Конспект урока русского языка в 1 классе "Слово и его значение"

Урок русского языка в первом классе

Тема: Слово и его значение

Цель: научить различать звуковую и буквенную оболочку слова и его значение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Материал: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочие тетради; карточки со словами, CD «Русский язык», компьютер и проектор, слайды.

Ход урока.

I. Организационный момент

Психологическая подготовка к уроку, (хором): солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

II. Актуализация знаний

1. Чистописание: Зз Зз Зз Зз Зз – заболели у зебры зубы

2. Орфографическая работа

- Узнайте слово по его значению и запишите его.

1. Приспособление для управления движущейся машиной. (Руль.)

2. Небольшие неядовитые змеи. (Ужи.)

3. Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак. (Иван.)

4. Большая кукла в огородах для отпугивания птиц. (Чучело.)

5. Так называется наша страна. (Россия.)

6. Человек, который учит. (Учитель.)

- Проверяйте свои работы. (слайд)

Ученики объясняют орфограммы в словах, подчеркивают их.

Самооценка «!» - я молодец, написал правильно и красиво; «+» - хорошо, есть небольшие ошибки или исправления.

III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова на листочках: сирень, белка, ель, камыш, волк, ромашка, заяц, сторба.

- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

- Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным? Проверяйте. (слайд). - Где вы затруднялись? (В слове сторба, такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.)

- Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то - есть, иметь значение.

- Значит, какая задача сегодняшнего урока? (узнавать значение слова)

- Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с CD. Слово и его значение. Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

- Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)

- А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 28 (с. 15)

- Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)

- Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)

- Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)

- Сделайте вывод. (Если заменить звука или поменять их местами, может измениться слово и его значение.)

- Обозначьте звуки буквами и запишите слова. (Мишка, мышка, камыш.)

- Приведите свои примеры. (Нюра, нора, рано; ребята, работа.)

- Прочитайте вывод на странице 15.

Упр. 29 (с.16)

- Что видите на рисунке слева? (Ладья – судно с парусом и веслами.)

- Почему другие слова не подходят к рисунку? (Лодка не подходит, так как у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, потому что у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль – большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, которых может быть три и более.)

3. Работа с CD. Слово и его значение. Звуки и буквы. Рассказ Иван Ивановича Самоварова (отрезки 1-3)

- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто? Что?)

- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие предметов? (Что делает?)

- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

V. Физкультминутка

Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.

Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.

Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.

И опять настала тишь.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 30 (с. 16) (Самостоятельное выполнение.)

- Проверяйте работы друг друга.

Самооценка «!» - выполнил без ошибок, «+» - была ошибка, но исправил.

Упр. 30 (с. 17)

- Самостоятельно постройте модель слова «радуга». Проверяйте. (слайд)

Самооценка.

VII. Рефлексия

1.Упр. 32 (с. 17), работа над пословицей.

- Как ответили на вопрос? (Ядро – значение слова. Пустые слова – бессмыслица.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр.1 (с. 9), по вариантам. 1–й вариант – 1-я строка, 2-й вариант – 2-я строка. Взаимопроверка. (слайд)

  1. Работа с CD. Слово и его значение. Упр. «Помоги паучку сплести паутину»

VIII. Подведение итогов урока

- Что узнали сегодня на уроке про значение слова? (У каждого слова должно быть значение. Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)

- Придумайте свое слово и объясните его значение, у кого получится самое смешное, интересное слово.

- Урок окончен, спасибо всем.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ