Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск астраханской области»
«Гимназия № 235»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Второстепенные члены предложения. Определение»
подготовила
учитель начальных классов
Брылякова Нина Александровна
г. Знаменск
2012
Предметная область: русский язык
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Цель урока: формирование понятия об определении ; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.
Задачи урока: предметные - дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения определений в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме; метапредметные - развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемый результат обучения: познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении); коммуникативные УУД - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе; регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания; личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.
Ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Формирования УУД
I
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Настрой на позитивное восприятие урока
II
Каллиграфическая минутка
- Ребята, прочитайте орфографически верно число, записанное на доске. (Десятое октября.)
-Назовите изученные орфограммы в словах.
- Запишите число с комментированием и слово Тема, но с темой урока мы познакомимся чутьпозже.
- Прочитайте пословицу
(Береги платье снову, а честь смолоду)
- Найдите и назовите все обстоятельства в данной пословице.
- Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить это задание?
(Знания о члене предложения- обстоятельстве)
Повторение правила об обстоятельстве. Выделение обстоятельств в тексте с аргументированием.
Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.
УУД: познавательные
III
Актуализация знаний
Прочитайте внимательно предложения на доске. Для каждого ряда я приготовила свое предложение.
Определите каким членом предложения является каждое слово.
(1 р.- Кругом тает темный снег.
2 р.- Звенит за окном звонкая капель.
3 р.- Всюду журчат веселые ручьи )
Можете приступать у выполнению задания.
Актуализация знаний по теме «Члены предложения»
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
IV
Выявление места и причины затруднения
- Какие знания вам пригодились при выполнении задания? Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова темный, звонкая, веселые)
- Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения)
- Хотите ли вы узнать каким членом предложения являются эти слова? Вместе мы сможем это сделать.
Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные
V
Изучение новых знаний
- Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (похожи вопросы, это имена прилагательные, обозначают признак предмета).
-Данный член предложения определяет признак предмета. Как вы думаете, как он называется? (определение)
По ходу высказываний учащихся на экране появляется опорная схема
Признак предмета

Какой? Какая? Какое?

К
акие? (Чей? Чья? Чье? Чьи?)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- Так какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? Для чего нам нужны знания об определении.
- Вы самостоятельно вывели правило об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откройте стр. 81 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?
Что нового вы узнали об этом члене члене предложения из учебника? (Определение подчеркивается волнистой чертой)
Планирование последующей деятельности
УУД: регулятивные, познавательные
VI
Физминутка
- Я вижу вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если внем есть обстоятельство, все приседаем; если определение- хлопаем.
Растет в саду, густая трава, тонкий лед, греться на солнышке, хороший день.
VII
Понимание изученного
- Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (применить свои знания)
- На стр.81 прочитайте текс упражнения 2.
- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?
- Прочитайте задание к упражнению. Совпадает ли оно с вашим.
- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?
1.Прочитаю предложение.
2.Спишу в тетрадь.
3.Выделю грамматическую основу.
4.Задам вопрос от подлежащего к зависимому слову.
5.Определю каким членом предложения оно является.
6.Подчеркну.
(алгоритм действий вывешивается на доску)
- Выполните это задание в парах. Оцените свою работу.
(+ справился хорошо
+ - думаю, что допустил ошибки
- мне трудно, я пока не справился)
Фронтальная проверка.
- Кому из вас потребовалась помощь?
- На каком этапе работы по алгоритму возникли затруднения?
- Пометьте в тетради для факультативных занятий тему для повторного разбора.
- Что нового узнали из этого упражнения?
(определение украшает, дополняет подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным)
В опорную схему :
Украшает, уточняет признак имени существительного
Планирование деятельности, анализ и синтез слов , развитие умения строить логические цепочки
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
VIII
Закрепление нового материала. Групповая работа.
- Посмотрите внимательно на условное обозначение 4-го упражнения. Что вы можете о нем сказать? (пометка трудное ).
Подумайте, кого бы вы выбрали в команду для выполнении трудной задачи . Объединитесь в группы. Выберите капитана команды.
-Какие правила работы в группе мы должны помнить?
-Внимание, вопросы:
Что требуется сделать?
Какие знания вам пригодятся?
Куда можно подсмотреть в случае затруднения?
Приступаем к выполнению задания.
Отчет капитанов команды. Дополнения учащихся. Доказательства.
Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике
УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
IX
Итог урока
- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились?
- Какие задачи, поставленные в начале урока удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Обобщение материала, выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
X
Домашнее задание
Стр. 83 упр. 5
Для слабых детей: Стр. 83 упр. 5, тема в факул. тетради
Прочитайте задание. Вызывает ли оно у вас затруднение? Что необходимо сделать?
Список использованной литературы
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 48 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ