Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск астраханской области»
«Гимназия № 235»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Второстепенные члены предложения. Определение»
подготовила
учитель начальных классов
Брылякова Нина Александровна
г. Знаменск
2012
Предметная область: русский язык
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Цель урока: формирование понятия об определении ; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.
Задачи урока: предметные - дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения определений в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме; метапредметные - развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемый результат обучения: познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении); коммуникативные УУД - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе; регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания; личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.
Ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Формирования УУД
I
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Настрой на позитивное восприятие урока
II
Каллиграфическая минутка
- Ребята, прочитайте орфографически верно число, записанное на доске. (Десятое октября.)
-Назовите изученные орфограммы в словах.
- Запишите число с комментированием и слово Тема, но с темой урока мы познакомимся чутьпозже.
- Прочитайте пословицу
(Береги платье снову, а честь смолоду)
- Найдите и назовите все обстоятельства в данной пословице.
- Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить это задание?
(Знания о члене предложения- обстоятельстве)
Повторение правила об обстоятельстве. Выделение обстоятельств в тексте с аргументированием.
Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.
УУД: познавательные
III
Актуализация знаний
Прочитайте внимательно предложения на доске. Для каждого ряда я приготовила свое предложение.
Определите каким членом предложения является каждое слово.
(1 р.- Кругом тает темный снег.
2 р.- Звенит за окном звонкая капель.
3 р.- Всюду журчат веселые ручьи )
Можете приступать у выполнению задания.
Актуализация знаний по теме «Члены предложения»
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
IV
Выявление места и причины затруднения
- Какие знания вам пригодились при выполнении задания? Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова темный, звонкая, веселые)
- Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения)
- Хотите ли вы узнать каким членом предложения являются эти слова? Вместе мы сможем это сделать.
Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания
УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные
V
Изучение новых знаний
- Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (похожи вопросы, это имена прилагательные, обозначают признак предмета).
-Данный член предложения определяет признак предмета. Как вы думаете, как он называется? (определение)
По ходу высказываний учащихся на экране появляется опорная схема
Признак предмета
Какой? Какая? Какое?
Какие? (Чей? Чья? Чье? Чьи?)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- Так какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? Для чего нам нужны знания об определении.
- Вы самостоятельно вывели правило об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откройте стр. 81 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?
Что нового вы узнали об этом члене члене предложения из учебника? (Определение подчеркивается волнистой чертой)
Планирование последующей деятельности
УУД: регулятивные, познавательные
VI
Физминутка
- Я вижу вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если внем есть обстоятельство, все приседаем; если определение- хлопаем.
Растет в саду, густая трава, тонкий лед, греться на солнышке, хороший день.
VII
Понимание изученного
- Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (применить свои знания)
- На стр.81 прочитайте текс упражнения 2.
- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?
- Прочитайте задание к упражнению. Совпадает ли оно с вашим.
- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?
1.Прочитаю предложение.
2.Спишу в тетрадь.
3.Выделю грамматическую основу.
4.Задам вопрос от подлежащего к зависимому слову.
5.Определю каким членом предложения оно является.
6.Подчеркну.
(алгоритм действий вывешивается на доску)
- Выполните это задание в парах. Оцените свою работу.
(+ справился хорошо
+ - думаю, что допустил ошибки
- мне трудно, я пока не справился)
Фронтальная проверка.
- Кому из вас потребовалась помощь?
- На каком этапе работы по алгоритму возникли затруднения?
- Пометьте в тетради для факультативных занятий тему для повторного разбора.
- Что нового узнали из этого упражнения?
(определение украшает, дополняет подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным)
В опорную схему :
Украшает, уточняет признак имени существительного
Планирование деятельности, анализ и синтез слов , развитие умения строить логические цепочки
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
VIII
Закрепление нового материала. Групповая работа.
- Посмотрите внимательно на условное обозначение 4-го упражнения. Что вы можете о нем сказать? (пометка трудное ).
Подумайте, кого бы вы выбрали в команду для выполнении трудной задачи . Объединитесь в группы. Выберите капитана команды.
-Какие правила работы в группе мы должны помнить?
-Внимание, вопросы:
Что требуется сделать?
Какие знания вам пригодятся?
Куда можно подсмотреть в случае затруднения?
Приступаем к выполнению задания.
Отчет капитанов команды. Дополнения учащихся. Доказательства.
Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике
УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
IX
Итог урока
- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились?
- Какие задачи, поставленные в начале урока удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Обобщение материала, выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
X
Домашнее задание
Стр. 83 упр. 5
Для слабых детей: Стр. 83 упр. 5, тема в факул. тетради
Прочитайте задание. Вызывает ли оно у вас затруднение? Что необходимо сделать?
Список использованной литературы
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 48 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ