Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга









Конспект урока развития речи в 5 классе

по теме «Сочинение по картине

А.А.Пластова «Летом»

(Технология – творческая мастерская)









Автор работы:

учитель русского языка и литературы

Кольцова Наталия Николаевна









г. Санкт - Петербург

2012 г.

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»(2 часа)

Тип урока: развитие речи

Технология: творческая мастерская

Цель:

- написание творческой работы

- развитие речи учащихся

Задачи:

-познакомить с творчеством художника А.А.Пластова

- сформировать умение собирать материал для написания сочинения по картине

-выработать навык структурировать собранный материал

-отработать умение грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме

- развить творческие и коммуникативные способности учащихся

- закрепить знания о средствах художественной выразительности

Оборудование:

-раздаточный материал (памятки)

-проектор и интерактивная доска

-толковый, этимологический, фразеологический и орфографический словари

-презентация

-ПК

-рабочие тетради

-учебник Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 5 класс»





План урока:

п/п

Этап урока

Время

1.

Орг.момент.

2 мин

2.

Формулировка цели и задач урока

3 мин

3.

Работа по теме

40 мин

1)

Слово об авторе картины

2)

Работа над названием картины


3)

Анализ содержания картины


4)

Работа над цветовым решением картины


5)

Сбор материала к сочинению


6)

Композиция сочинения


4.

Самостоятельная работа учащихся над черновиком сочинения и чистовиком сочинения

40 мин

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин

6.

Домашнее задание

1 мин

7.

Орг.конец

1 мин



Ход урока:

п/п,

этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: наличие учебника, тетради для творческих работ и рабочей тетради, ручки, дневника

Готовятся к уроку, приводят в порядок рабочие места настраиваются на работу

2. Формули

ровка цели и задач урока

Объявление темы, цели и задач урока

-Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

-Оформите рабочие тетради для работы на уроке: запишите дату и тему урока (слайд 2)

Записывают в тетрадь:

17 сентября

Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом»

3. Работа по теме.

1) Слово об авторе картины

-Что вы знаете об авторе картины?(слайд 3)

-Какие картины этого художника вам ещё известны?(слайды 4-7 )

-сообщают, если знают





-сообщают, если знают

2) Работа над названием картины

Обратимся к названию картины – «Летом»

-Что бы вы изобразили картине с таким названием? Составьте ассоциативный ряд у слову «лето»(слайд 8)

Прочитайте, что у вас получилось

-Какие краски вы бы использовали?

Записывают ассоциативный ряд:

Лето: солнце, тепло, радость, каникулы, лес, ягоды, грибы, цветы, отдых и т.д.



читают написанное



отвечают: яркие, светлые, сочные, зелёную и т.д

3) Анализ содержания

картины

Посмотрим, что и как художник изобразил на картине. Откройте учебник на стр.288 и рассмотрите репродукцию с картины.

-Что изобразил Пластов на картине? Перечислите объекты(слайд 9)





-Как расположены они относительно центра картины и друг друга?

Составим список слов, обозначающих пространственные отношения(слайд 10)















перечисляют: берёзы, поляна, лес, девочка, женщина, собака, корзина, ведро, кувшин и т.д.

-отвечают





Записывают в тетрадь:

Пространственные отношения: в центре, на заднем плане, слева, справа, рядом, около, сзади, поодаль, невдалеке, перед, в правом верхнем углу картины, в левом верхнем углу картины, в правом нижнем углу картины, в левом нижнем углу картины

4) Работа над цветовым решением картины

-Какие цвета доминируют в картине?

называют: яркие, сочные, зелёный цвет разных оттенков

5) Сбор материала к сочинению

Рассмотрим каждый объект в отдельности и соберём материал к сочинению

С чего начнём?

-Как по-другому называется описание природы?

-Какие объекты природы изображены на картине?

-Что вы можете о них сказать?(слайд 11)

-Какие средства художественной выразительности вы можете использовать при их описании?

















-Что будем рассматривать дальше?

Что вы можете сказать о них?(слайд 12)





























-А теперь опишем изображённую на картине собаку (слайд 13)







-Что осталось описать для полноты картины?

-Какие слова и выражения мы можем использовать для их описания?

(слайд 14)















-Каким чувством проникнута картина?





-Какие слова будете использовать, представляю работу художника? Подберите синонимы к слову «нарисовал» (обратимся за помощью к словарю синонимов) (слайд 15)









-с фона: природы

-пейзаж





-называют: поляна в лесу, берёзы, трава, пень

-отвечают и записывают в тетрадь:

Поляна в лесу: солнечная, с густой высокой травой, с пёстрыми ароматными цветами

Берёзы: высокие, стройные, как девушки, белоствольные, на одной содрана кора, с нежными, трепещущими листочками, от одной остался только пень

-людей



-отвечают и записывают:

Девочка: сидит на траве, вытянув босые ноги, обирает ягоды с веточки в кружку, в белом платье, красной косынке(платке), тёмные волосы выбились из-под платка

Женщина: уставшая, лежит положив под голову руки, в тёмном платье, синем платке, скрывающем лицо, в коричневом переднике, вероятно, мать девочки

-описывают(слайд 9)





Собака: дворняжка, серо-коричневая, лежит, вытянувшись и положив моду на лапы, прикрыв от усталости глаза

-предметы: корзину, ведро, кувшин

-отвечают и записывают:

Корзина: плетёная, светлая, большая, до верху наполнена грибами: маслятами, груздями

Ведро: чёрное, железное с тонкой ручкой , доверху наполненное белыми грибами и подосиновиками

Кувшин: высокий, глиняный, с узким горлышком, с ягодами (вероятно, брусника)

- отвечают: тёплым, светлым, умилением

-отвечают: нарисовал









-записывают в тетрадь:

Нарисовал: изобразил, написал, отобразил и т.д.

6) Композиция сочинения

А теперь поговорим о требования к структуре сочинения

-С чего вы начнёте писать сочинение?

-Придумайте варианты вступления, запишите в тетрадь

-Прочитайте написанное



-Что дальше предстоит вам в работе? Сколько абзацев может быть в основной части сочинения? От чего это зависит?

-Чем закончите свою работу?

Обратите внимание на обязательные композиционные элементы сочинения! (слайд 16)

-Сколько абзацев должно быть в вашей творческой работе, как минимум?







-с вступления



-самостоятельно придумывают вступление



-читают свои варианты и редактируют

-описание картины

-высказывают свои предположения





- выскажем своё отношение к картине, свои впечатления

-три

4. Самостоят. работа учащихся

Сейчас вы самостоятельно работаете над созданием чернового варианта сочинения – описания по картине А.А.Пластова «Летом»

-Кто хочет почитать свои работы?



-Помните, что работа будет оценена не только с содержательной стороны, но и с точки зрения вашей грамотности, поэтому обязательно обращайтесь в случае затруднений к орфографическому словарю (словари лежат на каждой парте)

Приступайте к переписыванию сочинения в тетрадь для творческих работ. Оформите запись: дата, тема. (слайд 17)

Пишите аккуратно чётким разборчивым почерком.

работают самостоятельно в рабочей тетради, используя собранный материал





- 2-3 учащихся читают, другие помогают редактировать текст























записывают в тетрадь:

17 сентября

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»



Работают над чистовым вариантом сочинения

5. Подвед. итогов урока. Рефлексия.

Итак, какую работу мы с вами сегодня провели?

-Что нового вы узнали?

-Что вызвало затруднение?

-Что вам легко удавалось?

-собрали материал для написания картины и письменно её описали

-отвечают

6. Домашнее задание

Поскольку сегодня на уроке вы очень много работали письменно, письменного домашнего задания я вам не задаю.

А устное задание будет таким: придумайте историю, эпизод которой изображён на картине.(слайд 18)

-Кому не понятно задание?

записывают домашнее задание















-сообщаю

7.Орг.конец

Сбор тетрадей. Прощание с учащимися.


Собирают вещи, прощаются и покидают кабинет



Литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник / З.Е.. Александрова– М.: Русский язык - Медиа, 2005. - 568с.

  2. Лапатухин М.С.Толковый словарь/ М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. ред. Ф.П.Филина. - М.: Просвещение, 1981.- 463с.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь/под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой. – М.: Азъ, 1992.

  4. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний / Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов. - М.: Дрофа, 2004. – 368с.

  5. Лопатин В.В. Русский орфографический словарь/ В.В. Лопатин, О.Е.Иванова, И.В.Нечаева, Л.К.Чельцова.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 960 с.

  6. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учебник/ Ладыженская Т.А., М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010. – 316с.



10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ