Конспект урока русского языка «Урок вежливости»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №45

Московской области Наро-Фоминского района д.Головково










Конспект урока русского языка

«Урок вежливости»







Подготовила

Шилдина Наталья Станиславовна

воспитатель













2011г



Урок вежливости

Программное содержание:

  1. Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

  2. Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.

  3. Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.

  4. Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.

  5. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Материал к занятию: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, карточки с картинками для первого задания

Ход занятия

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель показывает детям желтый круг на стебельке и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что это такое? (Предположительные ответы детей.) Да, это серединка от цветка. А как же называется этот цветок?

2. Логическая задача-ребус. Воспитатель предлагает составить слово по первым звукам в названии картинок, которое является названием цветка “Этикет”.

3. Проблемная ситуация.

Воспитатель обращает внимание детей на мимику цветка, спрашивает: “Что случилось с нашим цветком ? Почему он грустный? (Ответы детей.) Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Вот голубой лепесток, как он называется? (Дети читают название на лепестке.) Это лепесток вежливости. Он предлагает нам рассказать стихи с вежливыми словами.

Выходят дети:
1.
- Я, мистер Добрый день!
Добрый день!- тебе сказали,
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
2.
-Я, Мисс  Пожалуйста!
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3.
- Я, мисс  Здравствуйте!
Здравствуйте,- ты скажешь человеку.
Здравствуй,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4.
-Я, мистер Спасибо!
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
5.6.
-А мы братья – Будьте добры!
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.


4. И еще поиграть в игру, которая называется «Словарь вежливых слов»

Растет даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста).

В Головково, в России и в Дании на прощанье… (до свидания).

Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, лепесток возвращается к цветку”.

Воспитатель обращает внимание на лепесток желтого цвета. Как же называется он? (Дети читают.) Да, это лепесток культуры. На лепестке задание: необходимо выполнить сервировку стола, показать и рассказать, как пользоваться столовыми приборами.

5. Тренинговые упражнения.

а) Дети выполняют сервировку стола и анализируют, кто выполнил задание правильно, а кто с ошибками.

б) Ребенок имитирует, как будто ест суп (после практического просмотра дети делают вывод: как он держал ложку, где были локти, как наклонял тарелку, как нужно брать и есть хлеб и т. д. Таким образом, детям предлагаются различные ситуации). Дети возвращают лепесток цветку.

Воспитатель предлагает подойти к красному лепестку, читают его название (воспитанность), а воспитатель читает задание: “Ребята, как вы думаете, какого человека называют воспитанным?” (Ответы детей.) “Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без учителя, и без родителей ведёт себя правильно”

  1. Ситуации на картинках или презентация (хорошие манеры). Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуации на картинках дети в спальной комнате, в умывальной комнате, в раздевалке одни, и предлагает объяснить, кто как себя ведет? (Дети анализируют, и дают оценку: кто воспитан, кто нет).

Воспитатель: Смотрите, ребята и этот лепесток вернулся к цветку.

Далее находят зеленый лепесток, дети читают название лепестка, и выясняют, что это лепесток доброжелательности.

Воспитатель предлагает детям тоже проявить доброжелательное отношение друг к другу.

7.  Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?
Я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.
(Дети, стоя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
-Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным и солнечным!  Сегодня мы с вами  говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь.

По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку. А вот и последний лепесток. Это лепесток привычек.

8. Игра с мячом “Назови привычку”.

Воспитатель: “Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому ведущий бросит мяч, тот называет привычку”.

  • Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

  • Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

  • Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

  • Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

  • Грызть ногти – это вредная привычка.

  • Уступать место пожилым людям в общественном транспорте

  • Здороваться при встрече, используя слова приветствия

  • Класть локти на стол

  • Разговаривать во время еды

  • Сидеть за столом ровно

  • Болтать без умолку

  • Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.

  • Ковырять в зубах

Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно и последний лепесток возвращается к цветку. (Воспитатель незаметно меняет мимику цветку.) Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз. (ответы детей: человек должен быть вежливым – показывает голубой лепесток, человек должен быть культурным – показывает желтый лепесток, человек должен быть воспитанным – показывает красный лепесток, человек должен быть доброжелательным– показывает зеленый лепесток, человек должен иметь только хорошие привычки – показывает оранжевый лепесток.

9. Практическая деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок “Этикет” дарит им свои портреты, чтобы дети могли рассказать дома о том, что было на занятии. Сам цветок разноцветный, а портреты не раскрашены. Дети заштриховывают лепестки, самостоятельно вспоминая правила этикета.













Литература:

  1. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.

  2. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-пресс, 2001.

  3. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Этикет для малышей. Ярославль: Академия развития. 2004

  4. Насонкина С.А. Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете. «Детство-пресс», 2010.

 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ