Исследовательская работа с текстом на уроках русского языка и литературы "Не в тягость, а в радость"

Медведева Лариса Тимофеевна

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

ГОУ СОШ №78


Не в тягость, а в радость.


Исследовательская работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь.

В. Ключевский.

В начале XXI века общество как в нашей стране, так и во всём мире претерпевает существенные изменения. Кризис современной реальности неизбежно привёл к кризису образования. Говоря о школе, мы все прекрасно понимаем, что она переживает не только экономический, но и, прежде всего, нравственно - духовный кризис. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка и литературы, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. При поиске новых программ, технологий не следует забывать, что в школе их непосредственно осуществляет учитель. Он должен понимать, что проводит в жизнь и какие концепции навязывает учащимся, но и быть лично заинтересован в создании благоприятного пространства вокруг себя. Недаром говорится, что «все мы родом из детства» и то, что заложено в детстве и отрочестве остаётся в человеке на всю жизнь. Как сделать так, чтобы уроки словесности были не в тягость, а в радость как для учителя, так и для ученика. Ведь творчество обеих сторон – процесс взаимосвязанный и даже конкретный, как и любое воспитание. Но творчество не может быть самоцелью – оно наш метод. И те уроки, где дети приобретут исследовательский навык, опыт самостоятельной творческой работы, внимательное отношение к слову, тексту художественной литературы, а также научатся анализировать, обобщать и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение, они запомнят надолго. Более того, проживая и пропуская через призму своей души некоторые жизненные ситуации литературных героев, ученик находит выход из тупиков и получает практические знания в разрешении собственных проблем.

В этой статье я хочу поделиться небольшим опытом и рассказать об исследовательской работе, которая помогла мне найти взаимопонимание с учениками, привить неподдельный интерес детей к предмету, а также научить их целостно воспринимать историко - литературный процесс и видеть картину мира.

Не секрет, что формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Поисковая деятельность на уроке – это ключ к успеху школьника на поприще личностного роста. Но чтобы постоянно разжигать интерес ученика к предмету, необходимо систематически усложнять учебную задачу, тем самым активизируя познавательную и творческую деятельность учащегося. Можно предложить три вида исследовательской деятельности на уроке:

  1. Аналитическое групповое исследование.

  2. Собственно - оценочное исследование.

  3. Научный подход в исследовании вопроса.


Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся:

  1. Чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.

  2. Психологическая комфортность.

  3. Креативность, установка на творчество.

  4. Мотивация к научно-познавательной деятельности.

  5. Четкая постановка цели и настроенность на положительный результат.


Развивать поисковую активность школьника можно посредством разных форм деятельности:

  1. Самостоятельная работа (поступательное продвижение учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству).

  2. Выполнение реконструктивных самостоятельных работ ( самостоятельное ведение поиска и определение пути решения поставленной задачи).

  3. Умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные.

  4. Умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов.

  5. Умение переформулировать основные положения текста.


В связи с этим на уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как работа с текстом способствует совершенствованию связной речи учащихся. Бесспорно, в центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Но следует отметить, что при написании собственных исследований значительная часть школьников не может самостоятельно безошибочно сформировать в связном тексте сложные синтаксические целые, т.е. не может установить правильные смысловые и грамматические отношения между законченными предложениями. В работах учащихся ( сочинения, проекты, мини - исследования ) часты случаи нарушения последовательности в изложении мыслей, отсутствия логической и синтаксической связи между предложениями, неправильного их порядка, неуместных или неоправданно повторяющихся одинаковых средств связи между законченными предложениями. Также в недостаточной степени учащимися используются такие средства связи, как порядок слов, синтаксический параллелизм и инверсия, единый временной план. Большие затруднения в письменной речи учащихся прослеживаются в умении верно выделять абзацы, логически и последовательно излагать свои мысли. Все перечисленные недочёты говорят о том, что современный ученик нуждается в помощи учителя. Применяя метод погружения в текст, учитель подготовит учащегося к учебно-исследовательской деятельности, поможет развить коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (плановые, текстуальные, смешанные, монографические, сводные или тематические ), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), знакомятся с особенностями сокращения текста и учатся писать аннотации разных видов. А также развивают свои речевые способности в написании рецензий.

Планируя уроки русского языка и литературы в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, конференции, уроки - диспуты, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их совместное рецензирование). В качестве примера можно привести начальный этап исследовательской работы учащихся 10-го класса по теме: « История книги».

Актуальность темы:

Вы когда-нибудь задумывались о том, как появились первые книги? Кто автор первого письма? Почему возникла необходимость в создании книги? Как влияет книга на обучение, на развитие личности?

Нам, современным детям, стало интересно, что происходит с книгой сейчас, как она изменилась с её первого появления на свет и что с ней будет потом? Каков уровень сегодня издательской продукции? Почему пропадает интерес к чтению и с чем это связано?

Книга прошла большой исторический путь - от неразвитости, примитивной слитности до современной изощренности высокотехнических средств передачи информации.

Сейчас в мире популярны электронные книги, аудиокниги, и трудно себе представить, что всего лишь несколько веков тому назад книги были в виде деревянных дощечек, на которые люди наносили нужную им информацию.

Своим исследованием мы хотим найти ответы на поставленные вопросы, а выдвинутые нами гипотезы только помогут в этом поиске:

  • Книга теряет свою актуальность.

  • Электронная книга вытесняет печатную книгу.

  • Падение культурного уровня читателя.

  • Одна из причин потери интереса читателей к книге – нехватка времени.

  • Современная школа не предусматривает обязательный экзамен по литературе.

  • Влияние массовой культуры на человека.


Цели исследования:

  1. Проследить появление книги, проследить эволюцию книги, а также выявить, как книга отражает время?

  2. Попытаться выяснить, что ждет читателя и книгу в дальнейшем?

  3. Привлечь внимание школьников к проблеме падения интереса к чтению и к самообразованию вообще.



Достижение данных целей предполагает решение ряда следующих актуальных задач:

  1. Подобрать соответствующие материалы по данной теме и изучить их, сделать собственные выводы.

  2. Провести анкетирование среди учащихся школы, а также в Интернет сети.

  3. Сделать сравнительных анализ полученных исследований и обработать их.


В процессе написания данной работы были использованы следующие методы:

  • Анализ источников и используемой литературы по теме исследования.

  • Изучение Интернет источников.

  • Проведение социологических опросов.

  • Сравнение результатов опроса с подобранным материалом


Значение исследования - в условиях школьного исследования полученные данные могут быть полезны в первую очередь нашим сверстникам, потому что материал, представленный в ходе работы, обогатит их жизненный опыт и подтолкнёт к поиску дополнительной информации. Также этот материал будет интересен классным руководителям в проведении внеклассных дискуссий, так как материал исследования поднимает актуальные проблемы роли книги в формировании и становлении подрастающего поколения в обществе.

Мы видим, насколько важна для детей исследовательская деятельность на уроках литературы и не только. Поражает глубина затрагиваемых проблем и оригинальность детских рассуждений.

Каждый учитель понимает, что в основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы. Ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство для получения оценки, но и ключ к обогащению своего словарного запаса, к развитию интеллектуального и эмоционального уровня, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной и исследовательской деятельности:

  1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема нравственного и гражданского долга , тема поиска смысла жизни и своего назначения в ней, тема службы и служения Отечеству). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам, создают презентации и исследуют интересные для них темы.

  2. Разнообразие жанров уроков:

- творческие проекты. Тема: « Изменение стилистического рисунка произведения (попытка воссоздать стиль Саши Чёрного на примере рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро») ». Творческий проект. Тема: «Лингвистическая сказка». Форма работы: групповое и индивидуальное составление презентации с последующей защитой проекта.

- использование технологий проблемного обучения в 11-ом классе. Тема: «Современное прочтение рассказов М. Зощенко».

- урок-исследование в 7-ом классе. Тема: «Расширение представления о языке отрицательных эмоций ( концепт- страх ) на базе основной темы: « Слитное и раздельное написание –не- с причастиями.»

- урок- практикум. Комплексный анализ текста в 11классе. Тема: « Речеведческий анализ текста».

- ролевые игры. Тема: «Суд над Иудушкой Головлёвым». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.

- театрализованное прочтение монологов литературных героев.

- ученическая читательская конференция по творчеству А. Солженицына. Форма работы: вопросы проблемного характера, исторический аспект произведения, сравнение - один из важнейших способов изучения; метафорический сравнения, авторский сарказм;

- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).

  1. Работа над выразительным чтением.

- логическое ударение, ключевые слова, нахождение микротемы в тексте.

  1. Подробный выразительный пересказ эпизода, а также связный ответ по теме.
    - позволяет ученику обогатить свой словарный запас, расширить кругозор.

  2. Работа над датами.
    - в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

  3. Лексическая работа. Составление и постижение лингвокультурологических концептов.

  4. Курс лекций и практических занятий по углублённому изучению орфографии, пунктуации и культуры речи в старшей школе.


Литературное образование учеников не ограничивается только учебными и факультативными занятиями. Внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью в мотивации учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний. И если такая работа налажена в школе, то результат очевиден.

Использование технологии проектно - исследовательского обучения ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и мотивирует учащегося на способы освоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка. Инновационные технологии не отвергают традиционно успешные способы работы, а взаимодействуют с ними, помогая и учителю, и ученику. Хочется верить, что такие уроки были в радость ученику и побуждали его к дальнейшему творчеству и исследованию.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ