Конспект урока русского языка в 4 классе "Именительный падеж имен существительных"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.


Урок подготовила и провела: Почепцова В.Ю.

4 «В» класс.

ТЕМА: Именительный падеж имен существительных.

ЦЕЛЬ: Формировать знания об именительном падеже:

  • название;

  • вопросы;

  • предлоги;

  • каким членом предложения является;

  • обозначение.

ЗАДАЧИ:

Обучающие: 1. Закрепить знания о падежах.

2. Дать полные знания об именительном падеже.

3. Работа со словами из словаря.


Развивающие: 1. Развитие речи.

2. Совершенствовать орфографическую зоркость.

3. Формировать умение рассуждать и логически мыслить при отличении падежей.

4. Совершенствовать навыки (орфографический, каллиграфический, навык работы со словарем и учебником).

Воспитательные: 1. Воспитывать терпение, усидчивость.

2. Воспитывать нравственные качества (дружелюбие, помощь друг другу, уважение к мнению одноклассников).

3. Воспитывать дисциплинированность.

4. Воспитывать интерес к изучению языка.

ХОД УРОКА:


  1. Повторение и сообщение темы в общем виде.

    1. Послушайте слова: шоссе, радио, метро, кино.

- Что объединяет слова?

- Какие имена существительные называются несклоняемыми?

- Что значит, не склоняются?

- Что такое склонение?

- Сегодня наш урок будет посвящен склоняемым именам существительным.

- Какие существительные называются склоняемыми?

- Что такое склонение?

- Что знаете о падежах?

- Сколько их?

- Какие?

2. Минутка каллиграфии.

- Прочитаем дату орфографически, хором.

- Какая орфограмма?

- Как проверить?

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы две строчки и запишите число и классную работу (+ посадка и положение тетради).

- Посмотрите на доску, сейчас мы проведем минутку каллиграфии.

- Что видите? (Буквы и, р, т, г)

- Что их объединяет? (одинаковые элементы)

- Какая буква может быть лишней? Почему? (и, т. к. гласная; р, т. к. единственная имеет длинную наклонную прямую).

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на минутке каллиграфии? (над параллельностью)

- Напишите этот комплект букв 2 раза, стараясь соблюдать параллельность. Подчеркните лучшую, на ваш взгляд, букву.

- Вспомните по одному слову из словаря, которое бы начиналось с этих букв.

- С красной строки через запятую запишите эти слова. Проверьте себя по словарю.


3. Работа со словарем.

- Продолжите стихотворение:

«Вещи везут на перрон,

Кидают в открытый вагон.

Готово! Уложен … (багаж):

Диван, чемодан, … (саквояж),

Картинка, корзинка, картонка

И маленькая собачонка…» (С. Я. Маршак)

- Из какого стихотворения отрывок?

- Какое новое слово встретили? (саквояж) При встрече с новым словом и словарными словами показывать иллюстрирующий материал.

- Как вы думаете, что оно обозначает? (дорожная сумка)

- Послушайте слово багаж.

- Какие звуки слышим хорошо? (Б . АГА́ . )

- Какую букву можно вставить? Почему? (ж, т. к. есть проверочное слово – багажи).

- Можно ли проверить первую гласную «а»?

- Как быть? (осмотреть в словаре).

- Прочитайте хором с ударением.

- Как называется орфограмма? Что нужно сделать? (Непроверяемая гласная в корне слова. Ее нужно запомнить.)

- Запишите слово багаж с красной строки с большой буквы, обозначьте орфограммы.

- Подберите родственные слова, запишите их через запятую. (багажник, багажный).

- Аналогичная словарная работа со словом билет. (Б . ЛЕ́ . )

- Послушайте историческую справку о словах билет и багаж:

«Слово «билет» и «багаж» заимствованы из французского языка в 18 веке.

Французы сначала превратили древнескандинавское слово «багги» (узел, мешок, сумка) в «багью» (обоз), а уже от него произвели слово «багаж», что стало обозначать «разные тюки с вещами». В русском языке слово приобрело другие значения: «перевозимые отдельно от пассажира вещи»; «вещи, упакованные для перевозки», «поклажа».

Слово «билет» имело первоначальное значение «записка». Позднее слово «билет» стало обозначать документ, удостоверяющий право на посещение платного мероприятия или получения платной услуги, например, возможности проезда в общественном транспорте».

- Аналогичная словарная работа со словом самолет.(С . М . ЛЕ́ .)

- Ребята, а вы знаете, что есть слова заимствованные из других языков, а есть исконнорусские?

- Как вы думаете, слово самолет заимствованное или исконнорусское? Почему?

- «Слово «самолет» исконнорусского происхождения. Правда, раньше оно имело несколько другие значения: самолетами назывались самоходные паромы во времена Петра I, а также ручные ткацкие станки. Первые летательные аппараты назывались аэропланами. Но потом люди вспомнили про подходящее слово, и аэроплан стал называться исконнорусским словом «самолет».


  1. Сообщение темы конкретно.

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Что их объединяет? (общая тема, часть речи, они из словаря, все стоят в именительном падеже)

- Сегодня мы более подробно поговорим об именительном падеже.

- Что вы уже знаете о нем? (открываем карточки)


  1. Изучение нового.

- Как вы думаете, почему именительный падеж называется именно так? (он называет имя)

- Учебная игра: детям задаются вопросы «Ты кто?» (как по-другому можно ответить?), указывая на конкретных учеников, и «Это что?», показывая конкретные предметы.

- Какими словами вы мне отвечали? (существительные)

- В каком падеже они все стоят? Почему? (именительный, т. к. отвечают на вопросы Кто? и Что?)

- А сейчас мы с вами сочиним шуточный стишок, используя существительные, стоящие в именительном падеже:

« На суку висит ЧТО? (груша),

У забора гуляет КТО? ( Ванюша),

С неба к нам летит ЧТО? (снежок),

Соловьем свистит КТО? (дружок).

Сочинили мир такой изумительный,

Что ж, запомним мы падеж именительный!»

- Как отличить именительный падеж от других? (по вопросам)

- Послушайте предложение: День сменяет ночь.

- С красной строки с большой буквы запишите это предложение с комментированием.

- Какое сущ. стоит в И. п.? (день)

- Каким членом предложения является слово день?

- Как определили? (в предложении говорится о дне, это слово отвечает на вопрос что?, значит слово день- подлежащее)

- Подчеркните подлежащее, напишите сверху падеж.

- В каком падеже стоит слово ночь? (винительный)

- Каким членом предложения является? (дополнение)

- Как отличить? (в предложении только одно существительное может стоять в именительном падеже, можно воспользоваться словом-помошником: Вижу кого?, что?)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 66.

- Найдите правило.

- Прочитайте правило про себя.

- Для чего его нужно знать? (для того, чтобы не делать ошибок при употреблении существительных в именительном падеже)

- Прочитайте пример.

- Сколько в нем существительных? Какие? (3, дом, на берегу, озера)

- Почему только одно стоит в именительном падеже? (подлежащее)

- Определите падеж всех остальных существительных. (на берегу – П. п., озера – Р. п. )

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!



  1. Закрепление нового материала.

- Посмотрите на упражнение №117.Прочитайте задания к нему.

- Сколько заданий?

- Сейчас 2 человека будут выполнять это задание у доски по одному слову, а все остальные в тетрадях по два слова.

- Проверим.

- Правильно ли выполнено задание на доке? Есть ли ошибки? Какие?

- Что еще скажете?

- Что изменяется? (окончание)

- Чем еще именительный падеж отличается от других? (нет предлогов) Если дети не смогут сразу ответить на вопрос можно прочитать им слова, которые просклоняли по падежам вместе с предлогами.

- Какой вывод можно сделать? (существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлогов)

- Составьте предложения, в которых слова река и снегирь будут являться подлежащими.

- Запишите понравившееся вам предложение, подчеркните подлежащее, укажите падеж существительных.

- У вас на столах лежит листок со стихотворением, возьмите его.

- Прочитайте стихотворение вслух.

«- Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и что?

Ни с чем не спутает никто».

- Что в нем? (в нем собраны полные данные о существительных в именительном падеже: название, на какие вопросы отвечает, употребляется ли с предлогами, каким членом предложения является)

- Мы дарим вам это стихотворение, чтобы вы лучше запомнили именительный падеж имен существительных!

- Теперь возьмите вторую карточку – это ваше домашнее задание.


Прочитайте текст.

Н..ступила х..лодная з..ма. К ..кну подл..тела синичка. Бабушка пож..лела птичку и впустила в комн..ту. синичка обогрелась и ул..тела.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Найдите подлежащее, подчеркните и укажите его падеж.




- Прочитайте задания.

- Сколько их?

- Что непонятно?



  1. Подведение итогов урока.

- Подведем итог урока.

- Расскажите по-памяти все о существительных, стоящих в именительном падеже. Старайтесь, чтобы у вас при рассказе получился связный текст, а не отдельные реплики и предложения. (Если дети слабые можно рассказать, опираясь на карточки.)

- Чему научились сегодня?

- Что было новым?

- Что запомнили о словах из словаря?

- Спасибо, за урок, все свободны.

6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ