Конспект урока русского языка в 5 классе на тему : «Синонимы»

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области













Конспект урока

русского языка в 5 классе на тему : «Синонимы»











Подготовила Бреева Л.Н. ,

учитель русского языка и литературы













2014г.

Тема урока: «Синонимы»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели как деятельность учеников:

Знать: определение синонимов; о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в речи; о словарях синонимов.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями разных типов (толковые, синонимов); вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения; работать в группе, договариваться о совместной деятельности,



Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

- чувствовать красоту и выразительность русского языка, его богатые возможности;

- осознание себя носителем этого языка;

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

- усвоить понятие «синонимы»;

- отработка навыка работы с толковым словарём, со словарём синонимов.

Регулятивные:

- овладение логическими действиями сравнения;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать тему урока.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, решать её; находить языковые примеры для иллюстрации в изучаемых языковых понятий;

- сравнивать, анализировать, строить логические рассуждения;

- пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные:

- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

- владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- оказывать необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль.

Оборудование урока: учебник, карточки(1 и 2), фигурки из бумаги (по количеству учащихся), толковые словари и словари синонимов



Основные этапы урока:

1.Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

- Добрый день, ребята! Давайте подарим друг другу улыбку!( Дети улыбнулись учителю.)

-Как много улыбок засветилось. Спасибо! Я надеюсь на продуктивную работу на уроке. Удачи!

2.Актуализация знаний

Открываем тетради , записываем сегодняшнее число и классная работа.

1) Языковая разминка (повторение изученного )

-На доске написано предложение:

Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.

(А.Шибаев.)

-Вспомните, на чём основана игра слов в предложении. (На использовании омонимов)

- Какие слова в предложении помогают понять, в каком значении употреблено слово норка?

-В каком случае сохраняется двусмысленность? (Норка пошла (к чему? или к кому? куда?) – к знакомой норке)

2) Синтаксический разбор, составление схемы ( ).

3) Объяснить графически орфограммы – буквы гласные в окончаниях имён существительных

(Запись в тетрадях- из норк и -1скл. Р.п.; к норк е -1скл. Д.п.)

4)Опрос по теме «Лексика»

-Выберите верный вариант ответа.(Задание-карточка 1).

Лексикология изучает:

А)строение слов

Б)произношение слов

В)словарный состав языка.

Слова, которые человек употребляет редко, составляют:

А)пассивный словарный запас

Б)активный словарный запас

В)язык писателя.

У слов-омонимов:

А)нет смысловой связи

Б)есть смысловая связь

В)нет ничего общего.

(ключ на доске: в) а) а))

3.Формулировка темы урока.

1)-Каково лексическое значение слова « омоним»? (оно состоит из двух корней:

омо –одинаковый.., оним – имя, что буквально значит – одинакового имени.

-А какие ещё слова с корнем оним вам известны? (Синонимы, антонимы)

2)-Сегодня на уроке мы рассмотрим группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания.

(Учитель предлагает прочитать фрагмент текста из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» (Задание –карточка 2 на каждом столе, работа по парам)

И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем…



-Что общего и чем отличаются выделенные слова? (Имеют близкие значения, отличаются написанием и звучанием ). Запишите их в тетрадь.

-Над какой группой слов мы будем сегодня работать?

-А какие слова называются синонимами? (учитель может помочь)

3)Читаем об этом в учебнике на стр.161-162.

-Мы с вами были правы, мы молодцы?

-Так какая же тема сегодняшнего урока?(Синонимы)

-Записываем тему урока в тетрадь (и на доску).

-Чему вы можете научиться на уроке? (Мысли и предположения обучающихся о целях урока. Учитель помогает.)

4.Первичное усвоение знаний

1)-Выразительное чтение написанного на доске отрывка из стихотворения С.Я.Маршака «Вьюга».

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи,-

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

-Какие синонимы к названию стихотворения использует автор?

-Почему вы считаете, что это синонимы? На какие вопросы они отвечают?

-К какой части речи они принадлежат?

5.Первичная проверка понимания

1)-Следующее задание по учебнику :упр.360

-Читаем задание и выполняем его.

Прочитать составленные предложения, определить оттенок значения синонимов «бескрайний и беспредельный».

6.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

1)Работа со словарями:

- Используя словари синонимов, определить, какими оттенками смысла различаются данные синонимы.

Просить – клянчить

Сказать – ляпнуть

-В каких стилях речи они могут быть использованы?

-Какую информацию можно получить о слове из словаря синонимов и чем она отличается от информации о слове в толковом словаре?

-Составить и записать с ними предложения.(Читаются, анализируются)

ФИЗМИНУТКА

2)Выполняя упр.366, ответить на вопросы:

-Какую роль выполняют синонимы в тексте?

-Чего помогает избежать использование синонимов в речи?

-Для чего ещё служат синонимы?

7.Повторение и углубление изученного

На доске – синонимические ряды

А) Колосс , титан, гигант, великан, исполин.

Б) Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

В) Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

Г) Холод, стужа, мороз.

-Расположить синонимы каждого ряда в порядке усиления действия. Работа в парах

8.Домашнее задание: Запомнить определение синонимов, упр.363 или 365

9.Рефлексия деятельности

-С какой группой слов мы работали на уроке?

-Какую новую информацию о синонимах получили?

-Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения( можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же…)

-Оцените cвою работу на уроке.

-Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

-Какое настроение сложилось на уроке?

-Если всё понятно было на уроке - берёте солнышко; если не всё понятно было – берёте облако и крепите на доску ( бумажные фигурки у каждого на

парте)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ