Конспект урока русского языка на тему "Формирование грамотного письма и коррекция орфографических ошибок"



Государственное Бюджетное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа 1237

с углубленным изучением испанского языка

им. Пабло Нерудо




Формирование грамотного письма

и коррекция орфографических ошибок


Разработано учителем начальных классов

Гущиной Юлией Викторовной



Москва 2012



СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………2

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ………………………..........4

  1. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ

ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ………………………10

2.1. Орфографическое проговаривание………………………………….11

2.2. Комментированное письмо………………………………...………..12

2.3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)……….……13

2.4. Перфокарты…………………………………………………………...14

2.5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах……………...……15

2.6. Корректировка письма……………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

список литературы…………………………………………………...…..18







ВВЕДЕНИЕ


Грамотность учащихся (орфографическая и пунткуационная) – актуальная проблема, которая стоит перед современной школой. Но, несмотря на то, что данная проблема стояла на протяжении всего исторического развития школы, она так и остаётся нерешенной.

Но какова же причина сложившейся ситуации?

Правильное письмо – это умение находить, узнавать те или иные явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который заставляет пишущего остановиться и задуматься, проверить себя, когда в этом есть необходимость.

Не все учителя понимают необходимость формирования орфографического навыка, по этой причине орфографическая грамотность учащихся очень низкая.

Орфографический навык создает в процессе многочисленных упражнений. Он состоит из более простых навыков и умений: навык письма, анализа слова с фонетической точки зрения, умение устанавливать морфемный состав слова, выделять орфограмму, которая требует проверки, умение подобрать соответствующее правило.

Как показывает практика, выбор учащимися того или иного правила является одним из самых сложных этапов в решении орфографической задачи. Правило, заученное наизусть (а именно этого требует современная школа), очень скоро забывается, если не находит вовремя применения. Таким образом, снижается орфографическая зоркость.

В начальной школе закладываются основы формирования орфографических умений. Учитель начальных классов должен продумать свою работу так, что запоминание и применение орфографического правила превратилась в сознательный акт.

Объектом исследование данной работы является процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.

В работе представлена система упражнений, которые направлены на усвоение орфографических правил и на процесс успешного применения этих правил на практике.

Ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть принципы русской орфографии;

  2. Выяснить содержание понятий «орфографический навык»;

  3. Выявить наиболее эффективные методы обучения орфографии.














1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ

Каждый из пяти разделов русской орфографии покоится на определенных принципах, но поскольку центральным разделом орфографии является первый (правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем), то в зависимости от того на какой основе строится обозначение фонемного состава слова в той или иной национальной орфографии, т.е. какой принцип является ведущим при обозначении фонем буквами, говорят о принципе орфографической системы. Так, в теории русской орфографии обычно указываются следующие принципы орфографии:

-фонетический;

-традиционный;

-дифференцирующий;

-морфологический;

-фонематический.

Сколько в русском правописании разных правил, каковы отношения между ними - решение этих вопросов зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом, отдельного правила в частности. В настоящее время существуют две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая.

Морфологическая трактовка формулирует главный принцип русского правописания так: «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем – значащих частей слова».

А фонематическая формулирует так: «Фонематическое письмо-это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. В результате получается то, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».

Обе эти трактовки ведущего принципа правописания верны в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части. При этом они различны по глубине. Первая трактовка не даст возможности объяснить школьникам принцип нашего правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова. Фонематический принцип может быть открыт на самой начальной ступени обучения, т.к. с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.

Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:

  1. навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

  2. навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).

Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как

-навык письма;

-умение анализировать слово с фонетической стороны;

-умение устанавливать морфемный состав слова;

- умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

-умение подвести орфограмму под соответствующее правило;

-умение подобрать проверочные слова и др.

Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка, но еще важно и взаимодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней:

1. Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правила, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану - поэтапно.

5. Повторное многократное выполнение действия по плану ,по алгоритму- в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Отказ от правила1.

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

1.Развитие речевого (фонематического) слуха.

2.Развитие орфографической зоркости.

3.Понимание языковых значений.

4.Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5.Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения.

6.Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7.Систематическая работа над ошибками.

Большое значение уделяется и развитию орфографической зоркости. Орфографическая зоркость-это способность, умение быстро обнаружить в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок. Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы. Исследования С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Богоявленского добавляют фактор сознательности2.

Само научное понятие «орфограмма» трактуется по–разному, например:

  1. Н.С. Рождественский «Орфограмма – это написание регулируемое каким-либо правилом или определяемое в словарном порядке»;

  2. П.А. Леконт «Орфограмма-это такое написание слова ,которое выбивается из ряда возможных , при одном и том же произношении и отвечает орфографическому правилу»;

  3. Разумовскии «Орфограмма-это случай письма, где при неизменном произношении возможен выбор букв»;

  4. П.С. Жедек «Орфограмма - это буква на месте звука, представляющего слабую позицию фонемы»3;

  5. Н.П. Баранов «Орфограмма-это такое написание, которое определяется не произношением, а закрепляется набором условий одного нормативного из ряда возможных по произношению».

Таким образом, орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух.

Орфографисты всегда при толковании этого понятия обращали внимание на ситуацию выбора букв. Анализ трактовки понятия «орфограмма» приводит к выводу: нужно четко определить опознавательные признаки орфограмм. Тогда эти знания будут основой первого фонематического умения - обнаруживать, прогнозировать все орфограммы в тексте.

С позиции фонематического принципа орфографии опознавательными признаками орфограмм является признак слабой позиции звука.

Таким образом, еще до знакомства с правилами младшие школьники могут обнаружить большинство орфограмм текста, если трактовать понятие орфограммы с позиции фонематического принципа.

Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание.

Формирование навыков грамотного письма у младших школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.

Практическая работа учащихся в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Малейшая неточность приводит к ошибкам4.

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться на основе определенного уровня владения фонетическим, грамматическим и словообразовательным материалом. Если сформулировать что такое орфографическое правило, опираясь на трактовку фонематического принципа русской орфографии, то получим: «Орфографическое правило - это описание последовательности операций, выполняемых пишущим. Чтобы найти сильную позицию звука (фонемы), гласного или согласного». Такое понимание правила дает возможность установить связи между отдельными правилами, выявить их системность. Понимание взаимосвязи правил создает предпосылки для совершенствования методики работы с ними5.

Тремя основными правилами русской орфографии являются следующие:

1) безударные гласные обозначаются теми же буквами, что и под ударением;

2)согласные, парные по звонкости-глухости, на конце слова и перед согласными несонорными передаются так же, как и перед гласными, сонорными;

3) согласные, парные по мягкости – твердости, перед мягкими согласными обозначаются так, как перед твердыми согласными и на конце слова в той же части слова.

В правиле можно выделить условия и норму. Орфографические правила бывают различными, но все они унифицируют написания слов, объединенных, прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.



2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ


Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убедил в том, что в учебном комплексе содержится разнообразный материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм предоставлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.

В учебниках предлагаются, например, такие задания: “Назовите слова на знакомые вам правила”; “Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением”; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило”.

Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: “Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному”; “Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания”; “Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю”.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

2.1. Орфографическое проговаривание

Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме6.



2.2. Комментированное письмо

Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.

При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

Комментированное письмо – это один из способов осуществления постоянного повторения материала и выявления знаний и пробелов учеников.

В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.

2.3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)

Возможно при выполнении всех письменных работ. На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка7.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.

Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) - определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.

2.4. Перфокарты

Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Например: Укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.

Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;

б) ставит “?” если неуверен, а сосед не смог его убедить (тогда с
этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел
доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных - название животных с парными согласными на конце ( лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка)8.

2.5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах

Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь9.

2.6. Корректировка письма

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие ). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Работу над ошибку лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:

  • Прочитать слово

  • Поставить ударение

  • Выделить корень

  • Подчеркнуть безударную гласную в корне

  • Подобрать проверочное слово



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и обобщив опыт учителей и исследователей, которые успешно работают над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучают лингвистические и психолого-педагогические основы изучения орфографии на уроках русского языка в школе, мы делаем следующие выводы:

  1. В процессе формирования орфографических умения у младших школьников, необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, но при этом учитывать возрастные и психологические особенности, а также особенности изучаемой темы.

  2. Приемы, методы и формы обучения могут быть самыми разнообразными: проговаривание, корректировка, работа парах, игры, выработка фонематического слуха.

  3. Как убедительно доказывает опыт, орфографический материал, который изучается в школе, лучше и прочнее усваивается детьми, если он дается посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности.











Список литературы:


    1. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок.– М.: Просвещение, 2003. – 165 с.

    2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.

    3. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение, 1987. – 232 с.

    4. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии//Русский язык в школе. – 1976. - №4. – с.18.

    5. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – М.: Просвещение, 1983. – 136 с.

    6. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. – 220 с.

    7. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. – 1995. - №5. – с.69.

    8. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями//Начальная школа. – 1994. - №1. – с.23-27.

    9. Жуйков С.Ф. Психологические особенности повышения эффективности орфографии. – М.: Просвещение, 1983. – 262 с.

    10. Каюмова Р.Х. Развитие интереса на уроках русского языка//Начальная школа. – 1995. - №5. – с.69.

    11. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу//Начальная школа. – 1994. - №12. – с.10-12.

    12. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 244 с.

    13. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа. – 1984. - №5. – с.24-30.

    14. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.

    15. Одегова В.Ф. Развитие орфографического навыка//Начальная школа. – 1989. - №6. – с.20-23.

    16. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1992. – 183 с.

    17. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 237 с.

    18. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. – М.: Владос, 1992. – 218 с.

    19. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с.

    20. Соловьева З.И. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся//Начальная школа. – 1985. - №3. – с.59.

    21. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991. – 210 с.

    22. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I-II классах//Начальная школа. – 1994. - №5. – с.18-22.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ