Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект урока развития речи в 5 классе
по теме «Сочинение по картине
А.А.Пластова «Летом»
(Технология – творческая мастерская)
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
Кольцова Наталия Николаевна
г. Санкт - Петербург
2012 г.
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»(2 часа)
Тип урока: развитие речи
Технология: творческая мастерская
Цель:
- написание творческой работы
- развитие речи учащихся
Задачи:
-познакомить с творчеством художника А.А.Пластова
- сформировать умение собирать материал для написания сочинения по картине
-выработать навык структурировать собранный материал
-отработать умение грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся
- закрепить знания о средствах художественной выразительности
Оборудование:
-раздаточный материал (памятки)
-проектор и интерактивная доска
-толковый, этимологический, фразеологический и орфографический словари
-презентация
-ПК
-рабочие тетради
-учебник Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 5 класс»
План урока:
№ п/п
Этап урока
Время
1.
Орг.момент.
2 мин
2.
Формулировка цели и задач урока
3 мин
3.
Работа по теме
40 мин
1)
Слово об авторе картины
2)
Работа над названием картины
3)
Анализ содержания картины
4)
Работа над цветовым решением картины
5)
Сбор материала к сочинению
6)
Композиция сочинения
4.
Самостоятельная работа учащихся над черновиком сочинения и чистовиком сочинения
40 мин
5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
3 мин
6.
Домашнее задание
1 мин
7.
Орг.конец
1 мин
Ход урока:
№ п/п,
этап урока
Действия учителя
Действия учащихся
1.Орг.момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: наличие учебника, тетради для творческих работ и рабочей тетради, ручки, дневника
Готовятся к уроку, приводят в порядок рабочие места настраиваются на работу
2. Формули
ровка цели и задач урока
Объявление темы, цели и задач урока
-Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».
-Оформите рабочие тетради для работы на уроке: запишите дату и тему урока (слайд 2)
Записывают в тетрадь:
17 сентября
Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом»
3. Работа по теме.
1) Слово об авторе картины
-Что вы знаете об авторе картины?(слайд 3)
-Какие картины этого художника вам ещё известны?(слайды 4-7 )
-сообщают, если знают
-сообщают, если знают
2) Работа над названием картины
Обратимся к названию картины – «Летом»
-Что бы вы изобразили картине с таким названием? Составьте ассоциативный ряд у слову «лето»(слайд 8)
Прочитайте, что у вас получилось
-Какие краски вы бы использовали?
Записывают ассоциативный ряд:
Лето: солнце, тепло, радость, каникулы, лес, ягоды, грибы, цветы, отдых и т.д.
читают написанное
отвечают: яркие, светлые, сочные, зелёную и т.д
3) Анализ содержания
картины
Посмотрим, что и как художник изобразил на картине. Откройте учебник на стр.288 и рассмотрите репродукцию с картины.
-Что изобразил Пластов на картине? Перечислите объекты(слайд 9)
-Как расположены они относительно центра картины и друг друга?
Составим список слов, обозначающих пространственные отношения(слайд 10)
перечисляют: берёзы, поляна, лес, девочка, женщина, собака, корзина, ведро, кувшин и т.д.
-отвечают
Записывают в тетрадь:
Пространственные отношения: в центре, на заднем плане, слева, справа, рядом, около, сзади, поодаль, невдалеке, перед, в правом верхнем углу картины, в левом верхнем углу картины, в правом нижнем углу картины, в левом нижнем углу картины
4) Работа над цветовым решением картины
-Какие цвета доминируют в картине?
называют: яркие, сочные, зелёный цвет разных оттенков
5) Сбор материала к сочинению
Рассмотрим каждый объект в отдельности и соберём материал к сочинению
С чего начнём?
-Как по-другому называется описание природы?
-Какие объекты природы изображены на картине?
-Что вы можете о них сказать?(слайд 11)
-Какие средства художественной выразительности вы можете использовать при их описании?
-Что будем рассматривать дальше?
Что вы можете сказать о них?(слайд 12)
-А теперь опишем изображённую на картине собаку (слайд 13)
-Что осталось описать для полноты картины?
-Какие слова и выражения мы можем использовать для их описания?
(слайд 14)
-Каким чувством проникнута картина?
-Какие слова будете использовать, представляю работу художника? Подберите синонимы к слову «нарисовал» (обратимся за помощью к словарю синонимов) (слайд 15)
-с фона: природы
-пейзаж
-называют: поляна в лесу, берёзы, трава, пень
-отвечают и записывают в тетрадь:
Поляна в лесу: солнечная, с густой высокой травой, с пёстрыми ароматными цветами
Берёзы: высокие, стройные, как девушки, белоствольные, на одной содрана кора, с нежными, трепещущими листочками, от одной остался только пень
-людей
-отвечают и записывают:
Девочка: сидит на траве, вытянув босые ноги, обирает ягоды с веточки в кружку, в белом платье, красной косынке(платке), тёмные волосы выбились из-под платка
Женщина: уставшая, лежит положив под голову руки, в тёмном платье, синем платке, скрывающем лицо, в коричневом переднике, вероятно, мать девочки
-описывают(слайд 9)
Собака: дворняжка, серо-коричневая, лежит, вытянувшись и положив моду на лапы, прикрыв от усталости глаза
-предметы: корзину, ведро, кувшин
-отвечают и записывают:
Корзина: плетёная, светлая, большая, до верху наполнена грибами: маслятами, груздями
Ведро: чёрное, железное с тонкой ручкой , доверху наполненное белыми грибами и подосиновиками
Кувшин: высокий, глиняный, с узким горлышком, с ягодами (вероятно, брусника)
- отвечают: тёплым, светлым, умилением
-отвечают: нарисовал
-записывают в тетрадь:
Нарисовал: изобразил, написал, отобразил и т.д.
6) Композиция сочинения
А теперь поговорим о требования к структуре сочинения
-С чего вы начнёте писать сочинение?
-Придумайте варианты вступления, запишите в тетрадь
-Прочитайте написанное
-Что дальше предстоит вам в работе? Сколько абзацев может быть в основной части сочинения? От чего это зависит?
-Чем закончите свою работу?
Обратите внимание на обязательные композиционные элементы сочинения! (слайд 16)
-Сколько абзацев должно быть в вашей творческой работе, как минимум?
-с вступления
-самостоятельно придумывают вступление
-читают свои варианты и редактируют
-описание картины
-высказывают свои предположения
- выскажем своё отношение к картине, свои впечатления
-три
4. Самостоят. работа учащихся
Сейчас вы самостоятельно работаете над созданием чернового варианта сочинения – описания по картине А.А.Пластова «Летом»
-Кто хочет почитать свои работы?
-Помните, что работа будет оценена не только с содержательной стороны, но и с точки зрения вашей грамотности, поэтому обязательно обращайтесь в случае затруднений к орфографическому словарю (словари лежат на каждой парте)
Приступайте к переписыванию сочинения в тетрадь для творческих работ. Оформите запись: дата, тема. (слайд 17)
Пишите аккуратно чётким разборчивым почерком.
работают самостоятельно в рабочей тетради, используя собранный материал
- 2-3 учащихся читают, другие помогают редактировать текст
записывают в тетрадь:
17 сентября
Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»
Работают над чистовым вариантом сочинения
5. Подвед. итогов урока. Рефлексия.
Итак, какую работу мы с вами сегодня провели?
-Что нового вы узнали?
-Что вызвало затруднение?
-Что вам легко удавалось?
-собрали материал для написания картины и письменно её описали
-отвечают
6. Домашнее задание
Поскольку сегодня на уроке вы очень много работали письменно, письменного домашнего задания я вам не задаю.
А устное задание будет таким: придумайте историю, эпизод которой изображён на картине.(слайд 18)
-Кому не понятно задание?
записывают домашнее задание
-сообщаю
7.Орг.конец
Сбор тетрадей. Прощание с учащимися.
Собирают вещи, прощаются и покидают кабинет
Литература
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник / З.Е.. Александрова– М.: Русский язык - Медиа, 2005. - 568с.
Лапатухин М.С.Толковый словарь/ М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. ред. Ф.П.Филина. - М.: Просвещение, 1981.- 463с.
Ожегов С.И. Толковый словарь/под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой. – М.: Азъ, 1992.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний / Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов. - М.: Дрофа, 2004. – 368с.
Лопатин В.В. Русский орфографический словарь/ В.В. Лопатин, О.Е.Иванова, И.В.Нечаева, Л.К.Чельцова.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 960 с.
Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учебник/ Ладыженская Т.А., М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 316с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ