Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл













Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

3 класс













подготовила

Ромашова Елена Владимировна

учитель начальных классов















2012



Тема: Имя существительное.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цели: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным,
распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и
неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое
значение;
развивать внимание, связную речь.
воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    - Долгожданный дан звонок,
    Начинаем наш урок!
    Желаю вам, ребята, на уроке:
    Побольше увидеть!
    Побольше услышать!
    Побольше запомнить!
    А потом все вспомнить!!!



  1. Чистописание.
    «Красиво писать – красоту творить»

На доске слова: вторник четверг рисовать картина

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в
слове, которое является лишним в этой группе, и обозначает парный глухой мягкий
согласный звук. Какая это буква. Это буква т.
( Она находится в слове рисовать. Оно лишнее. Т.к. это глагол, а остальные слова – имена
существительные.)
- Согласную букву нужно написать вместе с гласной, которая в этом слове является
безударной гласной в корне.
- Вспомним написание заглавной и строчной букв Ти ти

Ш. Актуализация знаний.

- На предыдущем уроке мы с вами начали путешествие по стране под названием «Части
речи».
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

- Сколько таинственного и чудесного прячется за этими словами. Язык, на котором мы
говорим очень богат. В русском языке очень много частей речи и каждая часть речи имеет
свое место. Как вы их знаете, проверим.
- На какие 3 большие группы можно разделить все части речи. (Ответ детей.)
- Поиграем в игру «Какая часть речи заблудилась?»
- Итак, какие части речи относятся к группе самостоятельных частей речи?
к группе служебных частей речи?

- Какая часть речи образует собственную группу?

Разминка.

  • Найдите «лишнее» слово: вестник, праздничный, местный

  • Дополните: группа, аппарат, бассейн.

  • Образуй сложные слова из пар: снег, падать - ….
    лёд, колоть - …
    труд, любить
    - …

  • Какое слово «лишнее»: пер.я, счаст.е, об.явление

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
- Что такое имя существительное?
IV. «Открытие нового знания» ( методом подводящего диалога)

- Прочитайте имена существительные в двух столбиках.

человек дерево
родители трамвай
учитель страна


- На какой вопрос отвечают существительные первого столбика? - На какой вопрос отвечают существительные второго столбика? - Существительные первого столбика называются одушевленными, второго – неодушевленными.
Сформулируйте определение. Ученики формулируют определение (открытие нового знания).

V. Сообщение темы и целей урока.

- Какая у нас тема урока? («Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные”)
- Давайте убедимся, что мы правильно сформулировали определение.
Откроем учебники на с.12, прочитаем определение данное в учебнике.

- Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать
одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть
внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

VI. Работа по теме урока.
1) - Выполнение упр. 219 на стр.12.

2) Шутка Удочка Тюлень Бабочка
- Распределите эти слова в 2 столбика.
I в – выпишет неодушевлённые имена существительные.
II в – одушевлённые имена существительные.

Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их.
Шутка Удочка Тюлень Бабочка
Распределите слова в две группы.

Вывод:
- Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые?
(Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое,
что? – неодушевлённое)


ФИЗМИНУТКА.

3) Работа в паре.

- Найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛ

АСЦРОЗАТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНКОНФЕТАТЭ

- Какие слова нашли?

I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? (Белка, рыбка, гусеница.)
- Какие слова выписал II вариант? Почему? (Радуга, роза, конфета)

- Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? (Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?)
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? (Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?)

I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?

II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?

Вывод:
- Как называется это слово? (многозначное)
В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

4) Отгадайте загадку.

Художник-невидимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал сверкающие листья. (Мороз)

- К какой части речи относится слово мороз? (Имя существительное)
- Что еще теперь мы можем сказать об этом слове? (Неодушевленное)
- Выполним фонетический разбор слова мороз.

Мороз, мо-роз, 2 слога.
М-[м]- согласный, звонкий, твердый.
О-[а]- гласный, безударный.
Р-[р] - согласный, звонкий, твердый.
О-[о]- гласный, ударный.
З-[с]- согласный, глухой, твердый.
_____________________________

5 букв, 5 звуков.

- Издавна люди представляли Мороза живым человеком и слагали о нем сказки.
Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович».
Николай Некрасов «Мороз, Красный Нос»
Поэтесса Зинаида Александрова «Шел по лесу дед Мороз»
- Составим предложения со словом мороз, чтобы оно было одушевленным и неодушевленным.

- Найдем в этом предложении грамматическую основу.

18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.

Дед Мороз, дед Зимы, повелитель холода и пурги не всегда был добрым – поначалу он собирал жертвоприношения – воровал детей и уносил их в мешке. Однако со временем – как это часто бывает – всё поменялось, и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году. И вот уже 100 как ребятишки с нетерпением ждут прихода деда Мороза с мешком подарков на Новый год.

- Ну а какой Новый год без елки.
- Давайте украсим нашу елочку снежинками.

VII. Рефлексия.

- Что такое существительное?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Что обозначают имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные?

VII. Домашнее задание.

Составить предложения со словами которые могут быть одушевленными и неодушевленными.











Список литературы:

  1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Методические рекомендации «Русский язык 3класс» Издательство БАЛАСС, 2010

  2. Интернет-ресурс:http://www.vampodarok.com/calend.php?day=2011-11-18-397



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ