Конспект урока русского языка в 5 классе на тему : «Синонимы»
МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Конспект урока
русского языка в 5 классе на тему : «Синонимы»
Подготовила Бреева Л.Н. ,
учитель русского языка и литературы
2014г.
Тема урока: «Синонимы»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели как деятельность учеников:
Знать: определение синонимов; о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в речи; о словарях синонимов.
Уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями разных типов (толковые, синонимов); вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения; работать в группе, договариваться о совместной деятельности,
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
- чувствовать красоту и выразительность русского языка, его богатые возможности;
- осознание себя носителем этого языка;
- оценивать достигнутые результаты.
Предметные:
- усвоить понятие «синонимы»;
- отработка навыка работы с толковым словарём, со словарём синонимов.
Регулятивные:
- овладение логическими действиями сравнения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать тему урока.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу, решать её; находить языковые примеры для иллюстрации в изучаемых языковых понятий;
- сравнивать, анализировать, строить логические рассуждения;
- пользоваться словарями разных типов.
Коммуникативные:
- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
- владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оказывать необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль.
Оборудование урока: учебник, карточки(1 и 2), фигурки из бумаги (по количеству учащихся), толковые словари и словари синонимов
Основные этапы урока:
1.Организационный момент
(мотивация к учебной деятельности)
- Добрый день, ребята! Давайте подарим друг другу улыбку!( Дети улыбнулись учителю.)
-Как много улыбок засветилось. Спасибо! Я надеюсь на продуктивную работу на уроке. Удачи!
2.Актуализация знаний
Открываем тетради , записываем сегодняшнее число и классная работа.
1) Языковая разминка (повторение изученного )
-На доске написано предложение:
Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
(А.Шибаев.)
-Вспомните, на чём основана игра слов в предложении. (На использовании омонимов)
- Какие слова в предложении помогают понять, в каком значении употреблено слово норка?
-В каком случае сохраняется двусмысленность? (Норка пошла (к чему? или к кому? куда?) – к знакомой норке)
2) Синтаксический разбор, составление схемы ( ).
3) Объяснить графически орфограммы – буквы гласные в окончаниях имён существительных
(Запись в тетрадях- из норк и -1скл. Р.п.; к норк е -1скл. Д.п.)
4)Опрос по теме «Лексика»
-Выберите верный вариант ответа.(Задание-карточка 1).
Лексикология изучает:
А)строение слов
Б)произношение слов
В)словарный состав языка.
Слова, которые человек употребляет редко, составляют:
А)пассивный словарный запас
Б)активный словарный запас
В)язык писателя.
У слов-омонимов:
А)нет смысловой связи
Б)есть смысловая связь
В)нет ничего общего.
(ключ на доске: в) а) а))
3.Формулировка темы урока.
1)-Каково лексическое значение слова « омоним»? (оно состоит из двух корней:
омо –одинаковый.., оним – имя, что буквально значит – одинакового имени.
-А какие ещё слова с корнем оним вам известны? (Синонимы, антонимы)
2)-Сегодня на уроке мы рассмотрим группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания.
(Учитель предлагает прочитать фрагмент текста из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» (Задание –карточка 2 на каждом столе, работа по парам)
И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем…
-Что общего и чем отличаются выделенные слова? (Имеют близкие значения, отличаются написанием и звучанием ). Запишите их в тетрадь.
-Над какой группой слов мы будем сегодня работать?
-А какие слова называются синонимами? (учитель может помочь)
3)Читаем об этом в учебнике на стр.161-162.
-Мы с вами были правы, мы молодцы?
-Так какая же тема сегодняшнего урока?(Синонимы)
-Записываем тему урока в тетрадь (и на доску).
-Чему вы можете научиться на уроке? (Мысли и предположения обучающихся о целях урока. Учитель помогает.)
4.Первичное усвоение знаний
1)-Выразительное чтение написанного на доске отрывка из стихотворения С.Я.Маршака «Вьюга».
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи,-
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
-Какие синонимы к названию стихотворения использует автор?
-Почему вы считаете, что это синонимы? На какие вопросы они отвечают?
-К какой части речи они принадлежат?
5.Первичная проверка понимания
1)-Следующее задание по учебнику :упр.360
-Читаем задание и выполняем его.
Прочитать составленные предложения, определить оттенок значения синонимов «бескрайний и беспредельный».
6.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении
1)Работа со словарями:
- Используя словари синонимов, определить, какими оттенками смысла различаются данные синонимы.
Просить – клянчить
Сказать – ляпнуть
-В каких стилях речи они могут быть использованы?
-Какую информацию можно получить о слове из словаря синонимов и чем она отличается от информации о слове в толковом словаре?
-Составить и записать с ними предложения.(Читаются, анализируются)
ФИЗМИНУТКА
2)Выполняя упр.366, ответить на вопросы:
-Какую роль выполняют синонимы в тексте?
-Чего помогает избежать использование синонимов в речи?
-Для чего ещё служат синонимы?
7.Повторение и углубление изученного
На доске – синонимические ряды
А) Колосс , титан, гигант, великан, исполин.
Б) Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.
В) Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.
Г) Холод, стужа, мороз.
-Расположить синонимы каждого ряда в порядке усиления действия. Работа в парах
8.Домашнее задание: Запомнить определение синонимов, упр.363 или 365
9.Рефлексия деятельности
-С какой группой слов мы работали на уроке?
-Какую новую информацию о синонимах получили?
-Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения( можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же…)
-Оцените cвою работу на уроке.
-Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
-Какое настроение сложилось на уроке?
-Если всё понятно было на уроке - берёте солнышко; если не всё понятно было – берёте облако и крепите на доску ( бумажные фигурки у каждого на
парте)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ