Конспект урока русского языка «Ранняя весна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка»
Конспект урока русского языка
«Ранняя весна»
(на основе интеграции формирования целостной картины мира, развития первоначальных навыков звукобуквенного анализа и синтеза, развития связной речи, чтения художественной литературы, музыки, аппликации)
подготовила Есликова Лариса Ефремовна
воспитатель
Архангельск, 2013.
Программное содержание:
1.Формировать представления детей о весне, весенних признаках, весенних месяцах.
2. Формировать понимание причинно - следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
3. Развивать связную речь, обогащая ее за счет введения в речь родственных слов (зима – зимний, зимушка, зимовье, зимородок; снег – снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка, снежный).
4. Продолжать формировать понятие «слово – признак».
5. Развивать словесно – образное мышление посредством разгадывания загадок.
6. Развивать первоначальные навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
7.Продолжать обучать детей составлению описательного рассказа с помощью схемы.
8. Активизировать словарь детей. Предметы: время года, месяц, март, апрель, май, начало, оттепель, капель, сосулька, проталины, перелетные птицы, гнезда, подснежник.
Действия: наступила, пришла, просыпается, прилетает, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, поют, щебечут.
Признаки: ранняя, холодная, долгожданная, радостная.
8.Развивать у детей общую и мелкую моторику, творчество,воображение, эмоциональную отзывчивость, доброту.
Коррекционные задачи:
1. Осуществлять коррекцию звукопроизношения в связной речи.
2. В ходе лексических игр и упражнений осуществлять коррекцию лексико – грамматической стороны речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседа о весне. Рассматривание картин И. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март», иллюстраций с изображением весенних пейзажей. Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н.Сладкова «Весенние радости». Разучивание песен, хороводов о весне, чтение стихов, потешек, заучивание пословиц, поговорок.
Оборудование: Картины с изображением весенних пейзажей, план – схема для составления описательного рассказа о весне, костюм синички, костюм весны, картинки для игры «Семья слов», карточки для игры «Подбери схему к слову», кассета с записью птичьих голосов, солнечные лучики, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, заготовки для аппликации, ватман, клеящие карандаши, ножницы.
Содержание НОД
(В грамзаписи звучит пение птиц. «Влетает» птичка – ребенок в костюме синички. В руках у нее красочная посылка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: Это синичка.
Воспитатель: Не просто синичка, а наша старая знакомая, синичка Зинька из рассказа …..
Дети: Виталия Бианки «Синичкин календарь».
Воспитатель: Правильно. А что это она нам принесла? Давайте посмотрим. (Открываем коробку, рассматриваем. Разноцветный кубик, конверты с заданиями, солнечные лучики, карта, письмо. На письме надпись: «Ребятам 2 – ой группы».
- Письмо нам. Давайте откроем и прочитаем его.
«Дорогие ребята. Приглашаю вас в гости. А мое имя вы узнаете, отгадав загадку».
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Значит, мы сегодня будем говорить о замечательном и прекрасном времени года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна – о весне. Пойдем в гости к весне. Путь будет не простой. Весна приготовила нам много трудных заданий. Не испугаетесь? Тогда в путь.
Поможет нам выбрать направление волшебный кубик. За выполнение заданий получите солнечные лучики. В конце занятия все заработанные лучики мы прикрепим к нашему солнышку, чтобы оно сияло еще ярче и грело теплее. (На магнитной доске прикреплено солнышко с закрытыми глазками. Оно спит. Бросаем кубик, смотрим, какая грань выпадает). - Голубая. (Беру голубой конверт, читаю задание).
- Какие весенние слова вы знаете?
Дети: Подснежник, проталины, тает, припекает, ручей, грачи, сосульки, оттепель, наст, почки, течет, греет, март, апрель, май, гнездо, поют, щебечут.
Воспитатель: Молодцы. А теперь выберите одно слово и подберите к нему схему. (На карточках напечатаны слова: весна, ручей, почки, март, май, тает, грачи, птицы. Рядом карточки со схемами слов. Дети выбирают себе одну карточку со словом, подбирают к нему схему и делают звукобуквенный анализ слова.)
Игра «Подбери схему к слову»
Воспитатель: Молодцы. С первым заданием справились хорошо. Каждый получает по одному солнечному лучику.
- А как называется первый весенний месяц? (Март)
В народе его называют - «утром весны», «утром года», «солнечником». Еще одно его название - «капельник». Почему? (Днем солнышко хорошо пригревает, снег на крышах тает и капает капель).
Ребенок: Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. (Раздаю солнечные лучики). Бросаем еще кубик, выпадает зеленая сторона. А в зеленом конверте игра - «Какой, какая, какое».
- Ребята, я буду называть признаки, а вы слова, которые к ним подходят.
Весенний – день, ветер, вечер, дождь, плащ…
Весенняя - погода, улица, дорога, гроза, куртка, одежда…
Весеннее – настроение, солнышко, небо, утро….
Весенние – дни, ночи, цветы, облака …
- И это задание оказалось вам по силам. Молодцы.
(Снова бросаем кубик).
- Желтая сторона. Пропускаем ход, физкультминутка идет.
Физкультминутка
Иди, весна, иди красна.
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(Бросаю кубик. Выпадает белая сторона).
Воспитатель: Ребята, какое время года перед весной?
Дети: Зима.
Воспитатель: Подберите слова – родственники к слову зима.
Игра «Семья слов»
Дети: Зимушка, зимовье, зимний, зимник, озимый.
- А к слову снег?
Дети: Снежок, снегурочка, снежинка, снежный, снеговик, снегирь.
(Дети называют слова и на магнитную доску прикрепляют соответствующие картинки)
(Раздаю лучики. Бросаю кубик – выпадает оранжевая сторона).
Воспитатель: Ребята, куда сначала отправилась синичка Зинька встречать весну?
Дети: В поле.
- Давайте и мы пойдем за ней в поле. Как вы думаете, много ли сейчас в поле снега? А какой он? (Снега много. Он мягкий, рыхлый, влажный). Чтобы не провалиться, пойдем след в след за синичкой. (Раскладываю следы на полу и дети идут за синичкой по следам).
- С кем познакомилась Зинька в поле? (В поле синичка познакомилась с куропатками). В какую беду попали куропатки и как им помогла синичка? (Рассказ ребенка у фланелеграфа, на котором картинка «Куропатки, застрявшие под снегом»).
(Куропатки на ночь нырнули в снег. День стоял солнечный, и снег был мягкий, рыхлый. Ночью ударил мороз, снег сверху превратился в ледяную корку. Куропатки не могли выбраться. Зинька слетела на наст, стала долбить его своим крепким клювом и продолбила большую дырку. Куропатки выбрались из плена).
- Кого еще увидела Синичка в поле? (По полю ходят грачи, червяков и личинок из земли вытаскивают).
- Какие пословицы о весне, о птицах вы знаете?
(«Грач зиму ломает», «Если грач на горе, то весна на дворе», «Март с водой, апрель с травой, май с цветами», «Март – и день прибавился, март – и снег убавился»).
Воспитатель: Молодцы, а сейчас составьте рассказ о весне с помощью схемы.
(Пришла весна. Солнце поднимается все выше, светит ярче. Снег становится рыхлым, сугробы оседают. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небо ясное, синее, чистое, высокое. С крыш начинает таять снег, капает капель, появляются сосульки. Птички весело щебечут, радуются теплу и солнышку, вороны строят гнезда и откладывают яйца, прилетают грачи, а за ними и другие перелетные птицы. Животные просыпаются от зимней спячки, меняют шубку. Люди одеваются в более легкую одежду).
(заслушиваем 1 – 2 детей)
Воспитатель: Как только растает снег, на проталинах появляются первые весенние цветы – мать - и - мачеха. Давайте и мы с вами сделаем сейчас коллективную картинку о весне. Цветы мы будем делать способом обрывания. Расскажите о цветке, какой он? (Круглой формы, нежный, пушистый, желтый). Чтобы цветок получился пушистым, мы сделаем по три кружочка разного размера, а затем надрежем немного по краям ножницами. Начнем наклеивать с самого большого кружка, только серединку, затем кружок поменьше, и самый маленький.
(Дети работают под негромкую музыку).
- Ну вот, ребята, у нас получилась настоящая весенняя полянка. Мы выполнили все задания весны. Посмотрите, кто нас встречает.
(Выходит девочка в костюме весны).
Ребенок: К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Темные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Весна: Здравствуйте, ребята. Спасибо за то, что вы много знаете обо мне и любите меня. Обещаю радовать вас теплыми днями и яркими красками. А теперь приглашаю на хоровод.
Ой, бежит ручьем вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Прилетели журавли,
И соловушки малы.
Журавли, журавли.
И соловушки малы.
Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.
Ой, поем, ой, поем.
Весну красную зовем.
Воспитатель: Ребята, вы заработали много лучиков. Давайте подарим их солнышку. (Прикрепляю лучики к солнцу и поворачиваю его другой стороной. На ней солнышко с открытыми глазками, улыбается).
- Какое получилось солнышко?
Дети: Яркое, весеннее, лучистое, веселое, красивое.
Воспитатель: Дети, понравилось вам путешествие? Весна оставила нам угощение - леденцы.
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям. СПб.: Детство – Пресс, 2001.
2.Бианки В. Лесные разведчики: Рассказы и сказки. Минск.: Юнацтва,1985.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2005.
4. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? ! Путешествие в мир природы. М.: ГНОМ и Д, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ