Конспект урока русского языка 4 класс "Как глаголить без глаголов?"

Владимирова Юлия Петровна МАОУ «Гимназия № 3» г. Владимира

Учитель начальных классов.

Урок русского языка. 4 класс.

УМК «Школа 2000-2100».

Тема: Как глаголить без глаголов? (Роль глаголов в предложении, речи).

Цель: Развитие познавательной активности учащихся средствами современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология деятельностного метода в обучении, интерактивные технологии).

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уровне внутреннего понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Регулятивные: действия оценивания, самооценивания, прогнозирования, самоконтроля и взаимоконтроля.

  2. Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов, умение вести учебный диалог в группе.

  3. Познавательные: действия постановки и решения проблемы.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Обобщить и конкретизировать знания детей о роли глаголов в речи, предложении.

  2. Закреплять знания детей о признаках глагола.

  3. Формировать знания о многообразии глаголов по значению.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?

2. Этап целеполагания.

И начнем мы наш урок со стихотворения. Послушайте его внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: «Чем оно необычно?» (Слайд)

А.Фет.

Чудная картина ,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.



(В этом стихотворении нет ГЛАГОЛОВ!)

Почему это необычно и удивительно?

Вы догадались, какое слово будет ключевым на сегодняшнем уроке? (глагол)

Итак, Фет в своем стихотворении обошелся без глаголов. Попробуйте сформулировать тему нашего урока в виде вопроса? (Для чего нужны глаголы?)

2. Этап осознания проблемы. (возможности создания текстов без глаголов).

Ребята, я хочу предложить вам сегодня посоревноваться с великим поэтом. Стихи писать, конечно, трудно. Мы попробуем написать маленький текст. Условие: в нем не должно быть глаголов.

Групповая работа.

Темы (слайд): 1. Зимний лес. 2. Утро на реке. 3. Летний луг. 4. Как я ходил на рыбалку.

Группы представляют свои тексты.

Какой группе было труднее всего?

Почему? (4 темы предполагают описание, 5 тема – повествование).

Оцените сложность этой работы.

Вывод: Создать текст без глаголов очень трудно, повествование – практически невозможно.

КАКОЙ ВОПРОС У ВАС ВОЗНИКАЕТ в связи с этим? (Почему так сложно?) – ПРОБЛЕМА.

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

3. Этап поиска решения проблемы.

Мы с вами знакомы с глаголами давно. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Филворд с интерактивной доски.

Что же такое глагол?

Сравните, сколько вопросов мы задаем к сущ? К прилагательному? А к глаголу?

О чем это говорит? (глаголы очень разные, используются в разных ситуациях).

Я предлагаю вам в этом убедиться и сгруппировать глаголы по их значению. Работа с интерактивной доской.

Дайте названия этим группам (глаголы прямого действия: строить, поливать, гладить; глаголы состояния человека: печалиться, радоваться, переживать; глаголы «звучания»: ахать, охать, кричать, петь).

Можно еще придумать группы? (плыть, лететь, бежать – глаголы движения).

Какой вывод можно сделать? Глаголы имеют много значений в нашей речи.



А каким членом предложения является глагол? (Сказуемым, ГЛАВНЫМ)

Почему? (Без него трудно составить предложение).

Бывает, что в предложении только один главный член предложения – сказуемое? Составьте такое предложение.

Пословицы типа «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Какое же место в предложении занимает глагол? (Главное, центральное).

Давайте вернемся к нашему вопросу: Почему так сложно строить речь без глаголов?

-имеют много значений, несут большую смысловую нагрузку;

- в предложении являются главным членом.

Наш учебник предлагает нам текст об истории слова ГЛАГОЛ – с. 61.(Слайд)

4. Наблюдение за функцией глаголов в худ. Тексте.(упр. 231, 232)

Прочитайте 2 текста.

В чем их различие? (жанр, тип текста: повествование, описание)

Найдите глаголы в 1 произведении.

Какую смысловую нагрузку они несут? Что обозначают? (действие) Почему? (повествование)

-А во 2 тексте использование глаголов не совсем обычное. (С.Есенин. «Задремали звезды золотые…»)

Почему? (олицетворение) Тип текста? (описание).

Спишите первые 2 строфы стихотворения, выделите грамматические основы.

Какими членами предложения являются все глаголы?

Найдите сложные предложения и предложения с однородными членами, составьте их схемы (резерв).

5. Игра «Ассоциации». Придумайте индивидуально или в группе (зависит от времени) свои ассоциациации к слову ГЛАГОЛ.

6. Итог.

-Был ли наш урок важным? Почему?

- оправдались ли ваши ожидания?

Нарисуйте на полях в тетради и на интерактивной доске символ вашего настроения.

8. Домашнее задание упр. + творч. Зад. Попробуйте придумать стихотворение без глаголов.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ