто-то скажет, что у вас Нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому, но только так, чтобы комар носа не подточил.

Итак, у вас на носу новый день. Проживите его по этим правилам и тогда у вас всегда будет нос в табаке, другими словами наступит полная носария.


(всего- )




Фразеологические загадки

Отгадайте, о чем идет речь

1.Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь(нос)

2.Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают(уши)

3.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека (ветер)

4.Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело(каша)

5.Ее набирают в рот, когда молчат(вода)

6.Его держат за зубами (язык)


А теперь подсчитаем, кто сколько набрал баллов?(вручение медальки «Знаток фразеологизмов»


Учитель: Подведем итог нашего путешествия.

- В какое значение для русского языка имеют фразеологизмы?

- Допускают ли фразеологизмы какие - либо варианты, можно ли их изменять?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Домашним заданием будет творческое задание : написать сочинение по одному фразеологизму.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ