Конспект урока "РОЛЬ ПРИСТАВОК В НАШЕЙ РЕЧИ" 10 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми

РОЛЬ ПРИСТАВОК В НАШЕЙ РЕЧИ

Шевяхова Эльза Шамилевна, МБОУ СОШ №4 с. Раевский, зам.директора по учебной работе, Республика Башкортостан


Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 10 класс.

Место проведения: класс.


Тема урока: Правописание приставок.

Имя урока: Роль приставок в нашей речи.

Ведущий метод: проблемный

Вид урока: творческая лаборатория

Эпиграф на доске:

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. К.И.Чуковский

Тип урока: систематизация ранее полученных знаний, языковое исследование, творческое применение знаний, умений, навыков

Оборудование: интерактивная доска, словари (орфографический, этимологический, устаревших слов), рабочий листок для каждого ученика, тест (оболочка t2000), презентация, карточки с фрагментами из художественных текстов

Подготовительная работа:

Установить тесты

Подготовить сигнальные карточки

Распечатать рабочие листки

Распечатать эпиграф, алгоритм, трудные случаи ПРЕ-ПРИ

Распечатать «Это интересно»

Распечатать задания для исследования

Цели:

  1. обучающая: повторить с учащимися основные правила написания приставок; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; познакомить с правописанием непродуктивных приставок

  2. развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие возможности

  3. воспитательная: вызвать интерес к художественному слову, воспитывать коммуникативные способности

Ход урока:

I.Приветствие

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам всем здоровья. А ещё очень важно человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к познанию приведут вас сегодня к успеху!

II. Мотивация

Чему же мы сегодня посвятим урок?

Морфема эта – целый мир,

В нём разобраться нужно снова.

Здесь важным будет алгоритм,

От правила ведущий к слову.

В начало слова загляни –

Секрет раскроешь непременно:

В, за, чрез, до, на, пре и при

Прибавь к словам – и будешь первым!

- О чём пойдёт речь? Совершенно верно!

А назовём мы его: Удивительный мир Приставки

- Известно, что в современном русском языке постоянно функционирует до 25 приставок.

Интерес к этой морфеме наблюдался не только у учёных, но и у знаменитых писателей. А.Федин рассказывал об увлечении Льва Толстого, который любил образовывать с помощью приставок новые глаголы. Кстати, по мнению Толстого, есть глагол, к которому могут подходить все приставки. Но о нём вы узнаете в конце урока. (интрига)

А мы пойдём немного дальше. Мы не только повторим основные знания о приставках, но и познакомимся с новыми сведениями, проведём собственное языковое исследование.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Корнея Ивановича Чуковского:…..

III. Актуализация знаний

Что такое приставка? (морфема, значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

Проведём орфографическую разминку:

Вставить пропущенные буквы, выявить закономерность, которой подчиняется написание приставок, найти лишние слова в каждом ряду. (задания для групп – один из группы у доски)

1 группа слов: Бе_ценный, в_дремнуть, во_действие, и_гнание, и_подлобья, ра_щелина, чере_чур, чре_мерный, _десь.

2 группа слов: _дача, ра_бежаться, _давать, _бросить, по_тянуться, з_хватить, под_йти, н_клонись, от_рвать.

3 группа слов: пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_сытиться, пр_зидент.

- Какие слова лишние? Почему?

- Назовите алгоритм решения этой лингвистической задачи.

Большинство приставок в русском языке подчиняется этим правилам. Но мир приставок необъятен и удивителен!

Знаете ли вы, что в русском языке есть приставки РОС и РАС?

Как же их различать?

Рассмотрим вместе примеры.

Развалиться, распахать, расплескать, рассыпать, но: розвальни, роспашь, росплеск, россыпь.

Что можно сказать в результате наблюдения?

Подберите сами однокоренные слова по такому же принципу. Какой вывод можно сделать?

-Обратите внимание, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, по- и па, имеющие разные значения и разное происхождение:

греческая приставка А- равна русской приставке НЕ- (сравните: асимметрия, алогизм, аритмичный… и опоздал, оробел, осмелел..), приставки ПРО, ПО – общеупотребительные, а вот приставки ПРА , ПА являются непродуктивными в современном русском языке, а значит, не участвуют в образовании новых слов:

пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник" (прародина; прадедушка, правнук, праязык),

па – всегда ударная приставка, она сохранилась в словах пасынок, падчерица, паводок, пагубный.

- Запишите себе примеры таких слов.

IV. Закрепление.

Эти знания пригодятся вам при выполнении заданий ЕГЭ части А №14

Предлагаю решить тест. (см.Приложение)

Ребята, а вы не задумывались над тем, почему в одном случае мы употребляем слова с одними приставками, в другом случае – с другими?

Важно значение приставок.

Возьмём такие предложения: запись в рабочих листах

Каждую пятницу Цыганок одевал короткий полушубок и тяжёлую шапку. (М.Горький)

Одевши рубаху, штаны и серый халатик, он самодовольно оглядывал себя. (А.Чехов)

Здесь однокоренные слова одевал, одевши употреблены неверно. Почему?

Есть пара глаголов одеть – надеть, которые отличаются не только приставками, но и значением: одеть кого-то, надеть что-то на кого-то. Чтобы легче справиться с этим заданием, запомните, что эти слова образуют разные антонимичные пары: одеть – раздеть, надеть – снять.

Примените это суждение, чтобы исправить ошибки в данных предложениях.

Попутно, ребята, назовите орфограммы в первом предложении и пунктограммы - во втором.

V.Языковое исследование.


- Этот этап урока очень ответственный, сложный, но в то же время интересный.

Скажите, всё ли вы знаете о приставках?

Может быть, остались вопросы, касающиеся приставок?

А давайте представим себе, что приставки исчезли из нашей речи. Сможем ли мы точно выразить свои мысли без них?

Проблема: почему так важны приставки в нашей речи?

Цель: исследовать слова с приставками, чтобы понять их предназначение в речи.

Я предлагаю вам провести исследование «поведения» приставок.

Для этого вам необходимо понаблюдать за словами с приставками в известном рассказе «Толстый и тонкий» А.П.Чехова, чей 150-летний юбилей вся страна отметила в январе этого года. Чехов – настоящий мастер словесности. У него не то что каждое слово, каждая морфема способна заговорить.

***Текст я разделила на 2 части:

-встреча двух товарищей от начала до сообщения о чине толстого;

-от сообщения о чине толстого до конца.

3 группы:

1 группа «НАБЛЮДАТЕЛИ» наблюдает за приставками в 1 части рассказа

2 группа «ЭКСПЕРТЫ» – во второй части рассказа

на основе наблюдения делает вывод о том, что изменилось в поведении приставок, относящихся к тонкому, и что – в приставках, относящихся к толстому.

3 группа «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» делится на две подгруппы:

1- пишут сочинение на лингвистическую тему «Что общего и в чём отличие в приставках С в предложении «Сам он съёжился, сгорбился, сузился...» ?» (слышим С, З, долгий С, орфограммы: после приставки на согласную – Ъ перед гласными е,ё,ю,я, озвончение приставки не влияет на её написание, так как это неизменяемая приставка и пишется по традиционному принципу).

2 – исследуют частотность употребления приставок в тексте. Строят диаграмму.

- Итак, наша задача - выяснить, какую роль выполняют приставки в художественном тексте.

Что для этого следовало сделать?

Прочитать текст, выбрать слова с приставками, распределить их на два образа, проанализировать закономерность их употребления, сделать выводы.

- Давайте заслушаем представителей групп.

Что скажут наблюдатели?

К какому выводу пришли эксперты?

Что нового в науку языкознание готовы внести исследователи?




Все согласны с таким выводом?

Действительно, в основе чеховских юмористических рассказов лежит не просто наблюдательность, а меткость деталей, живость языка. И в этом писателю очень помогают все средства языка, в том числе и приставки.

VI. Рефлексия

Итак, подведём итог нашему уроку.

В творческих лабораториях всегда открывается что-то новое.

Состоялось ли открытие сегодня для вас?

Помогла ли вам ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ПРИСТАВКА взглянуть на язык художественных произведений по-другому?

Я предложила вам собрать из данных слов синквейн. Что же у вас получилось?

- Все вы замечательно поработали на уроке

Попробуйте оценить свою работу на уроке:

красный цвет – очень доволен

жёлтый цвет – мог бы поработать лучше

зелёный – не смог реализовать себя

Ну что ж, у вас есть возможность дома поработать и успешно завершить изучение данной темы.

VII. Домашнее задание на доске:

  1. репродуктивное – упражн. ____

  2. творческое – сочинение-рассуждение «Что такое ТРЕ в словах трезвон и треуголка – корень или приставка?»

  3. эвристическое - «Сколько новых глагольных форм можно образовать от слова вести?» (выполнив это задание, вы узнаете, почему Л.Толстой выделил именно это слово)

Отметки всему классу – по результатам теста

Отметить самых активных по этапам урока Спасибо за урок.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Русский язык, 10-11 кл., «Русское слово», 2009 г.


6

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ