Конспект урока русского языка «Постановка звука [Р] с механической помощью»









Конспект урока русского языка «Постановка звука [Р] с механической помощью»













Ершова Мария Викторовна логопед, МДОУ № 105.






















Кемерово 2010

Тема: Постановка звука [Р] с механической помощью.

Цель: вызывание звучания изолированного звука [Р] с механической помощью.

Задачи:

  1. Вырабатывать направленную воздушную струю, идущую посередине языка.

  2. Уточнить движение органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука [Р].

  3. Развивать ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

  4. отрабатывать опорные звуки [д], [з]

  5. Упражнять в произношении проторного звука[ р].

  6. Добиваться длительного произнесения звука [р] с механической помощью с использованием зрительного образа артикуляции, слухового образа звука, кинестетических и тактильно-вибрационных ощущений.

  7. Развивать фонематический слух; упражнять в умении определять место звука в слове.

Оборудование: зеркало, вата, зонды, салфетки, кубики, книжка-малышка, артикуляционный профиль звука [Р], бумажный колокольчик, магнитофон.


























Ход занятия

I. Организационный момент.

Беседа: - Какой праздник наступает? ( новый год)

- Кто приходит на праздник и дарит подарки? ( Дед Мороз и Снегурочка).

Выставляется книжка- малышка.

II. Основная часть.

    1. страница: рисунок Снеговика.

А вот и помощник Деда Мороза – Снеговик. О чем напоминает он нам? Нужно сделать массаж, чтобы не замерзнуть зимой и расслабиться ( расслабляющий массаж под музыку).

2.2 страница6 рисунок снежных ворот.

Идет Дед Мороз по сугробам и видит во что играют дети, что строят из снега – снежные крепости, горки, ворота, играют в снежки. И мы с тобой поиграем ( упр. « Загнать мяч в ворота»: вдох, на выдохе кладем язык на нижнюю губу и произносим звук [ф]- задуем ватный шарик в ворота из кубиков) 6-8 раз.

3.3 страница: артикуляционная гимнастика и отработка опорных звуков.

А) Посмотрите, какие игрушки дарит Дед Мороз детям, назови их. Что напоминают тебе эти названия? ( артикуляционные упражнения). Покажем гимнастику для языка:

- « Лопатка» - 5 раз под счет до 10.

- « Грибок» - 5 раз под счет до 5.

- « Лошадка».

- « Барабанщик».

Б) « волшебный комарик» 9 ( отработка проторного звука [р] от [з] ). Поднимаем язык вверх за верхние зубы и произносим длительно звук [з], одновременно с силой выдыхая воздух 9 проверка воздушной струи бумажным колокольчиком) – 5 раз.

Показ артикуляционного профиля звука [Р], проговаривание положения губ, языка…

4.4 страница- картинка « хлопушка».

Разными игрушками украшают елку, какая самая шумная игрушка?

( хлопушка). Покажем, как хлопушка взрывается ( от « Грибка2- тр- р-р)- 6 раз.

5. 5 страница- грузовик.

На чем приезжает Дед Мороз? ( на лошадях или оленях). Как думаешь, можно на тройке лошадей увезти все мешки с подарками? ( нет). Деду Морозу нужен большой грузовик. Как заводится мотор такого большого грузовика? ( тр- р-р, др- р-р). Что держит Дед Мороз в руке? ( посох). Посох деда Мороза волшебный, но и мы умеем делать фокусы ( постановка звука [Р] с механической помощью). Покажем, как с помощью указательного пальца мы делаем « Болтушку» - длительно произносим звук [д] или [з], одновременно проводим указательным пальцем влево- вправо по подъязычной связке.

6.6 страница- картинка мешков.

У Деда Мороза все подарки должны быть разложены по 3 мешкам: в 1-ом подарки, в названиях которых звук [Р] в начале слова; во 2-ом- в середине; в 3-ем- в конце слова. Но котенок – проказник перепутал все подарки. Помоги Деду Морозу, он старенький, плохо слышит. Я называю слово, а ты показываешь, в какой мешок нужно положить подарок ( выставляются большие мешки – конфеты, фишки):

[Р.. ] Ракета, Ручка, Робот, Ружьё.

[ .Р. ] кРаски, веРтолёт, фломастеРы, йогуРт, СникеРс.

[..Р ] шаР, зефиР, пломбиР.

III. Итог занятия.

- Молодец, ты помог Деду Морозу и теперь все дети получат подарки на Новый год.

- какой звук сегодня произносили? ( повторение артикуляции звука[Р] по профилю).


Список литературы

  1. Л.С. Волкова « Логопедия». М.: Просвещение, 1989

  2. Л.Н. Ефименкова « Коррекция звуков речи у детей». М.: Просвещение, 1987.

  3. И.С. Крупченко, Т. А. Воробьева « Исправляем произношение»

С-Петербург.: «Литера», 2007.

  1. И. С. Лопухина « Логопедия», « 550 занимательных упражнений для развития речи» М.: « Аквариум», 1995

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ