Конспект урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"





Конспект открытого урока

в 3 классе МБОУ «школа №53»

Кировского района г. Казани


на тему

«Сложные слова

и их правописание»

(урок - закрепление)


Подготовила: учитель

Голикова Регина Ириковна







Казань 2012

Тема урока: Сложные слова и их правописание.

Цели урока:

1. Систематизировать знания учащихся по теме.

2. Развивать умение подбирать однокоренные слова, отработав навык грамотного письма безударной гласной в корне слова.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность,.


Задачи:

1) Развивать умение образования сложных слов с корнями: -сам-, -воз-.

2) Образование новых слов по типу известных (словотворчество).

3) Закрепление навыка нахождения, написания и объяснения орфограмм.

4) Разбор слов по составу (морфемный разбор).

5) Стимулировать творческий подход учащихся при достижении поставленных целей и задач;

6) Закрепить навык определения сложных слов и их правописания.


Методическая база:

  • Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н.Бунеев;

  • «Дидактический материал к учебнику русского языка 3 класс» Л.Ю.Комисарова;

  • Методические рекомендации для учителя Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.


Оборудование:

  • Тетрадь по чистописанию Р.Н. Бунеев;

  • Презентация к уроку;

  • Толковый словарь русского языка;

  • Иллюстрации;

  • Карточки (морфемный разбор, словарная работа).


Ход урока:

1. Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята. Повернитесь, пожалуйста, и подарите улыбки нашим гостям.

- Мы очень рады видеть вас сегодня у нас на уроке русского языка.


2. Минутка чистописания.

- Как обычно начинаем урок с минутки чистописания. Урок № 51.

- Элементы каких букв будем сегодня прописывать?

- Вспомните про правильную посадку при письме.


3. Актуализация прежних знаний.

- Запишем сегодняшнее число, классная работа.

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка? (Презентация. Слайд 1)

- Что вы можете сказать о сложных словах?

- Какие соединительные буквы чаще всего встречаются в сложных словах?

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную?


(Слайд 2) Самоделкин, лежебока, белоручка, пустомеля, лентяй.

- Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте слова. Найдите лишнее.

(Ответы детей: Лентяй - не сложное)

- Спишите только сложные слова. Докажите, что это сложные слова. (Выделить корни и подчеркнуть соединительные гласные).

- Проверим (Слайд 2 /1)


- А какое слово ещё может быть лишним? Понаблюдайте за лексическим значением слов. (Самоделкин - имя, антоним).

- Что такое АНТОНИМ? ( Слайд 3.Справка из толкового словаря)

- Кому и за что могли дать такое имя? Какими качествами он должен обладать? (Самостоятельность, трудолюбие, мастеровитость, упорство)

- Могут ли нам на уроке такие качества понадобиться?


- Вот сейчас и проверим. (Упражнение 131 стр.92)

- Что необходимо сделать?

Параллельная работа на доске по цепочке и в тетрадях.


4. Самостоятельная работа.

Упр. 132 стр.92 устный разбор задания.


Физминутка.

Чтобы выполнить заданья,

Чуть-чуть надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем,

Надо косточки встряхнуть.

Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.

На носочки встали,

Лучики достали.

На корточки сели,

Вокруг посмотрели.

А теперь за парты

Тихо-тихо сели.


Самостоятельная работа в тетрадях.

(Паровоз, тепловоз, водовоз, электровоз, бензовоз, молоковоз, цементовоз.)

Устная проверка.


5. Закрепление.

Упр. 133 стр.92. (Слайд 3,4,5,6)

Запись с комментированием:, ковёр – самолёт, скатерть – самобранка, гусли – самогуды.

- Объясните написание этих слов.

(Слайд 3. Сапоги – ударение падает на 3 слог, в корне 2 безударные гласные, а – надо запомнить, о – проверочное слово «сапог»; скороходы- сложное слово, состоящее из двух корней –скор- и –ход-, соединительная гласная о.

Слайд 4. Ковёр- ударение падает на 2 слог, в корне безударная гласная о, проверочное слово «коврик»; самолёт – сложное слово, состоящее из двух корней – сам- и –лёт-, соединительная гласная о.

Слайд 5. Скатерть – ударение падает на первый слог, в корне слова безударная гласная е, проверочное слово «скатёрка»; самобранка – сложное слово, состоящее из 2 корней –сам- и – бр-, соединительная гласная о.

Слайд 6. Гусли – всё понятно. Самогуды – сложное слово, состоящее из двух коней –сам- и – гуд-, соединительная гласная о.


Вывод: У всех слов есть один общий корень – сам-. Все эти предметы всё делают сами.


- В каких сказках встречаются эти предметы? (Маленький Мук, Старик - Хотабыч, Алладин, Садко и др. )


Упр. 134 стр. 93. Коллективная работа по вопросам в задании.

- Чем занимается мальчик? Какую профессию он себе придумал? (Лужелаз Слайд 7).

- Запишите это слово и разберите его по составу.

- На какое слово оно похоже? (Водолаз).

- Прочитайте это стихотворение ещё раз и найдите в нём сложные слова. (В стихотворении нет больше сложных слов, но дети могут ошибочно назвать «подводник». Разбор по составу на доске.)


- Предлагаю игру «Словотворчество», которую мы придумали, прочитав это стихотворение.

(Слайд 8) корни –сам-, -вар-, -ход-, -пар-, -воз-, -сам-, - лёт-, -верт-, -сам-, -пар-.

Составление слов.

- Слово от меня «самолётопароходосамоваропаровозовертолёт»

- Как он может выглядеть? (Слайд 8)


6. Итоги урока.

- Чем мы сегодня занимались? Что делали?

- Что понравилось?

- Как вы сами себя оцениваете?

(Слайд 9)

- Можем ли мы теперь про себя сказать что мы «самоделкины»? (Слайд 10. Ай, да мы, МОЛОДЦЫ!)


7. Домашнее задание.

-Чем бы хотелось позаниматься дома? (Словотворчеством).

Творческое Д/з придумать свои сложные слова, нарисовать. В тетради упр. 5 стр.98.


Задание *- Послушайте стихотворение Н.Кончаловской (Слайд 11)

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,

И МОРКОФЕЛЬ дозрел.

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А таких БАКЛАЧКОВ

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.


- Обратите внимание на выделенные слова. Можно ли назвать их сложными? Почему?

- Можно ли назвать их «гибриды»? как вы понимаете это слово?

- Найдите сложное слово. (Садовник)


Задание ** Игра «Перекрёсток» (Слайд 11) карточки

Записать слова по горизонтали


1С






З

2

А




О


3


М


В



4



О




5


Р


Л



6

А




Ё


7 П






Т


  1. Шуруп, который сам нарезает резьбу (Саморез).

  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем (Пароход).

  3. Большой чайник (Самовар).

  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод)

  5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом).

  6. Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк).

  7. Огнестрельное оружие. (Пулемёт).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ